Перипатетика – это философское учение, которое появилось в Риме вместе с другими греческими философиями благодаря Карнеаду и Диогену, но было мало известно до времен Силлы. Грамматик Тираннион и Андроник Родосский были первыми, кто обратил внимание на произведения Аристотеля и Феофраста.
Незаметность произведений Аристотеля препятствовала успеху его философии среди римлян. Юлий Цезарь и Август покровительствовали перипатетическим учениям. Однако при Тиберии, Калигуле и Клавдии перипатетики вместе с другими философскими школами были либо изгнаны, либо вынуждены молчать о своих взглядах. Это также имело место в течение большей части господства Нерона, хотя в начале его философия была одобрена. Аммоний Александрийский, перипатетик, приложил большие усилия, чтобы расширить влияние Аристотеля, но примерно в это же время платонисты начали изучать его сочинения и подготовили почву для эклектической перипатетики при Аммонии Сакасе. После времен Юстиниана философия в целом пришла в упадок. Но в трудах схоластов преобладали взгляды Аристотеля.
Вам будет интересно:«Никуда не денется», или Три способа удержать мужа
Развитие школы
Вам будет интересно:Кромешный — это адское слово
Непосредственные последователи Аристотеля постигли и приняли только части его системы - те, которые не имеют первостепенного значения в умозрительной мысли. Из школы Аристотеля-перипатетика вышло очень мало мыслителей, достойных того, чтобы их запомнили. Речь идет здесь только о трех - Феофраст Лесбосский, Стратон Лампсакский и Дикеарх Мессенский. Также были перипатетики, которые, как оказалось, сделали даже больше, чем аристотелевские редакторы и комментаторы.
Феофраст Лесбосский
Теофраст (Феофраст, около 372-287 гг. до н. э.), любимый ученик Аристотеля, выбранный им в качестве преемника во главе перипатетической школы, дал теориям Аристотеля заметную натуралистическую интерпретацию. Очевидно, движимый желанием привести разум и душу в более тесное единение, чем, как ему казалось, Аристотель привел их. Он однако не отказался полностью от трансцендентности разума, но трактовал движение, в которое он включил, в отличие от Аристотеля, генезис и разрушение, как ограничение души, и «энергию» - не просто как чистую деятельность или актуальность, но и как нечто сродни физической активности.
Его философские идеи и перипатетика – это практически подтверждение того, что не было движения, которое не содержало бы «энергии». Это было равносильно приданию движениям абсолютного характера в то время, как у Аристотеля абсолют не изменялся. Предполагаемые движения души (Аристотель отрицал движение души) были двух видов: телесные (например желание, страсть, гнев) и нематериальные (например суждение и акт познания). Он сохранил представление Аристотеля о том, что внешние блага являются необходимым сопутствующим добродетели и необходимым для счастья, и считал, что небольшое отклонение от правил нравственности допустимо и необходимо, когда такое отклонение приведет к отражению большого зла от друга или обеспечит ему великое благо. Основная заслуга Феофраста заключается в расширении, которое он дал естествознанию, особенно ботанике (фитологии), в преданности природе, с которой он выполнил свое определение человеческих характеров
Стратон Лампсакский
Он был учеником Феофраста и следующим после него руководителем школы перипатетики (281-279 гг. до н. э.). Стратон отказался от учения о подлинной трансцендентности разума. Он поместил ощущения не в членах тела, не в сердце, но в разуме; дал чувству часть активности понимания; сделал понимание взаимозаменяемым с мыслью, направленной на чувствительные явления, и так приблизился к решению мысли о понимании смысла. Это было сделано в попытке вывести из представления Аристотеля о природе как о силе, бессознательно движущейся к цели, совершенно простую органическую концепцию Вселенной. Казалось бы, Стратон не занимался экспериментальными фактами, а построил свою теорию на чисто умозрительной основе. Его перипатетика – это, очевидно, шаг вперед в направлении, взятом Феофрастом.
Дикеарх Мессенский
Он пошел еще дальше и свел все конкретные силы, включая души, к единой вездесущей, естественной жизненной и чувствительной силе. Здесь представлена натуралистическая концепция органического единства в совершенной простоте. Говорят, что Дикеарх посвятил себя эмпирическим исследованиям, а не умозрительным спекуляциям.
Источники
Помимо первоисточников, состоящих из трактатов и комментариев философов школы перипатетиков, в качестве вторичных источников есть работы Диогена Лаэрция. Также к ним относятся ссылки, сделанные Цицероном, который, следует сказать, заслуживает большего доверия, когда он упоминает перипатетику, чем когда он говорит о досократичных философах.
Архит Тарентский, известный как Музыкант, ввел в учение перипатетиков многие идеи пифагорейцев, придавая особое значение понятию гармонии.
Труды Димитрия Фалерия и других ранних перипатетиков в философии – это в основном литературные труды, ограниченные общей историей.
Среди более поздних перипатетиков следует упомянуть Андроника Родосского, который редактировал произведения Аристотеля (около 70 г. до н. э.). Ко второму веку нашей эры принадлежат Экзегет и Аристокль Мессенский. К третьему веку принадлежит Порфирий, а к шестому веку - Филопон и Симпликус. Все они, хотя и принадлежали к неоплатоническим или эклектическим школам, обогащали литературу перипатетической школы своими комментариями к Аристотелю. Врач Гален, родившийся около 131 г. н. э., также входит в число переводчиков Аристотеля.
Ретроспектива
Фактически, перипатетика – это философия Аристотеля, которая была сосредоточена вокруг понятия сущности, а сущность подразумевает фундаментальный дуализм материи и формы. Следовательно, именно в философии Аристотеля объективное и субъективное объединены в высшем и наиболее совершенном синтезе. Понятие является простейшим выражением объединения субъекта и объекта. Следующей по сложности идет идея, которая является формой существования и знания существующего отдельно от того, что есть, и что известно, в то время как наивысшей по сложности является сущность, которая частично является вопросом, а частично - формой, существующей в реальности, а также в объекте знания.
Следовательно, от Сократа до Аристотеля происходит истинное развитие, историческая формула которого идеально компактна: концепция, идея и сущность.