Статья
Однопалатный парламент: особенности, преимущества и недостатки
0

Однопалатный парламент: особенности, преимущества и недостатки

by admin14.02.2019

Парламент – это орган правительства, который уполномочен принимать законы и осуществлять надзор за его администрацией. В мире распространены два вида законодательных органов: однопалатный и двухпалатный. Каждый из них имеет свои особенности. Однопалатный парламент – это такая система правительства, в которой единое центральное подразделение имеет полное право принимать законы и решения относительно политики правительства.

Определение

Однопалатный парламент – форма правления, состоящая только из одной законодательной палаты или собрания. Среди его характеристик можно выделить концентрированные полномочия, унитарную систему правления, быстрое принятие политических решений.

В его функции входят принятие законов, бюджета, контроль за администрацией, обсуждение вопросов, касающихся планов развития, международных отношений, национальных планов и т. д.

Члены однопалатного парламента избираются народом напрямую. Кроме того, благодаря своей простоте, вероятность возникновения тупиковой ситуации гораздо меньше, по сравнению с двухпалатным законодательным органом.

парламент Фиджи

Где существует

Однопалатный парламент действует в таких странах, как Иран, Норвегия, Швеция, Болгария, Дания, Венгрия, Монако, Сербия, Турция и т. д. Однопалатные системы стали более популярными в ХХ веке, и некоторые государства, включая Грецию, Новую Зеландию и Перу, перешли от двух- к однопалатной системе.

Небольшие страны с давно установившимися демократиями, как правило, имеют однопалатные системы, в то время как более крупные могут иметь либо одно- либо двухпалатный законодательный орган.

здание однопалатного парламента Швеции

Особенности

Однопалатный законодательный орган или механизм – это система, при которой все полномочия аккумулируются только в одной палате или собрании.

Как правило, формируется однопалатный парламент в унитарном государстве, в то время как двухпалатный характерен для федеральной системы управления.

Принятие решений по вопросам политики и законотворчества в этом случае является более эффективным по сравнению со вторым типом законодательного органа. Это объясняется наличием только одной палаты, поэтому принятие закона требует меньше времени.

Формирование однопалатного парламента почти всегда происходит в ходе всеобщих и прямых выборов. В некоторых странах (например, Брунее, Бутане) большая часть мандатов отдается представителям знати или лицам, занимающим высокие должности. В некоторых случаях, как, например, в Египте, главой государства назначаются лица, которые имеют особые заслуги перед государством.

однопалатный парламент Албании

Осуществление деятельности

Парламент голосует по законопроектам, которые предлагаются его членами (парламентариями) или правительством. Все законопроекты, кроме бюджета и изменений в Конституции, утверждаются простым большинством голосов парламента. Также он утверждает премьер-министра.

Конституция государства определяет количество членов парламента и срок его полномочий, который чаще составляет четыре или пять лет.

В большинстве случаев парламентариям свойственно наличие больших полномочий: в некоторых странах они избирают президента и занимаются формированием правительства, которые несут ответственность перед парламентом. При этом у всех депутатов равный статус.

Этот законодательный орган имеет свою внутреннюю структуру. Руководство заседаниями осуществляется председателем (в англосаксонских странах его называют спикером) либо коллегиальным органом. У председателя есть один или несколько заместителей; коллегиальные органы избирают председательствующего, в функции которого входит ведение заседаний.

заседание парламента Турции

Преимущества и недостатки

Основным преимуществом однопалатной системы является то, что законы могут приниматься более эффективно. Однако в этом случае возможно возникновение ситуации, при которой тот или иной закон принимается слишком легко, даже если большинство граждан страны его не поддерживает. Группы с особыми интересами могут более легко влиять на однопалатный законодательный орган, чем двухпалатный, и групповое мышление оказывается более вероятным. Поскольку однопалатным системам требуется меньше законодателей, им может потребоваться меньше денег для работы. Они также могут вносить меньше законопроектов и проводить более короткие законодательные сессии.

Среди недостатков этой системы можно назвать то, что административно-территориальные единицы в однопалатном парламенте не всегда представлены в полном объеме. Кроме того, в этом случае он может получить полномочия других органов государства. Или власть будет узурпировать политическая партия, представленная в однопалатном парламента в большинстве. Также следует отметить отсутствие противовеса в виде второй палаты и возможную вероятность радикализации парламента.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *