20-12-2018 17:56

Крейсеры Второй мировой войны: характеристики, особенности конструкции и история создания

Крейсеры Второй мировой войны - большие многоцелевые быстроходные артиллерийские корабли, которые выполняли самые разные задачи в нападении и обороне. Данные цели они осуществляли самостоятельно и в рамках корабельных соединений. Широкое разнообразие выполняемых крейсерами задач привело к появлению целого подкласса специализированных кораблей.

Например, в годы Второй мировой войны выделяли легкие, тяжелые линейные крейсеры, бронепалубные и броненосные, учебные и авианосные корабли. Менее трети из них были построены во время самой войны, еще часть - в 20-30 годы ХХ века, а оставшиеся единицы военно-морского флота участвовали еще в Первой мировой войне

Количество

Зерно: строение, структура и химический составВам будет интересно:Зерно: строение, структура и химический состав

Крейсера периода Второй Мировой

Крейсеры в Второй мировой войне играли важную роль в противостоянии. В настоящее время исследователи и военные историки подсчитали, что всего противоборствующими сторонами было использовано 346 крейсеров, 138 из которых погибли.

Абсолютным лидером по этому показателю являлась Великобритания, на вооружении которой находились 108 крейсеров. 37 из них были уничтожены. Больше всего у англичан было так называемых легких крейсеров.

В тройку стран по количеству крейсеров в Второй мировой войне также входят США (84 корабля) и Япония (51 крейсер). При этом японский флот понес в процентном и абсолютном соотношении самые существенные потери. К концу войны на вооружении остались только четыре крейсеры.

Династия Строгановых: история рода, происхождение и наследие, интересные фактыВам будет интересно:Династия Строгановых: история рода, происхождение и наследие, интересные факты

Статистика по остальным странам следующая:

  • Италия - 25 крейсеров.
  • Франция - 19 крейсеров.
  • Германия - 12 крейсеров.
  • Советский Союз - 10 крейсеров.
  • Аргентина - 7 крейсеров.
  • Испания - 6 крейсеров.
  • Нидерланды - 5 крейсеров.
  • Швеция - 4 крейсеры.
  • Турция - 3 крейсеры.
  • Бразилия, Греция, Перу, Польша - 2 крейсеры.
  • Югославия - 1 крейсер.
  • Линейные

    Крейсера Второй Мировой войны

    Рассмотрим в этой статье основные типы крейсеров периода Второй мировой войны, которые принимали участие в боях и сражениях.

    Важное место занимали линейные крейсеры - это класс артиллерийских кораблей, вооружение которых было максимально приближено к линкорам, однако они обладали более высокой скоростью за счет легкого бронирования.

    Данный тип крейсеров Второй мировой войны появился при развитии броненосцев. Предполагалось, что они станут авангардом морских сил, а в сражениях начнут исполнять функцию быстроходного судна. По сути, линейные крейсеры оказались в переходном положении между тяжелыми крейсеры ми и линкорами.

    Им было поручено выполнять следующие задачи:

    • содействие и поддержка небольшим крейсеры м-разведчикам;
    • разведка;
    • экспедиции в тыл вражеских сил;
    • преследование врага, который решил отступать в сражении;
    • окружение врага во время боевых действий.

    «Заречься» — это совершить добровольный отказВам будет интересно:«Заречься» — это совершить добровольный отказ

    Те корабли, которые были построены до войны, считались несбалансированными по тактико-техническим характеристикам, поэтому становились фактически ненужными для флота. Линейные крейсеры представляли собой вымирающий класс судов, который не оказал какого-либо влияния на итог войны.

    Тяжелые

    Намного большее значение оказали тяжелые крейсеры во Второй мировой войне. Они были предназначены для ведения боевых действий на значительных расстояниях, участвовали в установке минных заграждений, обеспечивали высадку морского десанта. У этих кораблей была развитая бронированная защита, которая могла эффективно противостоять артиллерии противника.

    Став важной силой для всех крупных флотов, участвовавших в войне, они интенсивно использовались армией Великобритании, Японии, США, Франции, Италии и Германии. Но при этом результаты их деятельности считались весьма неоднозначными. Например, английские крейсеры результативно проявили себя при обороне коммуникаций, за счет своей автономности могли на протяжении длительного времени оставаться на океанских просторах, нанося существенный урон вражескому флоту.

    Полезными оказались эти корабли и при эскортировании полярных конвоев. Но были и существенные минусы. При столкновении с серьезным противником примитивная система управления огнем и слабая защита значительно ограничивали их боевые возможности. Например, они были крайне уязвимы при атаках с воздуха из-за слабо развитой системы противовоздушной обороны.

