Статья
Какие отношения регулирует земельное законодательство? Основные положения земельного законодательства
0

Какие отношения регулирует земельное законодательство? Основные положения земельного законодательства

by admin09.11.2018

Земельное законодательство регулирует отношения, которые прописаны в законодательных актах страны и находятся под защитой государства. К таким документам можно отнести земельный, градостроительный, жилищный, строительный и другие кодексы, а также ряд законов, принимаемых государственной думой («Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», «О землеустройстве» и многие другие).

Папка с законами и печать

Определение категории «земельные отношения»

Земельное законодательство в России выступает комплексным атрибутом многих сфер деятельности. Следовательно, имеет трудную структуру управления. Провести черту между различными сферами в законодательствах по кодексам или законам можно с помощью 3-й статьи Земельного кодекса (далее ЗК) «Отношения, регулируемые земельным законодательством». Суть статьи говорит о том, что все эти отношения применяются для защиты и обеспечения благополучия населения, которое проживает на определенной территории. А вот уже гражданский кодекс, к примеру, регулирует как этой территорией распоряжаться, пользоваться и владеть, т. е. определены имущественные отношения по заключению различных сделок.

Лучше поздно, чем никогда

Российское законодательство, регулирующее земельные отношения в РФ, развивалось достаточно неоднозначно. Первые попытки объединить все важные элементы земельных отношений в единый регулирующий элемент были начаты в далеком 1922 году, принятием ЗК. С учетом специфики регулирования и возможных правовых недочетов, этот документ того времени включал в себя множество пробелов, которые приходилось устранять уже на региональном и местном уровне. Также другие, смежные ведомства, брали на себя ответственность по тем или иным земельным отношениям. Так, выгоду применения всегда можно было выразить в денежном эквиваленте, а неудачу списать на пробелы и халатность земельного ведомства.

В дальнейшем ЗК был переписан в 1971-м и в 1991 году. Но все эти поправки были поверхностные и не давали полного охвата деятельности, что восполнялась указами Президента. И только спустя 10 лет был принят действующий и по ныне ЗК РФ с различными поправками и нормами регулирования отношений по земельным вопросам.

Молот судьи

Земельный кодекс как гарант земельных отношений

Принятый почти 20 лет назад ЗК всегда имел тенденцию к трансформированию и адаптации к действующим условиям рыночной экономики. Земельное законодательство регулирует отношения не только ограничиваясь нормами сегодняшнего дня, но и учитывает динамику изменений, которые могут произойти в рамках земельных отношений. За все это время существования в действующий ЗК вносилось множество поправок и дополнений, которые решали различные вопросы, заполняли имеющие и возникающие пробелы в этой сфере. Так, например, к концу 2018 года было принято более 100 «корректирующих» поправок к первоначальному тексту земельного кодекса.

Самыми важными для реструктуризации и дополнений для ЗК РФ были 2011-2015 годы. В течение которых было принято в общей сложности более 50 государственных законов, дополняющих и отвечающих на вопрос, какие отношения регулирует земельное законодательство?

В законодательной практике государства с принятием и утверждением кодекса по определенному виду деятельности принято утверждать и федеральный закон с поправкой «О введении в действие». В отношении земельного законодательства исключения не было и такой ФЗ за номером 137-ФЗ, одновременно с кодексом, был утвержден и принят в один день.

На сегодняшний день земельный кодекс РФ сгруппирован из девятнадцати глав. В общей сложности закон включает 107 статей.

Руки, росток, земля

Основные задачи: защита благосостояния населения и земли

Отношения, регулируемые земельным законодательством, образовали основные принципы, по которым строиться политика в рамках данной области. Все это говорит о тщательной проработке действующего ЗК и его нацеленности на результат.

