22-12-2018 00:55

Технология "Педагогическая мастерская": понятие, основные функции, характеристика проведения и анализ эффективности

Считается, что технология «Педагогическая мастерская» — это действительно перспективная форма организации учебного процесса. По крайней мере, каждому преподавателю нужно знать, что это такое и на каких уроках можно использовать элементы творческой мастерской. Хотя, конечно же, чтобы технология была результативной, необходимо все этапы организации выполнить полностью. Только тогда творческая мастерская состоится полностью.

Кем была разработана технология педагогических мастерских?

История возникновения

«Исподний» — это про вещи, которым лучше остаться скрытымиВам будет интересно:«Исподний» — это про вещи, которым лучше остаться скрытыми

Технология «Педагогическая мастерская» — это новейшая разработка, которая повышает мотивацию к изучению таких интересных уроков, как русский язык и литература.

Стоит еще раз напомнить о том, что этот метод считается действительно инновационным. Технология «Педагогическая мастерская» применялась уже в конце XX века, а ее разработчиками была группа молодых французских педагогов, которые предложили сделать нечто, не похожее на урок, семинар или практикум. Идея была в том, чтобы изменить не только форму, но и содержание.

Эта группа именовалась «Новое образование», и именно ее участники предложили технологию «Педагогическая мастерская». Ее суть заключается в том, чтобы сделать урок занимательным, любопытным, но в то же время продуктивным и результативным.

Внедрение новых технологий

педагогическая мастерская

Итак, в конце XX века появляется абсолютно новый тип урока, который основан на гуманистической философии. Те, кто любит смотреть фильмы об образовании, которые были сняты в Англии, Франции или Америке, наверняка замечали, как необычно проходят иногда занятия в их колледжах и других учебных заведениях. Эта конструкция не похожа на нашу форму образования, когда мы в одно и то же время, по одному и тому же расписанию и с тем же количеством детей проводим занятия по какой-то определенной теме.

Иногда такие сцены в фильмах настораживают учителей. Хотя, если внимательно прочитать требования к современному педагогу, то можно найти одну удивительную вещь. Кроме того, что преподаватель должен уметь моделировать аудиторию, проводить мотивацию и так далее, он еще должен открывать различные инновации. То есть вносить что-то новое в привычные уроки. Педагогическая мастерская как раз и открыта ко всем нововведениям и новшествам. Такая методика очень пластична, поэтому она готова внедрять в себя что-то новое в учебно-воспитательном процессе, только если это действительно те инновации, которые дают хороший результат.

Педагогическая мастерская

«Ставок» — это про стоячую водуВам будет интересно:«Ставок» — это про стоячую воду

Конечно, такая форма занятий одним учителям может нравиться, а другие скажут, что это слишком сложно. И это действительно правда, для реализации технологии педагогических мастерских на уроках русского языка потребуется большая работа. К одному занятию нужно готовиться действительно серьезно. Но, с точки зрения лингводидактики, технология педагогических мастерских на уроках русского языка признана наиболее продуктивной формой организации учебного процесса. И именно на них лучше всего развивается предметная компетенция учащихся.

Возможно, в различных учебных заведениях есть еще собственные технологии, но все же знание еще одной формулы точно не повредит, а только лишь поможет.

Жанры проведения занятий

Наверное, каждый преподаватель знает, что для реализации технологии педагогических мастерских на уроках литературы и русского языка используют различные стили. Это и построения знаний, и создание творческого письма, и определение ценностных ориентаций и так далее. В целом такая форма организации учебного процесса создана в большей степени для самопознания.

Конечно же, те учителя, которые работают уже много лет, скажут, что такие параметры очень похожи на различные другие технологии, например, на урок развития речи. Да, это так и есть, но все же содержание несколько иное.

Ценностные ориентация

технология педагогическая мастерская

Как и в любой другой форме, технология педагогических мастерских на уроках литературы в первую очередь несет воспитательную цель. И, конечно же, общечеловеческие ценности должны быть в центре внимания. Но все же в этом пункте также есть различия. Несмотря на то что технология является смешанным типом, она отличается от других форм проведения занятий.

История, развитие и темпы роста экономики Российской империиВам будет интересно:История, развитие и темпы роста экономики Российской империи

И для того, чтобы это понять, нужно знать этот творческий метод.

Различные виды мастерских

Первый, самый известный тип — это урок открытия новых знаний, здесь все строится на объяснении информации. То есть в данной модели все вертится вокруг совместной деятельности ученика и учителя. При этом педагог — это партнер. То есть он появляется только тогда, когда нужен своему ученику, потому что он мастер и ведет своего подопечного к тому результату, который они выработались совместно. То есть окончание процесса будет не таким, каким видит его учитель, а только таким, каким они создали его вместе.

