20-12-2018 20:55

Социально-значимая деятельность: определение, особенности, развитие и примеры

Задача современной школы – обучение и подготовка к следующей ступени образования. Справедливо ли это утверждение? Отчасти. На практике круг задач намного шире. Когда речь идет о разностороннем развитии, на первый план выходят такие мероприятия, в которых ребенок может не только продемонстрировать свои знания, но и личные качества, способности. Поэтому такое внимание уделяется сегодня организации социально-значимых акций и проектов для учащихся.

Что это такое?

Есть несколько определений, но в целом смысл сводится к следующему: это последовательность действий, направленных на решение определенных социальных проблем и преобразование окружающей действительности. В современной школе это направление работы становится одним из приоритетных. Такая деятельность позволяет детям научиться справляться с различными ситуациями, включиться в работу по улучшению социальной ситуации.

Крейсеры Второй мировой войны: характеристики, особенности конструкции и история созданияВам будет интересно:Крейсеры Второй мировой войны: характеристики, особенности конструкции и история создания

Цель социально-значимой деятельности в школе:

  • формирование социальных компетенций, нравственное развитие;
  • знакомство с различными социальными процессами с «погружением в ситуацию»;
  • приобретение коммуникативных и практических навыков, умения видеть проблемы и не оставаться в стороне.

Зерно: строение, структура и химический составВам будет интересно:Зерно: строение, структура и химический состав

совместная работа над проектом

Педагоги уверены, что участие в социальных проектах – действенный способ социализации и гражданского воспитания учащихся, возможность сформировать правильные ценностные установки не в теории, а на практике.

Развитие социально-значимой деятельности

Формирование социальной ответственности и самостоятельности важны и с педагогической, и с общественных позиций. Потенциал школы может эффективно использоваться для интеграции учащихся в социальную систему. Для этого необходимы:

  • поэтапное создание гуманистических нравственных ориентиров, начиная с младших классов;
  • постоянное взаимодействие воспитательной системы и ближайшего социального пространства;
  • деятельностные технологии, позволяющие ребенку принять непосредственное участие в решении проблем;
  • сотрудничество педагогов, учащихся, родителей.

Династия Строгановых: история рода, происхождение и наследие, интересные фактыВам будет интересно:Династия Строгановых: история рода, происхождение и наследие, интересные факты

Системность заключается в том, что социально-значимая деятельность, в которую вовлекаются школьники, осуществляется в течение всего учебного года. Может инициироваться педагогами или родителями, но проводимые мероприятия должны быть лично значимы для учеников.

Основные направления

Социально-значимая деятельность школьников на сегодняшний день довольно разнопланова. В течение года в школах реализуются десятки проектов, носящих социальную окраску. Однако можно выделить несколько традиционных направлений работы:

  • гражданско-патриотическое;
  • экологическое;
  • культурологическое;
  • благотворительное;
  • социологическое;
  • историческое;
  • здоровьесберегающее.

Часто в организации социальных практик используется формат волонтерского (добровольческого) движения. Сюда относятся:

  • оказание помощи и поддержки социально незащищенным группам населения;
  • благоустройство (озеленение) территорий;
  • работа с подшефными учреждениями (детские сады, детские дома, дома престарелых);
  • поддержание работы учреждений культуры, спорта;
  • проведение опросов общественного мнения.

удачный финал проекта

Рекомендации по организации социально-значимой деятельности

Обязательными условиями успешности данного направления в работе школы являются системность, регулярность, нормативное обеспечение, творческий подход, вовлеченность всех участников образовательного процесса. Организация социально значимой деятельности может сопровождаться следующими локальными положениями:

  • приказ руководителя (о назначении ответственных лиц);
  • план-график на текущий учебный год;
  • инструкции по соблюдению техники безопасности;
  • письменные заявления-согласия родителей учащихся.

Для работы формируется группа педагогов, определяющих тематические и временные блоки социально-значимой работы. Перед началом каждого из них школьников и их родителей знакомят с планом мероприятий. Довольно часто они проводятся в соревновательной форме, что увеличивает интерес со стороны участников. Обязательным является инструктаж детей перед началом каждого мероприятия. Также проводятся мониторинги, позволяющие определить мнение ребят и их родителей, выявить имеющиеся недостатки.

