16-01-2019 09:55

Французская социологическая школа: особенности учения, главные идеи

Французской социологической школой принято считать одно из направлений социологических исследований, основоположником которого является Э. Дюркгейм. В европейской социологии данный раздел занимает особое место, поскольку оказал огромное влияние на последующие научные течения. Об идеях французской социологической школы, ее представителях и их концепциях вкратце можно узнать, прочитав данную статью.

Основные понятия

Приверженцы французской социологической школы расценивают социум как систему нравственной взаимосвязи между людьми. Причем все общественные отношения для преимущественной части социума являются навязанными и носят принудительной характер. По их мнению, законы общества следует изучать только через призму социально-психологических факторов. Сторонники данных идей придерживались позиций, в соответствии с которыми любые события, явления, обстоятельства происходят часто по воле отдельных субъектов, обладающих в отношении других членов общества силой принуждения.

Клонирование растений: этапы, примеры, плюсы и минусыВам будет интересно:Клонирование растений: этапы, примеры, плюсы и минусы

Если рассматривать французскую социологическую школу кратко, следует также отметить роль сознания каждого индивидуума и коллективных представлений, без чего невозможно гарантировать устойчивость общественных отношений, взглядов, интересов, целей. Большое значение в данном вопросе имеет культура и религия, которые служат связующим звеном, объединяющим социум.

Индивидуальность и общество

Персептрон - это... Определение термина, особенности, применениеВам будет интересно:Персептрон - это... Определение термина, особенности, применение

Представители французской социологической школы занимались изучением обычаев, моральных и юридических норм, мировоззрения необразованных личностей. В частности Эмиль Дюркгейм был уверен, что традиции и культурный уклад предопределяют общность и единство народа, а в этом и есть его главная сила. Обычаи господствуют над сознанием каждого человека в отдельности. Именно к такому выводу ученый пришел, потому что в основе его суждений лежало представление о человеке как индивидуальной, биологической и социальной единице.

Позиция известного французского социолога, основателя французской социологической школы, имеет много общего с мнениями остальных представителей этого научного течения. Основным элементом, который отображается на отношениях индивида с окружающими его людьми, является биологическая природа его психики и психоэмоционального равновесия. Если же рассматривать человека, как индивида с материальной точки зрения, он выглядит как изолированное и самостоятельное существо, но при этом его сознание находится под воздействием общественного мнения и влияния различных социальных факторов.

Французская социологическая школа

Большая надбровная дуга. Выраженные надбровные дугиВам будет интересно:Большая надбровная дуга. Выраженные надбровные дуги

Представители французской социологической школы отождествляют индивидуальность с биологической уникальностью, но при этом общественная сущность человека, по их мнению, формируется в окружающей среде. Поэтому психику человека правильнее рассматривать не только с биологической, но и с социальной точки зрения.

Когда зародилось это научное движение

Как уже было отмечено, основателем французской социологической школы является Эмиль Дюркгейм. В основе научного движения лежит созданный ученым журнал L'Année Sociologique («Социологический ежегодник»). Представителями французской социологической школы в психологии также считают следующих исследователей-теоретиков: М. Мосс, П. Лапи, С. Бугле, П. Фоконне, Ж. Дави, Леви-Брюль.

Как самостоятельное научное течение школа возникла в начале прошлого века. Зарождение французской социологической школы Дюркгейма происходило в периоды издания «Социологического ежегодника», т. е. с 1898 года. Во время Первой мировой войны издание журнала было приостановлено. Публикация научных статей, монографий, обзоров французских социологов возобновилась только в 1925 году. И хотя официально издание журнала было прекращено в 1927 году, французская социологическая школа продолжала свою деятельность вплоть до начала Второй мировой войны.

Предводителем этого научного движения Эмиль Дюркгейм был до 1917 года. После смерти основателя французскую социологическую школу фактически возглавлял М. Мосс. Помимо социологов и психологов в издании журнала принимали участие известные экономисты, этнографы, историки, правоведы.

Характерные черты французского направления в социологии

Отличительной особенностью данной школы от других научных курсов можно назвать применение в ходе социологических исследований метода анализа. Причем приверженцы идей французской школы использовали его в рамках философского позитивизма – это и стало сближающей, интегрирующей концепцией в развитии теоретической сферы.

Французская социологическая школа Дюркгейма

Кроме того, особое значение уделялось вопросам социальной солидарности. Дюркгейм (как основатель французской социологической школы) открыто придерживался либеральных позиций, стремясь к мирному урегулированию проблем, связанных с классовыми разногласиями и противоречиями. Без учета интересов бедных сословий населения у социальных конфликтов не могло быть решения. Главными признаками французской социологической школы (как научного направления) является:

  • определение происходящих обстоятельств как социальной действительности в соотношении с изменениями биологической или психической природы индивида;
  • значение общества в формировании индивидуального поведения и характера человека;
  • утверждение социологии в качестве объективной, самостоятельной позитивной дисциплины, которая включает в себя различные антропологические направления.

Структура научной отрасли

"Анонсировать": значение слова, синонимыВам будет интересно:"Анонсировать": значение слова, синонимы

Приверженцы французской социологической школы смогли доказать, что социология сочетает в себе несколько разделов:

  • общая социология;
  • актуальные теоретические проблемы;
  • социум, структура общества;
  • религиоведение;
  • юридическая социология.

Тесное переплетение научных направлений предполагало необходимость привлечения к исследованиям экономистов, правоведов, лингвистов, историков, философов, культурологов. Отдельное место в этой системе наук принадлежит психологии. Французская социологическая школа обладает высоким уровнем научно-теоретической и практической интеграции.

Основатель французской социологической школы

Концепция Дюркгейма

Дуализм – фундаментальная идея концепции основоположника французской школы. Социолог рассматривал человека как существо двойственное: с одной стороны – организм биологический, наделенный психикой, с другой стороны – организм социальный. Причем в обоих случаях человек воспринимается как индивидуум, самостоятельная единица общества. Однако именно социум, по мнению Дюркгейма, играет первостепенную роль в становлении социальной сущности и отражается на формировании психического здоровья.

Эмиль Дюркгейм, который является основателем французской социологической школы, считал, что благодаря дуализму можно отличить людей от животных, которые по природе своей не могут иметь общественного опыта. Ученый рассматривает общество как отдельную реальность. Социум – это духовная система, комплекс, состоящий из различных мнений, знаний, методологии коллективной идеологии. Общество служит естественным отражателем массового мнения.

Главными факторами объединения социального окружения являются: речь, язык, коммуникативные навыки каждого члена группы. Это коллективные формы общения, ставшие результатом длительного развития социальной среды в целом, а не личности в отдельности. Окружающая человека речь принудительно воздействует на него, но принимает он ее без сопротивления и поиска альтернативы.

В то же время Дюркгейм принимал общество как одностороннюю структуру в системе коллективных представлений и общественного сознания. Следовательно, развитие мышления не имеет никакой связи с деятельностью человека. Непосредственный процесс вживления коллективных представлений общества в сознание каждого индивидуума интерпретируется как взаимодействие личного и социального.

Известный французский социолог

Идеи Леви-Брюля

В отличие от предыдущего ученого-социолога, основателя французской социологической школы Дюркгейма, Леви-Брюль придерживался тезиса о типах мышления человека и о некоторых аспектах мышления первобытных людей. Он посвятил множество научных статей теме становления человеческого общества, взаимодействию в нем отдельных субъектов. По мнению Леви-Брюля, накапливая знания о мире, законах существования Вселенной, человек постоянно меняет форму мышления. Сегодня оно является логическим, пришедшим на смену первобытному или пралогическому типу мышления.

Внутренние рассуждения древних людей алогичны, поскольку имеют магическую направленность. Первобытный человека не мог объяснить те вещи, которые современному человеку кажутся элементарными и не требуют толкования. Мышление человека в древности было подчинено законам сопричастия, то есть люди верили, что любые схожие предметы связаны какой-то магической силой, которая передается путем соприкосновения.

Алогическое мышление находит свое отражение и сегодня, проявляясь различными суевериями и предрассудками. Пралогическое мышление носит этиологический характер – это означает, что первобытные люди не признавали случайностей, но при этом не обращали особого внимания на противоречия и не нуждались в аргументации.

Леви-Брюль не считал алогическое мышление стадией, предшествующей логике в современном понимании. Тогда оно являлось лишь структурой, функционирующей параллельно с логической мыслью. В период развития общества и зарождения трудовой деятельности начался переход от пралогического мышления, которое являлось в большей степени продуктом интуиции и чутья, к последовательному рассуждению с поиском закономерностей. Здесь также можно обнаружить воздействие общества на сознание человека через систему коллективного опыта и представлений (религии, традиций, различных ритуальных обрядов и т. д.).

Французская социологическая школа кратко

Мысли Леви-Стросс Клода

Представителем позднего периода французской социологической школы является ученый Леви-Стросс Клод. Он занимался детальным изучением не только социологии, но и этнографии, был одним из приверженцев идеи структурализма. Теория мышления первобытных людей, созданная Леви-Стросс Клодом, идет вразрез с доводами Леви-Брюля. Этнограф придерживался мнения о том, что главным условием для развития культуры общества является стремление индивидуумов к единству, совмещению чувственных и рациональных начал, что не свойственно представителям современной цивилизации.

Этнологические исследования Леви-Стросс Клода позволили определить принципы структурной антропологии во всех направлениях человеческой деятельности:

  • изучение обычаев, традиций, культурных явлений в срезе национальных особенностей;
  • исследование данных явлений как многоуровневой и целостной системы;
  • проведение анализа вариативности культуры.

Конечным результатом исследования выступает моделирование структуры, которая определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления, так и виртуальным переходам от одного объекта к другому. При этом автор рассматривал первобытное мышление как проявление коллективного бессознательного ума, единого для древних и современных людей. Он состоит из нескольких этапов и операций: совмещения бинарных позиций и проведения анализа соответствия между общей и конкретной оппозицией.

Пьер Жане: основные тезисы

Стратегия ускорения: понятие, определение, реализация и результатыВам будет интересно:Стратегия ускорения: понятие, определение, реализация и результаты

Пьер Жане – автор множества работ по психологии. Французская социологическая школа включает его имя в перечень приверженцев теории общества и индивидуумов. Ученый проделал огромную клиническую работу, в ходе которой пытался найти причины нарушения баланса между психическими функциями. Его наблюдения имеют много общего с заключениями Зигмунда Фрейда, но Жане не занимался психоанализом. Француз стремился провести грань между нормой и патологией в психическом здоровье человека, но без учета сознания ческой психики, а рассматривая бессознательное, Жане ограничивал простейшими формами психического автоматизма.

Представителем французской социологической школы в психологии

Жане является представителем французской социологической школы в психологии, который одним из первых попытался выстроить общую психологическую линию, в рамках которой дал интерпретацию всех существующих психических явлений. Ученый рассматривал факты сознания в контексте объективной психологии. В качестве предмета исследования Пьер Жане использовал наблюдаемое, избегая бихевиоризма. Он отмечал, что рассматривать сознание правильнее в качестве акта особой формы элементарного поведения.

Психолог разработал свою систему иерархии рефлекторных действий - от примитивных до высших интеллектуальных актов. Труды Жане сыграли большую роль в развитии социологии и психологии. Российский ученый Выготский впоследствии придерживался теории Жане в процессе изучения ряда культурно-исторических теорий.

Исследователь считал, что поведение индивидуума не сводится к механизму, который автоматически отвечает на стимул, сигнал, исходящий извне. При этом бихевиористы исключали сознание из области изучения психологии. Пьер Жане называл два основополагающих условия психологии поведения:

  • феномен сознания как особой формы поведения;
  • максимальное внимание следует уделять формированию убеждений, размышлению, рассуждению, переживаниям.

По мнению ученого, нельзя игнорировать и определение модели речевого общения. В своей теории Жане отошел от элементаризма в сторону бихевиоризма, расширив поля психологии и включив в нее человеческие феномены. Исследователь доказал, что непосредственная связь между мотивацией и ответной реакцией свидетельствует о регулируемости поведенческой линии и возможности дифференцирования ролей в обществе.

Значение исследований в современном мире

Результатом высокой степени влияния исследований французской социологической школы на международные отношения является сочетание консервативных и новейших теоретических течений. Во Франции и многих других современных государствах встречаются проявления идеализма, модернизма, политического реализма и транснационализма, а также марксизма и неомарксизма. Основные идеи данных направлений упоминаются в работах представителей французской школы.

Историко-социологический подход к изучению сформировавшихся международных отношений предполагает детальный анализ работ историков, правоведов, географов, политологов, исследовавших проблемы указанной сферы. При формировании фундаментальных методологических принципов, типичных для французских теоретиков, свою роль сыграла философская, социологическая и историческая мысль, включая позитивизм Конта. В работах французского философа внимание приковано к структуре общественной жизни.

Французская социологическая школа психологии

Исследования авторов последующих поколений демонстрируют произошедшие модификации в течении социологических мыслей, опираясь на теоретические наработки Дюркгейма и исходя из методологических принципов Вебера. В социологии международных отношений подход обоих авторов предельно четко сформулирован известными политологами и публицистами. В целом социология Дюркгейма, по мнению Раймона Арона, позволяет понять особенности поведения людей, живущих в современном социуме, а «неодюркгеймизм» (так называют идеи последователей французской социологической школы) противоположен марксизму. Если при марксизме разделение на классы подразумевается под политической идеологией централизации власти, которая впоследствии приводит к нивелированию роли морального авторитета, то неодюркгеймизм преследует цель вернуть превосходство нравственности над мышлением.

В то же время отрицать наличие в обществе господствующей идеологии, как и необратимость самого процесса идеологизации, невозможно. Разные слои населения имеют разные ценности, так же как и тоталитарный и либеральный социум базируются на разных теориях. Действительность, будучи объектом социологии, не позволяет игнорировать рациональность, которая незаменима для практической деятельности общественных институтов.

Если человек признает влияние на него коллективных представлений, его сознание меняется. Неслучайно работы представители французской социологии пронизаны единой мыслью: все, что есть человеческого в человеке досталось ему от общества. В то же время идеалистическое восприятие общества нельзя назвать объективным из-за отождествления его с системой коллективных взглядов и представлений. Развитие мышления не имеет связи с развитием трудовой деятельности, а сам процесс укоренения коллективных представлений в сознании индивида толкуется как единство индивидуального и общественного.



Источник