Второй тип. Позитивная творческая технология

технология французских педагогических мастерских

Здесь стоит отметить, что, во-первых, мастерская — это общение. И, как утверждают лингводидакты, это даже в большей степени урок, чем можно представить. То есть происходит общение ученика с учителем, школьника со школьником. И при всем этом присутствует какая-то жизненная ситуация. Конечно же, условием удачного проведение урока по технологии педагогических мастерских является следование ее законам.

Правила проведения занятий

Для того чтобы творческая мастерская состоялась, стоит обратить внимание еще на один акцент. Во время урока необходимо обращать внимание на состояние разговора, то есть следить за мыслями, которые рождаются во время диалога. А также на общение учащихся, здесь важен именно творческий аспект. И, конечно же, необходимо обращать внимание на сам процесс обучения.

Это как раз три кита, которые необходимы для того, чтобы урок состоялся. Они были выделены теми, кем была разработана технология педагогических мастерских.

Характеристика

По уровню применения: локальная + частнопредметная.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + интериоризаторская. По ориентации на личностные структуры: СУД + СУМ (СУД - способы умственных действий; СУМ - самоуправляющие механизмы личности).

По характеру содержания: проникающая, приспосабливающаяся.

По типу управления: система малых групп + репетитор.

По организационным формам: альтернативная.

По подходу к ребенку: свободного воспитания.

По преобладающему методу: проблемно-поисковая + диалогическая.

По направлению модернизации: альтернативная.

По категории обучающихся: система продвинутого образования.

Для некоторых учителей это список покажется довольно-таки знакомым. Это потому, что все характеристики технологии педагогической мастерской необходимо выполнять на любых уроках. И сейчас должна быть сделана адекватная самооценка. Учитель является большим молодцом, если использует на одном уроке и индивидуальные, и парную, и групповую работу разного вида.

Идеальным является, если во время учебного процесса возникает сотрудничество между школьником и мастером, когда педагог — это партнер, который помогает учащимся достичь определенной цели.

Дидактический материал

Урок в иной форме

Творческая мастерская — это большая подготовительная работа. Потому что для одного занятия нужен большой дидактический материал. Это и визуальный ряд, и какие-то мультимедийные обеспечения, и аудиозаписи, возможно, даже какие-то репродукции. Если речь идет о, например, технологии педагогических мастерских на уроках английского языка, то могут потребоваться словари или какие-то особые формулы для составления текстов. И также потребуются какие-то раздаточные материалы для групповой, парной и индивидуальной работы.

Конечно же, все сложно подготовить, поэтому многие говорят, что ежедневно проводить такие творческие мастерские просто невозможно.

Реализация все той же технологии педагогических мастерских на уроках английского языка предполагает связь с разными видами искусства. Это тоже положительный момент, так как дети в школе изучают еще и изобразительное, и музыкальное искусство, а также художественную культуру мира. Творческая мастерская - это отличный способ применить все знания.

Дошкольное образование, мониторинг: требования, программа и функцииВам будет интересно:Дошкольное образование, мониторинг: требования, программа и функции

Именно поэтому данный способ проведения урока можно назвать межпредметным. То есть таким учебным занятием, который объединяет знания по разным урокам.

Сложные моменты

Технология мастерских в социально-педагогической работе предполагает отказ от балльной системы. Конечно, оценка как таковая остается, но меняется формат проверки знаний. В этом и есть первая сложность для учителя.

Во-первых, это происходит потому, что ученики все также хотят получить оценку и работают ради нее. Поэтому нужно перестроить данную политику. Такое изменение необходимо потому, что ребенок, который не боится получить неудовлетворительную оценку или низкую для себя, будет разговаривать намного смелей, даже если его ответ окажется не совсем точным.

Поэтому, если учитель дает только вербального оценку, ученик будет смелее давать ответы в следующий раз, и это, конечно же, большой плюс.

Приоритет процесса над результатом

Конечно же, каждый учитель хочет получать хороший результат и преподавать высокого качества знания. Но сущность и особенность использования технологий педагогических мастерских заключается именно в самом процессе. Если он уже состоялся, то неважно, что кто-то будет ошибаться. Смысл в том, что он участвовал активно в работе, отвечал и даже пытался дать правильный ответ. То есть ученик стал соавтором вот этой мастерской, к которой и стремился учитель.