    Американские тяжелые крейсеры были эффективны в качестве огневой поддержки при осуществлении десантных операций, при этом несли существенные потери, сталкиваясь с японскими эсминцами. Итальянские тяжелые крейсеры были не в состоянии добиваться успеха на больших дистанциях, а на сближение умышленно не шли из-за слабого бронирования. Более того, они вообще редко выходили в море из-за недостатка топлива, поэтому никаких успехов не добились в принципе.

    Не лучшим образом во время войны чувствовали себя и тяжелые крейсеры Гитлера. Только в начале они имели определенный успех, а затем были практически полностью уничтожены британской авиацией.

    Японские суда превосходно себя показали на первом этапе войны. Но когда в дело вступили подводные лодки и авиация, они не смогли им противостоять.

    Легкие и бронепалубные

    На таких крейсерах бронированная палуба защищала орудии и механизмы самого корабля. Броневым поясом они были оснащены по ватерлинии. Однако такие суда были устаревшими для начала Второй мировой войны. Как правило, их использовали только в качестве вспомогательных кораблей.

    Другое дело - легкие крейсеры Второй мировой войны. У них была развитая броневая защита, значительное артиллерийское вооружение. В разные периоды противостояния они принимали участие практически во всех значимых операция, однако и их эффективность была противоречивой. Немецкие легкие крейсеры в Второй мировой войне демонстрировали низкую мореходность, поэтому были переведены на Балтику. Там они действовали до самого конца войны без особых успехов.

    Итальянские корабли обладали высокой скоростью, но не могли пользоваться этим преимуществом из-за низкой броневой защиты. К тому же, их артиллерия была несовершенной. После первых существенных поражений они начали действовать предельно осторожно. Но и тогда несли потери, в том числе от английских эсминцев.

    «Оторопь» — это естественная реакция на неожиданноеВам будет интересно:«Оторопь» — это естественная реакция на неожиданное

    Японские легкие крейсеры считались устаревшими, что не позволяло им претендовать на успех непосредственно в бою. Поэтому их применяли для эскортирования десантных кораблей. Основные потери, как и немцы, они потерпели от авиации и подводных лодок.

    Легким крейсерам британского флота удавалось успешно противостоять даже противнику, который значительно превосходил их в силе. При определенных обстоятельствах они несли существенную угрозу даже для кораблей более высокого класса. По соотношению "цена-качество" корабли типа "Фиджи" многими считались идеальными судами. Основные потери им нанесла авиация.

    Американские легкие крейсеры были весьма современными и вступали даже в ночные сражения с тяжелыми крейсерами императорского флота Японии. В некоторых случаях даже выходили победителями за счет своей высокой огневой производительности.

    Советским Союзом этот тип судов также использовался. Однако не в том смысле, который закладывался при их строительстве. На Балтийском флоте на протяжении всей Великой Отечественной эти суда выполняли функции плавучих батарей, которые поддерживали защитников Ленинграда. На Черном море их применяли для решения самых разных задач, например, для высадки десанта. Главной опасностью для них были фашистские бомбардировщики. С середины войны они не участвовали в крупных операциях, опасаясь существенных потерь.

    Минные заградители и специализированные крейсеры

    Минные заградители получили наибольшее распространение во Франции и Великобритании. Например, английские корабли этого типа были вооружены универсальной артиллерией, а легкобронированные французские суда были способны поднимать на борт до двухсот мин.

    Военно-морские силы других участников войны не строили специальных крейсеров, становившихся минными заградителями. Однако они часто предусматривали вероятность перевозки большого количества мин на корабле в случае необходимости.

    С 1930-х годов некоторыми странами начали использоваться специализированные крейсеры, которые в результате стали именоваться крейсерами противовоздушной обороны. Их строили на базе небольших бронированных судов, которые были способны противостоять бомбардировщикам, выступали в качестве лидера эсминцев. Например, в Великобритании такими кораблями были крейсеры типа "Дидо", а на американском континенте - типа "Атланта".

    Эксперты отмечают, что этот принципиально новый класс себя все-таки не оправдал. Он был слаб для морского боя с серьезным противником, при этом не показал себя в качестве эффективного оплота флотской противовоздушной обороны. Британским кораблям этого типа не хватало скорости наводки и огневой мощи, а американские испытывали постоянные трудности с надежностью систем управления.

    Флот Советского Союза

    Советские крейсера Второй Мировой войны

    Крейсеры СССР в Второй мировой войны были задействованы на Черном и Балтийском морях. Уже в первый день нападения Гитлера на Советский Союз с крейсера "Киров" был открыт огонь по фашистским самолетам, направлявшимся на Ригу.