Социальные проекты в начальной школе

Социально-значимая деятельность играет важную роль в развитии школьников всех возрастов. Но первые шаги на этом поприще следует делать уже в младших классах.

В социальных инициативах учеников начальной школы проявляется их потребность в активной деятельности, самостоятельности, независимости, стремление к участию в жизни других. Поэтому так важно привлекать их добровольческому движению.

социальные проекты в начальной школе

Помимо возможности научиться делать правильный выбор и действовать, большое значение имеет групповой характер работы. Не зря говорят, что ничто не сближает лучше, чем совместный труд. Социальные проекты помогают ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми, брать на себя обязательства и выполнять их. В качестве направлений работы лучше выбирать те, которые касаются ближайшего окружения младшего школьника, чтобы обеспечить его интерес и вовлеченность.

Гражданско-патриотические проекты

Патриотическому воспитанию подрастающего поколения сейчас уделяется особое внимание. И это заметно отражается на организации социально-значимой деятельности современной школы. Формирование осознанной гражданской позиции, уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны – именно такие задачи отражены в Концепции духовно-нравственного воспитания. Для достижения этой цели необходимо сочетать просветительские (тематические беседы, классные часы) и практические (мероприятия, проекты, акции) методы. Среди возможных форм социально-значимой деятельности гражданско-патриотической направленности:

  • организация поисковых отрядов и работа в архивах;
  • этнографические экспедиции;
  • интервью с известными жителями города (области);
  • сбор материалов, оформление экспозиций школьного музея;
  • проведение краеведческих экскурсий;
  • встречи и организация адресной помощи ветеранам (боевых действий, труда);
  • участие в мероприятиях, посвященных дню Победы и другим знаковым датам;
  • уход за мемориальными памятниками;
  • организация военно-патриотических спортивных игр.

военно-патриотические проекты

«Наш дом»: экологическое движение

Вовлечение школьников в практическую работу по изучению и охране природы – одна из наиболее эффективных форм экологического воспитания. В рамках социально-значимой деятельности по этому направлению происходит воспитание экологической культуры и формирование активной жизненной позиции.

Масштабность природоохранных акций, в которых участвуют школьники, может варьироваться от пришкольной территории до района, города и области. Это может быть:

  • уборка и вывоз мусора;
  • очистка парков, скверов, береговой зоны водоемов;
  • озеленение участков;
  • сбор макулатуры, пластика, утилизация батареек;
  • экономия воды и электроэнергии;
  • пропаганда осознанного отношения к окружающей среде (опросы, листовки, выступления).

уборка мусора

Волонтерское движение

Одна из популярных и востребованных форм социально-значимой деятельности. Волонтер – человек, который по собственному желанию в свободное время безвозмездно делает нечто полезное для окружающих. Он может не иметь специальных навыков, но готов учиться, помогать, делиться своим опытом с другими. Волонтерскому движение присущи:

  • бескорыстие;
  • добровольность;
  • полезность в социальном плане;
  • организованность;
  • вовлеченность участников.

Можно выделить несколько основных видов и направлений добровольческой деятельности:

  • взаимопомощь, поддержка разных социальных групп;
  • благотворительность;
  • участие в самоуправлении;
  • пропаганда и просвещение.

экологический десант

Благотворительные акции

Способность к эмпатии, умение сопереживать сегодня встречаются не так часто. Формирование этих качеств происходит в юном возрасте, поэтому так важно создать условия, в которых ребенок научится сочувствовать окружающим, оказывать помощь.

Благотворительные акции и проекты – одно из важнейших направлений социально-значимой деятельности. В них могут вовлекаться педагоги, школьники, их родители, а также представители благотворительных фондов, организаций, группы волонтеров. Обычно речь идет о помощи тем, кто в ней нуждается. Это могут быть пожилые люди, больные, малообеспеченные категории граждан, сироты, беженцы, пострадавшие от стихийных бедствий, животные и т. д.

благотворительная ярмарка

Традиционными сегодня становятся благотворительные школьные ярмарки, концерты, аукционы и марафоны, позволяющие собрать необходимые средства.



Источник