Именно погружение участника в сам процесс и есть главная цель, и неважно, будет это реализация технологии педагогической мастерской на уроках немецкого языка или, например, литературы.

Самостоятельность ученика

Творческая мастерская живет по своим определенным законам, поэтому, конечно же, ученик должен действовать автономно. И здесь стоит вспомнить важную характеристику современного школьника. Это, конечно же, самостоятельность. То есть хороший ученик не подсказывает и не списывает. Вот в этом и заключается очередная трудность.

Учителю очень сложно избавить ученика от того, чтобы он не подсказывал другому, на самом деле это плохое качество. Такое действие лишает ребенка возможности узнать новую информацию самому. Также сложность заключается в списывании, потому что это, опять-таки, приводит к тому, что ученик не будет знать материал.

Рефлексия

Самостоятельная диагностика эффективности технологии педагогических мастерских — это отражение того, что ученик узнал. Он обязательно должен говорить, что он понимает, чувствует и думает по поводу пройденной темы. Творческая мастерская всегда должно оканчиваться обратной связью.

Во время рефлексии также нужно активно использовать АМО - активные методы обучения. Конечно же, все средства должны использоваться интерактивно.

Различие учеников в классе

диагностика эффективности технологии педагогических мастерских

В каждой школе существуют социальные гетерогенные группы. И они должны уметь сосуществовать вместе, а учителю необходимо помочь однородному сосуществованию в классе. Это разноуровневая планка активных умений, различные показатели речи и чтения, умение работать в группе, составлять диалоги и так далее. Для достижения этих целей отлично подойдет творческая мастерская как педагогическая технология.

Конечно же, лозунг такой формы обучения — все способны. То есть абсолютно каждый ученик может выполнить задание учителя. Все могут ответить на вопросы, работать в паре и в группе и так далее. А если у кого-то есть затруднения, значит, учитель должен подсказать и научить. Для этого и введено только позитивное вербальное оценивание.

Если ученик или группа дали неверный ответ, то, можно сказать:

  • «Нужно подумать еще, поменять вектор размышлений».
  • «Интересное предположение, мы вернемся к этому ответу чуть позже».
  • «Запомни то, что ты сейчас сказал, мы об этом обязательно поговорим».

Таким образом, после того как ученики придут к верному ответу, нужно разобрать все предыдущие варианты и совместными усилиями понять, что именно было неверно.

Сама хитрость реализации технологии педагогической мастерской на уроках истории, литературы или иностранного языка в том, что учитель не подводит к тому, что хочет только он. Все участники образовательного процесса с помощью совместных усилий находят ответ. Таким образом, все, о чем они говорили, содержит их собственные мысли и частички души, опыта и так далее. Это и есть еще одна особенность технологии педагогических мастерских в инклюзивном образовании.

Развитие культурной личности

Конечно же, сочетание учения и творчества — это то, что дает хороший результат во время проведения технологии педагогической мастерской в современном образовании.

Представитель группы французских педагогов «Новое образование» Мишель Дюк Гониназ настаивал на том, что именно в такой форме дети лучше всего обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, образно и в нетривиально форме выражать свои мысли.

Вот это, наверно и есть та мотивация, которая позволит ученикам с радостью идти на урок. Они будут ждать того, чтобы была именно творческая мастерская. Конечно же, необязательно проводить занятия только в такой форме, могут быть и стандартные уроки. Такой тип неплох. Хотя многие и говорят, что обычный урок — это пережиток прошлого. Это не так, стандарт — это хорошо продуманная четкая организация учебного времени.

Учитель сценирует урок, осуществляет его режиссуру, моделирует все ситуации. Но это не значит, что занятие обязательно должно быть каким-то инновационным. И каждый традиционный урок может быть преобразован в мастерскую.

Какова продолжительность такой формы обучения?

Творческая мастерская

Конечно, однозначного ответа на данный вопрос нельзя дать. Но по общепринятой технологии это выглядит так.

Если предоставлен только один урок, то лучше всего провести русский или иностранный язык. За один академический час - 45 минут - можно осуществить все задуманные процессы в творческой мастерской. А урок литературы все-таки предлагают сделать спаренными, чтобы он продолжался хотя бы 90 минут.

Распределено это потому, что работа с художественным текстом — это серьезное занятие, которое не терпит спешки. А также именно через большой промежуток времени, дети начинают по-другому смотреть на художественную литературу, у них меняется взгляд на мир, способы общения и, конечно же, происходит мотивация творческой деятельности.