    С 4 сентября, когда фашистские войска вышли к Ленинграду, и до января 1944 года они регулярно обстреливались с крейсеров, стоявших в Балтийском море.

    На Черном море немецкие войска рассчитывали захватить порты с суши на протяжении от Туапсе до Одессы. Какие в этом районе советские суда использовались во Второй мировой войне? Крейсеры СССР назывались "Красный Кавказ" и "Червона Украина". Весной 1942 года вместе с мощным судном под названием "Ворошилов" они устроили успешный прорыв к Севастополю, доставив в город, который находился в осаде, такие необходимые в то время артиллерию, войска и боеприпасы.

    Регулярно успешно прорывался в Севастополь и черноморский крейсер "Слава", который был единственным, оснащенным опытной радиолокационной станцией. Громоздкое сооружение из металлических прутьев с вращающейся антенной было еще далеко от совершенства, но регулярно сообщало о приближающихся вражеских самолетах.

    В середине 1942 года во время боя у побережья Крыма у крейсера "Слава" оторвало корму. Работники морского завода, вовремя эвакуированного из Севастополя, позаимствовали эту часть судна с незавершенного крейсера "Фрунзе", приделав ее к поврежденному судну. Так оно вернулось в строй.

    В ноябре 1944 году Севастополь, наконец, был освобожден. На Графской пристани сегодня установлена мемориальная доска в память о крейсерах СССР периода Второй мировой войны.

    Японские суда

    Японские крейсера Второй Мировой войны

    Япония прославилась успешным использованием легких крейсеров. "Носиро", "Агано", "Сакава" и "Яхаги" активно участвовали в сражениях практически с самого начала войны. Они стали основой для следующей серии, из которой в строй успели ввести только "Оедо".

    В самом начале Второй мировой войны японские крейсеры (их числилось 39) были на вооружении императорского флота. Из них 21 легких и 18 тяжелых. Уже после начала войны в строй успели ввести еще четыре японских легких крейсера. Вторая мировая война могла завершиться победой нацистов.

    Однако если поначалу ситуация для японского флота складывалась благополучно, то к концу войны начались существенные потери. В 1944 году в течение буквально четырех дней отправились ко дну десять кораблей.

    Что произошло за год до окончания Второй мировой войны? Японский тяжелый крейсер "Наки" в ноябре, находясь в Филиппинском море под командованием вице-адмирала Сима, попытался вырваться из Манильской бухты. Начался ожесточенный бой с американской авиацией, в ходе которого он продемонстрировал выдающиеся качества, после чего даже стал считаться непотопляемым. Американцам все-таки удалось его потопить, но для этого им потребовалось 16 ракет, 6100-килограммовых и 13 полутонных бомб, 9 торпед.

    Уже затопленный "Наки" обследовали американские водолазы, обнаружившие на нем множество секретных документов и два миллиона иен. Уникальность ситуации заключалось в том, что это был единственный случай в истории, когда за один раз было обнаружено столько секретных сведений, представлявших огромное значение. В течение месяца после этого американская авиация потомила еще два японских тяжелых крейсеры - "Кисо" и "Кумано".

    В общей сложности, к концу война противники потопили 38 кораблей этого типа, еще три были полностью выведены из строя. Из всей армады уцелели только "Касима" - японский легкий крейсер. В Второй мировой войне его использовали для перевозки японских военных после окончательной капитуляции. А также "Сакава", затонувший у атолла Бикини во время испытаний американцами атомной бомбы.

    ВМС США

    Американские крейсера Второй Мировой войны

    Незабываемые игры, или Знакомьтесь, это викторинаВам будет интересно:Незабываемые игры, или Знакомьтесь, это викторина

    Строительство американских крейсеров началось только в 1918 году. За несколько лет были созданы несколько легких судов типа "Омаха", после чего последовал продолжительный перерыв длиною в шесть лет.

    Легкие крейсеры США были в дефиците к 1939 году, что побудило начать срочное проектирование недостающих боевых единиц. Для борьбы с японскими эсминцами предназначались корабли типа "дидо". Следующим этапом стали сразу семь крейсеров противовоздушной обороны.

    При проектировании американских крейсеров для Второй мировой войны обращали внимание на их возможность совершать дальние переходы, воевать на значительном расстоянии от своих морских баз. При этом крупные корабли у США всегда получались удачнее малых. Так что тяжелые крейсеры США в Второй мировой войне представляли для противников существенную угрозу.

