07-01-2019 03:55

Образ врага: понятие, образ и формирование общественного мнения

Сам термин «враг» не нуждается в пространных объяснениях. Это явление или понятие, устремления которого заключаются в нанесении ущерба объекту. Врагом могут быть как одиночные люди, так и группы людей, а также некие события, привычки и обстоятельства. Как тень, врага сопровождает его образ, его воображаемое представление в мыслях и эмоциях жертвы. Зачастую это представление имеет очень мало общего с реальным положением вещей.

угроза жертве

Истоки

Бедолага - это что такое? Значение словаВам будет интересно:Бедолага - это что такое? Значение слова

Для первобытного человека врагом являлся любой, не являющийся членом его племени. В ту пору такое поведение можно признать рациональным. Ежедневная борьба за жизнь и само существование племени диктовали подобное отношение к чужакам. Современные условия уже не предполагают каждодневной смертельной борьбы во враждебном окружающем мире. Однако древние инстинкты, глубоко сидящие в каждом, могут проявляться в экстремальной обстановке. Например, во время войны или катастроф. Интеллигентность и культурность слетают с современного человека очень быстро.

викинги враги

Кто такой враг

Неведомый — это что такое: значение слова, синонимы, примеры предложенийВам будет интересно:Неведомый — это что такое: значение слова, синонимы, примеры предложений

Существует версия, что слово «враг» происходит от слова «варяг». Можно себе представить толпу вооруженных волосатых викингов в рогатых шлемах, высаживающихся на берег с целью грабежа и разбоя. Тут совершенно очевидно, кто является врагом и как с ним следует поступить. Враг – это тот, кто угрожает существованию жертвы либо стремится присвоить себе ресурсы жертвы. Когда это происходит наяву и воочию – тут все понятно. Однако при опосредованном взаимодействии, то есть, когда врага не видно, возникает естественная потребность и необходимость в создании представления об этом самом враге. В головах у людей создается система образов и понятий о враге.

неясный образ врага

Образ

Следующий пункт. Образ врага в конфликте— это чисто умственное описание неприятеля. В целях самооправдания и придания себе нравственных сил его наделяют самыми негативными чертами и свойствами. По сути, расчеловечивают его. Практически всегда, если речь идет только о людях, а не о явлениях, формирование образа врага происходит одновременно у всех противоборствующих сторон. Зачастую даже взаимные описания своих противников очень схожи. Обе армии идут убивать друг друга, и у каждой на знамени написано: «С нами Бог». Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Как и любое человеческое описание окружающей действительности не совершенно, так и образ врага, описывающий супостата, так же далек от реальности. Для такого образа это особенно характерно. Какими же выдуманными свойствами наделяется враг?

Упертый — это что такое: толкованиеВам будет интересно:Упертый — это что такое: толкование

враги идут

Выдуманные свойства неприятеля

Прежде всего тот, кого назначили врагом, должен вызывать острое недоверие. Причем неважно, по какому признаку. Это может быть внешность, цвет кожи, язык, принадлежность к другой общине или государству. Главное - при любом контакте, даже опосредованном, с этим человеком или группой лиц должен срабатывать спусковой крючок. Разумеется, враг должен быть виноват во всем. Так в Средние века из-за неурожая обвиняли колдунов и ведьм, значительно позднее – «проклятых капиталистов» или «проклятых коммунистов». Исходя из недоверия и априорности вины супостата следует вывод, что все, что выгодно врагу, вредит нам. Наоборот - тоже верно. Образ врага в крайних случаях предполагает, что абсолютно все его помыслы и действия служат одной-единственной цели – нанесению максимального вреда и ущерба. Неприятель не ест и не спит, а только злоумышляет и делает всяческие гадости. Все эти умопостроения ведут к дегуманизации врага, признанию , что это не совсем человек или даже не человек вовсе. Что дает моральное оправдание избавить себя от любых гуманных проявлений к нему. Какой гуманизм может быть в отношении таракана? Только беспощадное уничтожение.

полотно сражения

Длительность

Возникший один раз образ врага имеет достаточно длительную жизнь. Даже когда активная фаза конфронтации давно завершена и появилась возможность более объективно взглянуть на бывшего неприятеля, этот образ продолжает жить в умах и душах людей. Закреплению его в массовом сознании способствуют прежде всего эмоции людей, негативные ожидания от бывшего противника, сложившиеся стереотипы и рассказы о нем на бытовом уровне. Достаточно характерным примером является отношение россиян к немцам, несмотря на прошедшие 70 с лишним лет, или игры американских детей в войну, где противником до сих пор выступают французы. И это спустя пару веков.

конфликт скрытый

Полезность этого образа

Образ врага полезен для руководящей верхушки общества в двух основных аспектах. Первый – это возможность свалить на врага все промахи и ошибки, допущенные в руководстве. Происходит переключение негативного отношения на абстрактного или конкретного врага, что особенно важно в периоды обострения социальной обстановки в обществе. Второй – обеспечение сплочения граждан или членов группы для защиты от козней неприятеля.

Неубедительный образ врага, явно и недвусмысленно противоречащий объективным и массовым знаниям о кандидате на эту должность, крайне опасен. Поэтому формированием этого образа и продвижением его в массы в последнее время стали заниматься профессионально. Достигаемые при этом результаты очень впечатляющие. Наглядный пример - III Рейх, когда десятки миллионов цивилизованных людей после обработки стали фанатиками весьма и весьма спорных идей. Эти идеи привели к массовому насилию и гибели миллионов, подходивших к описанию созданного образа. Или, например, знаменитые сталинские процессы над «врагами народа», когда подавляющее большинство населения страны просто ликовало по этому поводу.

фантастические враги

Общие принципы создания

Прежде всего потребность в образе внешнего врага возникает в результате реальных конфликтных ситуаций, когда необходимо дать отпор агрессору. До начала 19 века внешние войны были в основном делом самодержцев и их армий. Простым крестьянам было по большому счету все равно, лишь бы не грабили. Затем постепенно население все больше и больше вовлекалось в военные действия, создавая образ врага и сражаясь с ним любыми подручными средствами. Включая «народную дубину» по графу Л. Н. Толстому. В годы серьезных испытаний формирование образа врага в массовом сознании изначально происходит стихийно, а затем подогревается всеми возможными способами со стороны правящей верхушки. Но чтобы создать этот образ вне реальной опасности, раньше требовались достаточно серьезные усилия. Начиная с 20 века, с развитием средств массовой информации, сделать это стало гораздо проще. Создание образа врага осуществляется без насилия, при помощи воздействия на эмоции людей хорошо отработанными приемами и технологиями.

Технологии

Существует множество людей, утверждающих, что средства пропаганды на них не действуют. Увы, это полная ерунда. Они воздействуют на всех, хотя и с разной степенью эффективности. К тому же когда подавляющее большинство считает черное белым, становится просто опасным настаивать на том, что белое – это белое. Итак, какие основные методы используются для пропаганды образа врага? Все они не отличаются заумностью и научными названиями, но на массовое сознание действуют очень эффективно. Метод единодушия – когда желаемое выдается за действительное и делается вид, что именно так и считает подавляющее большинство. Вброс такой информации происходит под флагом кристальной очевидности и лозунгом «ведь все же это знают». Многократно повторенная в различных СМИ информация прочно удерживается в сознании. Другим методом является принцип 40/60, авторство которого приписывают Геббельсу. Суть его в создании источника информации, выдающего неудобную правду в 60% случаев для завоевания доверия аудитории и в 40% случаев – пропагандистскую ложь. Для компрометации врага используется метод с условным названием из анекдота: «ложки нашлись, а осадочек остался». Врага обвиняют в ужасном преступлении, провоцируя широкое обсуждение. Даже после того, как выяснится, что ничего подобного не было, в подсознании людей остаются неприятные ассоциации. Очень большую роль в создании образа внешнего врага играет так называемая мягкая сила. Это произведения искусства, которые ненавязчиво и исподволь через выдуманных героев фильмов и книг доводят информацию о резко отрицательных качествах представителей нации или любой другой группы людей, в отношении которых формируется этот негативный образ. Характерным примером являются американские фильмы, представляющие русских в очень несимпатичном виде. Существует еще очень много приемов и методик для внедрения нужных мыслей и настроений в головы людей для создания нужных настроений. Все они наиболее действенны при полном или подавляющем контроле за средствами массовой информации. При всем кажущемся демократизме этот контроль существует во всех странах.



Источник