Некоторые используют метод вкрапливания. Но это не совсем удачное решение, чтобы мастерская была только в течение 20 минут на уроке. Но это может быть первым шагом к полноценным творческим занятиям. Все-таки лучший вариант - это тот, у которого закончена система, то есть и начало, и основная часть, и осмысленная концовка.

Самым большим противоречием является то, что за 20 минут учитель не ставит оценки. А после творческой мастерской начинается обычный урок, в котором ученики принимают свой обычный облик. Такая работа ломает законы мастерской. А значит, результат будет не тот, который учитель хотел и ожидал.

Что получает педагог от такого формата

Во-первых, положительным фактом является то, что человек не останавливаться в желании учиться. Происходит это потому, что творческая мастерская — это бесконечная работа над собой, то есть постоянное самосовершенствование. И также учитель все время изучает литературу, контактирует с разными видами информации. Во время работы он вспоминает все, что знал об архитектуре и скульптуре, изобразительном искусстве и музыке, в то же время в стороне не остаются и история, география, физика. Это еще раз доказывает метапредметность формата.

Структура учебного занятия

Для начала, стоит изучить последовательность этапов технологии педагогических мастерских:

  • Мотивационный.
  • Создание творческого продукта.
  • Социализация.
  • Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности, формирование информационного запроса, то есть выстраивание новых проблем.
  • Новая информация и ее обработка.
  • Корректировка творческого продукта или создание нового варианта.
  • Социализация.
  • Общая рефлексия.
  • Конечно же, есть несколько таких структур, они разные, но суть везде одна и та же. Вот, например, в данном списке нет разрыва, хотя некоторые филологи выделяют такой этап. Но, оказывается, он здесь есть, только по-другому назван.

    И также следует обратить внимание на слово мотивационный. Если сейчас была возможность провести практическую часть, то можно было бы предложить несколько картин работающих художников, после этого показать фотографии, как кладут кирпич, а в завершение написать определение, кто же такой мастер. А что общего между этими изображениями и определением?

    Конечно, общее — это мастер. А потом можно было бы показать фотографию класса. То есть конечная мысль — это мастер-класс. Все предлагаемые материалы объединяет мастерство в классной комнате. То есть всплывает изначальная тема: как организовать учебный процесс.

    На мастерской учитель мотивирует учащихся с помощью индуктора. Благодаря ему школьники создают творческий продукт, после чего они его корректируют. Можно работать в группе, индивидуально или попарно. В любом случае, есть этап корректировки творческого продукта. После этого создается новый вариант, который афишируется, предъявляется на общее обозрение. Далее проводится социализация и обсуждение в группе. И, конечно же, никуда не деться без общей рефлексии.

    Индуктор

    В чем измеряется угловое ускорение? Пример задачи на вращениеВам будет интересно:В чем измеряется угловое ускорение? Пример задачи на вращение

    Работа в коллективе

    Для начала стоит понять, что обозначает данный термин. Индуктор — это побудитель познавательной деятельности, поэтому творческий урок всегда начинается нестандартно. Например, можно задать вопросы:

    • У вас есть дома шкатулки или копилки?
    • А что можно собирать, коллекционировать?
    • А вы когда-нибудь видели Радугу?
    • С кем это было?
    • Какой шел месяц?
    • Это была первая половина дня?
    • Как выглядит радуга?
    • Какие цвета в ней?
    • Какой формы радуга?
    • Какие пословицы и поговорки о радуге можете вспомнить?
    • А в каких произведениях вы видели, чтобы описывали радугу?

    И так далее.

    Вопросы должны быть такие, на которые может ответить любой ребенок. Такое дополнение в форму занятий пришло из технологий французских педагогических мастерских.

    Многие учителя считают, что самое сложное — это придумать индуктор. Но, с другой стороны, можно использовать любые праздники: Новый год, 8 Марта, День матери. Это может быть и сбор урожая, и любое событие, которое проходило в школе.

    Прозреть, увидеть, озадачиться и организовать поиск — вот технология или та цепочка действий, в которую мастер включает ученика. Это и есть четыре шага первого этапа.

    Афиширование — это предъявление своих идей, плана, результатов работы. Поэтому нужно, чтобы ученик не боялся прочитать то, что у него получилось, будь то словосочетание, предложение, небольшой текст или план текста.

    И, конечно, важен итог мастерской — это предъявление своих планов, идей, результатов, но уже откорректированных. То есть это должна быть еще и рефлексия, и об этом нужно проговаривать вслух.

