Статья
Стиральная машина СССР: обзор моделей с фото
0

Стиральная машина СССР: обзор моделей с фото

by admin05.02.2019

В старину люди стирали белье вручную. Из приспособлений имели: деревянный инструмент (валек), лоханку или чан, раствор просеянной золы (щелок) или отвар мыльного корня. Щелок очень хорошо отстирывал белье, стирали дома сами себе или же нанимали прачек. С появлением первых машин прачки, увы, остались без работы.

стиральная доска

Белье кипятили в растворе щелока в печи, на печи или же помещали внутрь чана специально нагретые, раскаленные камни, отчего вода кипела. Далее вынутый из чана комок белья клали на лавку и долго били по нему деревянным орудием – вальком – до тех пор, пока не переставал брызгать мыльный раствор.

Как стирали белье до пятидесятых годов

Стирали в ванной, в тазиках, в корытах. В помощь хозяйкам было гениальное изобретение 1797 года – стиральная доска. Намыленное белье терли поперек рубчиков приспособления, и вся грязь отваливалась. Название «стиральная доска» сохранилось как метафора применительно к дорогам плохого качества.

Первые стиральные машины

По некоторым данным, первую стиралку запатентовал Ноа Кушин, который изобрел первое устройство с ручным приводом, где надо было крутить специальную рукоятку.

Самые первые машинки были изготовлены в 1851 году в Америке Джеймсом Кингом. Они приводилась в действие ручкой. В 1874 году Уильям Блэкстон изобрел первую бытовую стиральную машину. А агрегат с электродвигателем родился в 1908 году, его изобрел Алва Фишер.

Первые стиральные машины в СССР

Как и когда они появились? Впервые в СССР стиральные машины начали устанавливать в квартирах государственных чиновников в 1925 году. Привозились эти агрегаты из США. Первым советским заводам по изготовлению стиралок стал Рижский завод РЭС. Надо сказать, продукция прибалтийских заводов в то время пользовалась большим спросом и уважением из-за качества.

Сегодня фото первой стиральной машины в СССР можно встретить в старых журналах. Итак, в 1950 году были изготовлены две модели – ЭАЯ-2 и ЭАЯ-3, которые шли в розницу по цене в шестьсот рублей при себестоимости в полторы тысячи – остальное заводам доплачивало государство. Надо сказать, что полторы тысячи рублей – это совершенно чудовищная цена по тем временам.

Машинка ЭАЯ-2

Стиральная машина ЭАЯ-2 была довольно прогрессивна. У нее был интересный дизайн. Машина имела вертикальную загрузку, стальной бак-барабан, внутри которого крутились стальные лопасти. Таймера у машинки не было, хозяйка должна была определять время стирки на глазок, обычно это минут двадцать-тридцать. Любопытно, что у машинки была функция центрифуги: переключением рычажка крутился уже сам барабан, а лопасти были неподвижны, так осуществлялся отжим жидкости. Стиральная машина СССР была на убирающихся колесиках, а при работе устанавливалась на амортизирующие резиновые опоры.

Стиралки следующего выпуска «Рига-54» были очень похожи на робота Эрдвадэдва из фильма «Звездные войны» и рассчитаны на 2,5 кг белья. Следующая модель «Рига-55» полностью копировала шведскую машину фирмы «Хускварна».

Как совершенствовались стиральные агрегаты

В 1966 году в стиральной машине СССР появился таймер: крайне ненадежный узел, которым можно было регулировать время стирки или отжима. Таким образом, это была уже автоматизированная стиралка. Гражданам крайне сложно было купить машину: надо было стоять в очереди от трех до пяти лет.

Через несколько лет выпустили первую машину-полуавтомат, она называлась «Волга-10» и делали ее в Чебоксарах. Они и сейчас сохранились в домах пенсионеров.

конструкция стиральной машинки СССР

Расцвет примитивных стиралок

После того как простейшая конструкция стиральных машин была опробована и отлажена, многие предприятия взялись за выпуск похожих друг на друга бытовых приборов. Как правило, их делали на оборонных предприятиях как товары народного потребления. Был такой народнохозяйственный план для них: выпускать товары для населения. Как говорится, утром ракеты, вечером из того же металла – стиральные машины и пылесосы. Продукция оборонных заводов отличалась отменным качеством.

первые стиральные машины в ссср

Какие еще марки машин выпускали в СССР? «Ока», «Урал», «Сибирь», «Заря». Все они были конструктивно схожи и обычно представляли собой неэстетичный бак в виде бочки с верхней загрузкой, внизу бака были лопасти электропривода, сам моторчик располагался внизу. Иногда вверху приделывали устройство для отжима. Фото стиральных машин СССР есть в статье.

Стиралки типа «Ока» – пример несмолкающий классики

Каково устройство самой классической машины времен СССР и, как ни странно, сегодняшнего дня? Машинка для стирки «Ока» – активаторного типа. У нее нет вращающегося барабана, а есть неподвижный вертикальный бак, внизу которого установлены лопасти – они перемешивают моющий раствор с бельем. Такая конструкция отличалась простотой и колоссальной надежностью. Машины такого типа запросто могли работать несколько гарантийных сроков.

стиральная машина автомат ссср

Устройство старой стиральной машины СССР: имеется металлическая (сейчас пластиковая) бочка, внутри которой смонтирован электропривод и неподвижный бак. Вот, собственно, и все. Имеются тумблеры включения и иногда в ряде моделей таймер, контролирующий выключение. Машина крайне надежна и, если ее правильно эксплуатировать, практически не ломается. Из типичных редких поломок – протечка моющего раствора через уплотнители, разрушение лопастей и перегорание двигателя. Последние два дефекта происходят по причине перегрузки. Также завод изготовитель настоятельно не рекомендует делать несколько циклов стирки подряд. Проведя один цикл, стоит сделать перерыв, дать машине отдохнуть.

Вы удивитесь, но стиральная машина «Ока» в разных модификациях продается и сейчас и стоит порядка трех тысяч рублей. Чем особенно хороша «Ока», так это тем, что не требует врезки в водопровод.

Эра барабанных устройств – полуавтоматов

Прогресс шел вперед, и вот разработали первую машину с фронтальной загрузкой белья и барабаном. Это случилось в начале семидесятых годов, машина называлась «Эврика» и была полуавтоматом. То есть циклы стирки задавались программатором, но воду наливать надо было вручную. Машина имела режим отжима. Недостаток ее был в том, что воду надо было наливать самостоятельно. Так как не всегда можно было точно отмерить количество заливаемой жидкости, очень часто мыльная вода прорывалась через уплотнения и заливала пол ванной, а значит, и соседей. Электродвигатели стиральных машин СССР из-за протечек часто выходили из строя.

Машины для студентов

первая стиральная машина

Параллельно велась разработка компактных, малогабаритных стиралок, носящих когда-то собственное, а сейчас уже нарицательное имя «Малютка». Больше всего она напоминала огромный ночной горшок: сравнительно небольшой пластиковый бак и сбоку – электропривод.

Машина была действительно миниатюрной и прекрасно подходила для студентов, холостяков, а также семьям, имеющим детей, но не имевшим денег приобрести более дорогую и мощную модель. Эти устройства до сих пор пользуются спросом.

Автоматические стиральные машины СССР

Граждане Советского Союза впервые познакомились с автоматической машиной в конце семидесятых. В Кирове по лицензии известной итальянской фирмы «Марлони-проджетти» был построен завод, выпускавший первые в СССР автоматизированные стиралки «Вятка-автомат». Это была точная копия изделий фирмы.

Машина отличалась отменным качеством и множеством функций – настоящий робот, по сути. Аппарат обладал такими невиданными свойствами, что люди со всего района специально приходили к счастливым обладателям, чтобы посмотреть на диковинку. Стоила эта машинка гигантских денег: четыре месячные зарплаты, а чтобы ее приобрести, требовали предоставить справку из жилищной конторы – нынешней управляющей компании – что состояние электропроводки позволяет ее подключить. Дело в том, что агрегат был рассчитан на большие нагрузки электросети (из-за сушки, главным образом), а проводка в старых зданиях могла не выдержать, нагреться и загореться.

стиральная машина ссср фото

Итак, это была первая в СССР стиральная машина-автомат, как и почти все предыдущие, сделанная по зарубежным аналогам. После этого были еще несколько модификаций, ну а потом СССР распался, и пришла эра импортных машин, которые мы можем увидеть сегодня в каждой квартире или доме.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *