17-01-2019 10:55

Васильев Леонид Сергеевич: биография, фото и изучение истории

Леонид Васильев - известный отечественный историк, социолог, религиовед, востоковед, который специализировался на Китае. Руководил лабораторией исторических исследований в национальном исследовательском университете Высшей школы экономики. В этой статье мы расскажем о его биографии и основных трудах.

Детство и юность

Историк Леонид Васильев

Леонид Васильев родился в Москве в 1930 году. Его родители были советскими интеллигентами. В 30-40-е годы приходилось постоянно переезжать вслед за главой семейства, который получал назначения на руководящие должности на разных предприятиях.

"Конфиденциально" — это? Толкование словаВам будет интересно:"Конфиденциально" — это? Толкование слова

Во время Великой Отечественной войны были эвакуированы в Ташкент. Затем жили в Харькове, где Леонид Васильев и окончил школу с золотой медалью. После этого он приехал в Москву, чтобы поступить в университет.

В 1947 году стал студентом исторического факультета МГУ. Поначалу Китаем совершенно не интересовался, но вскоре в СССР возник спрос на китаеведов. Однако Леонид Сергеевич Васильев сразу для себя решил, что будет заниматься древней, а не современной историей.

Работа в институте

Волконский Сергей Михайлович: биография, семья, участие в декабристском движенииВам будет интересно:Волконский Сергей Михайлович: биография, семья, участие в декабристском движении

Древний Китай

После вуза его определили в аспирантуру института востоковедения академии наук СССР. В 1958 году Васильев защитил диссертацию по общине и аграрным отношениям в древнем Китае. В 1974-м стал доктором исторических наук, представив работу по цивилизации Хуанхэ.

При этом уже с 1968 года Леонид Васильев совмещал научную работу с преподавательской деятельностью. Читал лекции в МГИМО, институте стран Азии и Африки.

В 2016 году герой нашей статьи скончался в Москве в возрасте 85 лет.

Вклад в науку

История стран Азии и Африки

Свою научную карьеру он начал с исследований древнекитайского общества. На протяжении практически всей карьеры его больше всего интересовали теории истории и макропроцессы. Это объясняется и тем, что уже в своих ранних исследованиях ученый обнаружил противоречия между существовавшими историческими фактами и формационной теорией, которая в то время были принята в СССР. Если следовать ей, то считалось, что на Древнем Востоке существовала рабовладельческая формация. Познакомившись с особенностями древнекитайского общества, он включился в дискуссию об азиатском способе производства.

Что такое плюмаж: его история и эволюцияВам будет интересно:Что такое плюмаж: его история и эволюция

В 1966 году Васильев пишет работу в соавторстве со Стучевским, в которой выражает взгляд на сосуществование феодального и рабовладельческого способов эксплуатации. При этом ни один из них не имел государственного значения, так как в Китае природные условия требовали труда большого числа людей, что затрудняло развитие конкретных форм эксплуатации, считают исследователи.

"История Востока"

История Востока

Итоговой работой стал учебник, опубликованный в 1993 году. "История Востока" Леонида Сергеевича Васильева вышла в двух томах. К настоящему времени была переиздана уже пять раз.

В своем труде герой нашей статьи пытается обобщить обширный фактический материал, основываясь на собственной концепции развития исторического процесса. В 1 томе "Истории Востока" Леонид Сергеевич Васильев противопоставляет консервативному Востоку интенсивно развивающийся Запад. Специфичный путь Китая не создавал условий для развития человеческого ума, технического прогресса, не способствовал раскрепощению личности.

Особенности религии

Историй религий Востока

Важный вклад заключается и в учебнике "История религий Востока" Леонида Васильева, который был издан впервые в 1988 году.

В этой книге он рассказывает, каким образом возникали разные учения и верования в восточных странах. Большое внимание в "Истории религий" Леонида Васильева уделено их роли в политической и социально-экономической жизни обществ и их культур.

В завершении он дает характеристику исламу, христианству, буддизму, индуизму. В настоящее время "История религий Востока" Леонида Сергеевича Васильева является ключевым учебным пособием для исследования этой темы.

Концепция истории

Основываясь на собственных статьях 1980-х годов, которые касались проблемы собственности и власти, Васильев выводит концепцию мировой истории. В своем исследовании он переносит теоретическую основу исследований, чтобы углубиться в основы понимания генерального процесса.

Результатом становятся несколько основополагающих идей, которые он излагает в своем шеститомнике.

Различия Запада и Востока

Книги Васильева

Первая идея основана на сопоставлении античной и древневосточной традиции. Васильев отмечает, что социополитический смысл общественной структуры в античности основан на формировании гражданского общества, которое создает выборное, а не наследственное правление.

Такая разница объясняет преимущества Запада перед Востоком, которые он называет "мировым городом" и "мировой деревней" соответственно.

После крушения Римской империи и появлении на территории европейского Запада варварских королевств античные традиции оказываются посреди "мировой деревни", становясь фундаментом западноевропейского средневекового города, который начинает формироваться заново.

Успех европейского Запада

Успех средневековых западноевропейских городов Васильев видит в феодализме, который становится модификацией восточной структуры общества. Ей присуща тяга к консервативности и стабильности. При этом в самом городе власть основана на античном типе самоуправления. Это предопределяет успех Запада по сравнению с традиционным Востоком.

Возрождение и Реформация, открывшие путь к свободомыслию, а также век Просвещения и Великие географические открытия становятся решающими этапами в формировании исторического процесса античного города, который постоянно укреплял свои позиции с тех пор. Быстрыми темпами ему удавалось обгонять статичный и традиционный Восток.

В XV-XVI веках Запад, который опирался на античные традиции, сумел поставить в колониальную зависимость от себя практически весь остальной мир.

"Мировая деревня" берет на себя руководящую роль

Всеобщая история

Третья ключевая идея Васильева была основана на том, что либеральный антично-буржуазный путь эволюции, доказав свое превосходство, практически оказался собственным могильщиком. При этом историк считал, что это произошло не в результате не оправдавших себя марксистских расчетов на европейский пролетариат, не довольный буржуазией. Виной всему стало то, что роль пролетариата на себя взяла "мировая деревня", недовольная своей отсталостью, то есть мир, который развивался вне Запада.

Ускорение темпов индустриализации и модернизация вместе с социальной политикой власти, избираемой народом, привели к тому, что капиталистические страны значительно обогатились. Мир вне Запада на это остро реагировал, начиная с большевистской Россией, потерпевшей крах во время Первой Мировой войны, а заканчивая тоталитарными режимами, ощутившими горечь той войны. К ним он относил немецкий нацизм, итальянский фашизм, многие другие корпоративные государства Америки и Европы. Все это на протяжении XX века существенным образом изменило облик планеты.

В условиях господства капиталистического строя на смену триумфу буржуазии приходит тоталитарный террор. В XX веке именно это становится причинами Второй Мировой и холодной войны, которые проходили на фоне деколонизации стран, существенно отстававших в своем развитии.

Следующим фактором становится ускорение их воспроизводства. Васильев отмечает, что при увеличении численности населения планеты в XX веке с полутора миллиардов человек до шести с половиной миллиардов, в Африке рост населения оказался почти 10-кратным, а в западных странах практически незаметным. Это привело к новому расцвету агрессивной экспансии фундаментального ислама, основанного на средневековых традициях.

Если следовать концепции Васильева, процесс эволюции человечества основан не на успехах в экономике и производительных силах, а зависит от идей, принадлежащих творческому меньшинству. Именно за счет этого создается фундамент для эволюции или появляются ограничивающие факторы. Правильные идеи становятся основой для процветания, а ошибочные или их полное отсутствие ведет к энтропии, за которыми кроется остановка в развитии, репрессии, террор, деградации и разрушения.

Предложенная концепция вызвала достаточно большой резонанс. Часть ученых пришла к выводу, что идеи, изложенные Леонидом Сергеевичем Васильевым, основаны на максимально простой схеме, призванной подчинить себе всю реальную историю. Исследователи при этом указывают на многочисленные противоречия в работе героя нашей статьи, нарушения логических связей, вольное обращение с трактовкой исторических события, упрощения, откровенные ляпы, которые не позволяют относиться к работе с полной серьезностью.



Источник