    Например, именно на вооружении ВМС США находился крейсер "Балтимор". Его многие называли сильнейшим тяжелым крейсером Второй мировой войны.

    Немецкие силы

    Немецкие крейсера Второй Мировой войны

    Крейсеры Германии для Второй мировой войны начали формироваться в составе немецкого флота только с 1925 года. Именно тогда, по Версальскому договору, стране, проигравшей в Первой мировой войне, было разрешено получить 6 легких крейсеров. Одним из них стало судно "Эмден".

    С 1935 года Германия отказалась признавать какие-либо ограничения Версальского мирного договора, приступает в постройке мощных тяжелых крейсеров. Все, что касалось этих проектов, немцы тщательно скрывали, занижали цифры по водоизмещению и другие показатели.

    Судьба фашистских тяжелых крейсеров поначалу складывалась весьма удачно, особенно если не учитывать гибели "Блюхера". Известен корабль "Принц Ойген", который с 1940 года был на рейде в Северной Атлантике, сопровождал линкор "Бисмарк", который потопили англичане, сам же он сумел оторваться и зайти во французский порт Брест.

    Отсюда он уже выступил вместе с линкорами "Шарнхорст" и "Гнейзенау", направившись в воды Норвегии. Здесь он был подбит английской торпедой, после чего встал на ремонт на Балтике.

    Судьба его оказалась печальной. Вместе с "Нюрнбергом" был вынужден сдаться в Копенгагене. Оказался в плену у американцев, которые потопили его возле атолла Бикини.

    Британские ВМС

    Английские крейсера Второй Мировой войны

    Англичане приступили к строительству так называемых "вашингтонских крейсеров" еще в 1922 году. При этом прототипом для этих кораблей послужил британский океанский лайнер "Хокинс".

    Это были быстроходные и весьма мощные суда, которые при стандартном для того времени водоизмещении могли перевозить восемь мощных орудий, при этом развивать скорость более тридцати узлов. От вашингтонской формулы англичане стали отходить только в самом конце 20-х годов ХХ столетия, тогда и у них начали появляться тяжелые крейсеры. К тому же англичане еще со времен Первой мировой войны стремились создать универсальный крейсер, который сочетал бы в себе свойства океанского крейсера и эскадренного разведчика. Проводившиеся постоянно опыты, позволили им к 1929 году получить несколько удачных образцов - "Нептун", "Линдер", "Акилес", "Орион" и "Эйджекс".

    Ради экономии веса, которая в то время имела большое значение, на них было решено использовать линейное размещение котельных установок. Четыре котла были сосредоточены в отделениях, расположенных по соседству. Эти технические новинки значительно снижали живучесть корабля, так как смертельно опасной для него теперь становилась одна-единственная торпеда. Попав в отделение между котельными, она моментально выводила из строя все котлы без исключений.

    В будущем английские конструкторы начали применять иное расположение установок, максимально разнося котельные по судну.

    На развитие английского судостроения большое влияние оказало так называемое морское соглашение 1930 года, подписанное в Лондоне. Оно определило предельное водоизмещение для легких крейсеров. При этом были введены не только качественные, но и количественные ограничения. Документ подписали, помимо Англии, США и Япония. Заключенные соглашения побудили англичан перейти к судам с минимальным водоизмещением, чтобы на практике получить максимальное количество кораблей. В результате проектирование крейсеров серии "Линдер" было решено прекратить.

    С началом противостояния против фашистской Германии стали развивать легкие крейсеры Англии периода Второй мировой войны. Например, это были корабли типа "Фиджи", которые оказались намного быстроходнее, чем предшествующие им крейсеры проекта "Саутгемптон".

    Боевой опыт продемонстрировал невысокую потребность в кораблях такого типа. Зато значительное развитие получили легкие крейсеры "Аретьюза".

    Особняком при этом стоят английские крейсеры Второй мировой войны, которые выполняли функции минных заградителей. Конструктивно это были увеличенные эсминцы с силовой установкой и без брони, что позволяло им развивать внушительную скорость в сорок узлов, имея на борту по 160 мин и шесть 120-миллиметровых орудий.

    С самого начала Второй мировой войны на крейсеры королевского флота Великобритании легла значительная нагрузка. Об этом, например, свидетельствует тот факт, что из 73 судов, которые были построены после окончания Первой мировой войны, погибли треть. Максимальные потери британского флота пришлись на 1942 год, когда королевские ВМС лишились десяти крейсеров. Годом ранее погибли еще девять кораблей этого же типа.

    Окончательно в прошлое английские крейсеры ушли в конце 1960-х годов, когда три последних корабля этого типа были переоборудованы для других целей.



    Источник