    Подведение итогов

    Рефлексия, конечно же, должна быть на уровне мысли. Должны прозвучать анализы пути ученика, как он к этому пришел, на уровне своих ощущений и впечатлений. То есть здесь одновременно сочетается несколько характеристик школьника: аналитическое умение, способность понимать текст и синтезировать его. При этом все должно происходить на уровне ощущений эмпатии, это очень важно.

    Современная эпоха

    Сейчас, период информационной культуры, а она требует развитие нового типа мышления, совершенно иного отношения людей к жизни. Но чему же необходимо обучать в сегодняшней школе? Прежде всего, общественным и надпредметным компетентностям, которые дают возможность воплотить себя в различных ситуациях лучшим образом.

    Школа настоящего — это то пространство, где технологии педагоги формируют сами, проектируя просветительные процессы в зависимости от детей, их нужд, мотивов, возможностей и способностей. Необходимо отметить, что общество постоянно предъявляло высочайшие условия к педагогу.

    Перемены, которые происходят в последние годы, требовали еще более высококачественного преобразования работы преподавателей в профессиональном углублении, оперативности и открытости.

    В сегодняшнем обществе, почти все филологи заявляют о том, что в качестве главного условия обновления концепции образования и сегодня, и завтра будет выступать непосредственно личность педагога с ярко проявленной особенностью, с правом на подбор технологии обучения и ответственностью за результаты формирования учащегося.

    Однако в современном занятии должны творить оба субъекта преподавательского процесса. Непосредственно от учителя напрямую зависит созидательное озарение учащегося. Как же коснуться тонких струн детских душ, чтобы они зазвучали как целостная мелодия, и получилась не просто постановка, а учебное занятие? И как достичь того, чтобы данное творческое озарение, основанное на познании, наступило?

    Безусловно, следует сформировать на занятии ту атмосферу, в которой наиболее всесторонне сумеет раскрыться творческий потенциал детей и будет реализоваться их непрерывный умственный рост.

    По этой причине цель каждого педагога состоит в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, использовать те богатейшие способности, которые предоставила ему природа. Именно технологиям размышления и творения должны обучаться воспитанники на уроках в нынешней школе. Вот если у каждого педагога это получится, то на выходе будет ребенок, не просто желающий владеть огромным резервом знаний, но и заглядывающий за познавательный горизонт.

    Технические науки

    Каждому очевидно, что в настоящее время следует преобразовать взгляд на учащегося и на сам ход обучения и начать применять такие технологические процессы, какие предполагают самостоятельный поиск и познание. Один из вариантов — это технология уроков мастерских. Но многие учителя отмечают, что такой формат можно отнести только к гуманитарным наукам, где есть над чем подумать.

    Но в современном мире, оказывается, есть примеры реализации подобных проектов и в технической сфере. Такой метод часто применял Окунев. Технология педагогических мастерских в математике, созданная этим талантливым педагогом, поможет преподавателям-технарям разнообразить свои уроки и сделать их более интересными.

    Сопоставление двух конфигураций

    Вне зависимости от сознания педагога и учащегося, в практике среднего общеобразовательного заведения все-таки сформировался классический урок, для которого прописаны тысячи рекомендаций, и это, на самом деле, прекрасно.

    Преподаватель обучает, то есть он рассказывает, а ученик занимается, то есть слушает, но безмолвствует, при этом кое-что запоминает.

    А как дела обстоят в мастерской? В ней каждый участник что-то изготавливает и при этом проходит собственный путь.

    Классическая модель несет в себе такое правило: «Делай как я, вот тебе программ. Либо делай лучше меня».

    А принцип мастерской: «Создавай согласно собственным возможностям, интересам и индивидуальным навыкам. И корректируй себе самостоятельно».

    Таким образом, мастерская — это нестандартная модель организации личностно-ориентированного образовательного процесса. И она подразумевает независимую поисковую, экспериментальную, созидательную работу обучающихся, согласно концепции личных познаний и индивидуальных смыслов.

    Поэтому цель технологии педагогических мастерских — обеспечить учащихся психологическими ресурсами, которые позволят самостоятельно развиваться, понимать самих себя, собственную роль в обществе и других людей, а также закономерности формирования общества. Это подтверждается тем, что любое настоящее знание — это итог личного опыта познания.

    И мастерская основывается так, чтобы школьник в сжатый период самостоятельно произвел какое-либо открытие. Чтобы он без помощи других разрушил прошлое понимание об окружающем мире и лично построил новое представление. То есть придумал свой велосипед, потому что в диалоге с жизнью значима не проблема, а ее решение.



    Источник