Защита благосостояния человека отражена во многих аспектах деятельности всех государственных органов, но в части ЗК ее можно проследить в 40-й статье, где говорится об обязательном соблюдении норм строительной, экологической, санитарной, гигиенической и других сфер. Применение каких-либо работ необходимо без вреда окружающей флоре и фауне, что регламентируется в 42-й статье ЗК РФ. А статья 13 гласит об обязательствах перед владельцами участков о совокупном комплексе мер, которые необходимо учитывать при ее эксплуатации

Характерные черты земельной политики по защите земли можно раскрыть с помощью ряда принципов:

  • занесение редких территорий и участков земли под особый контроль и защиту государства;
  • осуществление земельной политики как гарант благополучной жизни всего населения;
  • распределения земельных угодий с учетом надобности региона с приоритетным направлением на сельское и лесное хозяйство в ущерб строительству недвижимых объектов.

Из основных задач можно сказать, какое значительное внимание тратится в Земельном кодексе на защиту земли.

недвижимость в городе

Недвижимость и земля как два неотделимых союзника

Важным атрибутом, где земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земельных участков и населения, выступает принцип: “Недвижимость и земля как два неотделимых союзника”. В итоге получаем, что все объекты, построенные на участке тесно взаимосвязаны с самим участком за исключением тех, которые устанавливаются правительственными законами. Земельное законодательство регулирует имущественные отношения, что сказывается на фундаментальной вещи всей земельной политики, где участок земли определяется главным звеном.

Все эти нормы прописаны в 35-й статье, где указано, что, приобретая или продавая участок земли со строением, покупатель (продавец) также должен купить (продать) строение, присутствующее на этом участке. В данном случае покупатель, соглашается на приобретение недвижимости на земле, которую он купил.

В свою очередь, такая же норма закона отражена в 273-й статье гражданского кодекса, которая отражает отчуждение прав собственности на сооружение или строение при переходе права на участок земли.

Если речь идет о государственном или местном праве владения, то можно обратится к 36-й статье ЗК РФ, которая отражает исключительные права и обязанности при передаче собственности и права на владение, приватизацию и аренду, а также специфические условия разделения прав на объект между несколькими участниками.

За все нужно платить, даже за землю

Очень важно отметить, что земельное законодательство регулирует отношения на ряду с принципами владения земли на платной основе.

Это понимание, что за все нужно платить, выступает основным отличием всей земельной политики дореформенных времен и сегодняшней реальностью.

Имея множество пробелов и проблем, земельный кодекс тех лет однозначно говорил о том, что пользование землей основано на бесплатной основе, с поправкой на некоторые ограничения, описанные в кодексе.

Весы правопорядка

Стороны и элементы отношений в земельной политике

Из 5-й статьи отношения, регулируемые земельным законодательством, определяют членов этих правоотношений – стороны земельных отношений. На их месте могут оказаться юридические или физические лица, Российская Федерация или ее субъекты, а также муниципальные образования.

Из статьи 6 того же ЗК можно узнать список элементов земельных отношений: отдельные части и районы земельной территории, а также земля как природный элемент и ресурс.

Государственная и частная собственность

Земельное законодательство регулирует общественные отношения по различным направлениям общей земельной политики, но вопрос принадлежности собственности является одним из самых значимых. Так, действующий юридический гарант, выраженный в ЗК, дает несколько повествований данного вопроса.

Статьи 18 и 19 разъясняют о принадлежности государственной и муниципальной собственности, с поправкой на исключения и право владения тем или иным земельным участком.

В 15-й статье расписаны нормы владения участками земли юридических и физических лиц. Эти нормы характеризованы равными правами в рамках приобретения, владения и распоряжения объектом собственности. Также необходимо указать, что государственная собственность может быть передана в частную, и наоборот.

земельное законодательство регулирует отношения

«Купи-продай», или Как правильно распорядится участком земли?

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию особых норм, дающих право приобретать, продавать и сдавать в аренду, имеющийся в собственности участок.

Все особенности по процессам отчуждения участка занесены в 37-ю статью ЗК РФ, а также обобщаются в рамках Гражданского кодекса с 450 по 490 статью.

После подписания и прохождения всех юридических инстанций покупатель обязан заплатить обозначенную сумму денег, а продавец предоставить все документы на оговоренный участок.

По закону нельзя самостоятельно изменять обременение территории и охраняемой зоны, т. е. предназначение земли остается в рамках подписанного договора. Элементом сделки выступают только те объекты, которые имеют кадастровый учет с государственной гарантией.

Отношения, возникающие с государственной собственностью, регулируются 28-й статьей ЗК РФ, и характеризуются равными правами, как граждан, так и юридических лиц на получение такой собственности в распоряжение или права взять в аренду. Бесплатное использование этих норм возможно в рамках дополнительных региональных или федеральных законов по конкретным случаям.

Строить или не строить — вот, в чем вопрос

Земельное законодательство регулирует отношения в сфере предоставления участков под строительство различных объектов недвижимости. Это ограничивает многих потенциальных покупателей использовать территорию в своих целях, не учитывая окружающую среду и защиту населения.

Исходя из статьи 30 ЗК РФ можно констатировать, что реализация участков должна вестись с предварительным согласованием на строительство, кроме случаев, которые вынесены на торги по средствам аукционов и торгов. Но и в этом случае у желающих приобрести определенную территорию должен быть перечень документов, подтверждающих необходимость строительства данного объекта с возможными социальными и культурными строениями.

Установление порядка приобретения физическими лицами участков, которые находятся в собственности местных властей или государства для строительства отражены в статье 34. Правила предоставления участков – статья 33. Рассмотрение и принятие решения о выдаче свидетельства на строительство указаны в 32-й статье. А 31-я статья описывает процедуру выбора участка земли.

Возможности и ограничения собственников участков земли

В рамках 40-й статьи собственник земли имеет ряд прав и обязанностей, которые характеризуют его деятельность по отношению к принадлежащему ему участку земли. Так, он вправе полностью распоряжаться и пользоваться недрами земли по своему усмотрению, сооружать любые строения, проводить различные мелиоративные виды работ. Все это сводится к условиям, которым не противоречат нанесение ущерба окружающей территории и ущемление прав близлежащих территорий.

В законодательстве также нет указаний по объему прав на участок. Собственник может быть как юридическим, так и физическим лицом, а также дробить землю на различные части по своему усмотрению.

Свободная земля

Законодательный процесс по обеспечению земельных участков

Территориальная категория и назначение земли выступает отдельно в земельных отношениях. Из 78-й статьи право на землю для сельского пользования могут получить предприятия различных профилей (образовательные, научные, сельскохозяйственные), а также граждане или некоммерческие учреждения сфера деятельности, которых напрямую связана с аграрной отраслью.

Для земель с особым положением и защитой отведена глава 17, посвященная земельным участкам, которые находятся под защитой государства.

Закон, который регулирует фонд леса отражен в отдельном одноименном кодексе, а также 101-я статья ЗК РФ, про земельные участки лесных территорий.

Итог

Утвержденный, и действующий с октября 2001 года, Кодекс по земельным отношениям объединил множество противоречивых принципов земельного законодательства в единый документ. Отличительный признак такого акта – прозрачное видение систематизации и результативности всех процессов земельного законодательства регулируемых отношений. Все эти предпосылки определили больший диапазон разногласий и мнений в кругу политических движений, рассматриваемых на заседаниях Правительства и государственного аппарата страны. Следовательно, большинство статей видятся объемными и остаются «сырыми». А иногда встречаются внутренние расхождения между разными статьями.

Важной составляющей этого акта выступает то, что объектом отношений является земля. В итоге, происходит смещение в область регулирования других ведомств и норм законодательства.

Эти факты лишь подчеркивают постоянную необходимость совершенствоваться и вносить поправки. По истечении семнадцати лет Земельный кодекс по-прежнему трансформируется и преобразуется под возникающими условиями. И это не мешает ему благополучно решать возлагаемую миссию в реалиях современной политики.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *