07-01-2019 10:55

Понятие и структура педагогической технологии

Педагогическая технология (ПТ) – структура, состоящая из всех элементов педагогического процесса. Она строится на основе научных исследований и имеет четкий план действий по времени и в пространстве.

Главной целью данной технологии является достижение намеченных результатов с помощью специальных методов и средств.

Сущность

Структура содержания педагогической технологии построена на специальной методике. Она заключается в абсолютной управляемости образовательного процесса. А также в планировании и воспроизведении педагогического цикла, в точном достижении поставленной цели.

Динамично — это что такое: толкованиеВам будет интересно:Динамично — это что такое: толкование

понятие педагогические технологии структура

Технология строится на следующих трех аспектах:

  • Научный – изучение и разработка целей, методики, структуры обучения и планирование образовательных процессов.
  • Процессуально-описательный – воссоздание процесса, который приведет к достижению запланированных результатов, поиск способов введения разработанной методики в педагогическую деятельность.
  • Процессуально-действенный – осуществление образовательного процесса.
  • Основные уровни

    Структура понятия педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных уровней:

  • Общий – включает элементы педагогической системы (цели, средства и содержание процесса обучения, построение алгоритма деятельности).
  • Частный (предметный) – планируется в рамках только одного из методов преподавания (обучение математике, истории, естествознанию).
  • Локальный – специализируется на решении частной задачи (проведение урока, итоговой контрольной работы, повторения пройденного материала).
  • Возможности подхода

    Олег – хороший человек. Рифма к имени ОлегВам будет интересно:Олег – хороший человек. Рифма к имени Олег

    Технологический подход в педагогике позволяет освоить предмет изучения с разных сторон: как концептуальной, так и проектировочной. Он дает возможности:

    • со значительной определенностью планировать результаты и управлять образовательными процессами;
    • производить анализ и систематизировать имеющийся опыт и его практическое использование на научной основе;
    • разносторонне решать проблемы в сфере образования и воспитательного обучения;
    • создавать благоприятные условия для личностного развития;
    • минимизировать эффект воздействия отрицательных обстоятельств на участников процесса;
    • эффективно использовать ресурсы, имеющиеся в наличии;
    • применять передовые методы для решения различных социальных проблем и разрабатывать новую методику.

    горизонтальная структура педагогической технологии

    Как говорить: "мозг" или "мозги"?Вам будет интересно:Как говорить: "мозг" или "мозги"?

    Однако нужно отметить, что в структуре педагогической технологии нет универсальных методов. Данный подход дополняет другие научные подходы психологии, социологии и педагогики, но не может применяться отдельно.

    Критерии технологичности

    Разработанная технология должна соответствовать главным требованиям методологии. Их называют критериями технологичности, к которым относятся:

    • управляемость;
    • системность;
    • воспроизводимость;
    • эффективность;
    • концептуальность.

    структура и содержание педагогической технологии

    Управляемость в структуре педагогической технологии предполагает возможности предварительного планирования процесса обучения, диагностики, корректировки средств и методики для достижения результатов.

    Системность подразумевает, что разработанная ПТ должна иметь свойства единой системы: логику поэтапного процесса, целостность, связь между всеми его частями.

    Воспроизводимость предоставляет возможность повторения другими субъектами данной ПТ в однотипных учебных заведениях.

    Эффективность предполагает, что на сегодняшний день педагогические подходы находятся в конкурентных условиях. Поэтому они должны показывать высокие результаты и быть оптимальными по материальным затратам, а также гарантировать достижение стандарта обучения.

    Концептуальность подразумевает, что каждая технология должна опираться на одну из научных концепций, которая включает дидактическое, социально-педагогическое и психологическое обоснование.

    Структура ПТ

    Критерии технологичности являются основой для системы рассматриваемого подхода. В структуру педагогических технологий входят:

    • содержание обучения;
    • концепция обучения;
    • технологический процесс.

    структура описания педагогической технологии

    Содержание обучения включает цели - общие и частные, а также систему учебного материала.

    Концепция обучения - это научно-исследовательская база технологии и педагогические идеи. Которые заложены в ее основу.

    Процессуальная часть структуры педагогической технологии представлена, в свою очередь, совокупностью нижеперечисленных элементов:

    • организация процесса обучения;
    • методика образовательной деятельности учащихся;
    • методика работы преподавателя;
    • управление процессом запоминания и усвоения материала;
    • диагностика процесса обучения.

    Горизонтальная система

    Горизонтальная структура педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных элементов. Рассмотрим их подробнее:

  • Научный. Технология представляется в виде научно разработанного решения какой-либо проблемы. Она основывается на достижениях науки предыдущих поколений и передовой практики;
  • Дескриптивный. Педагогический подход представляется наглядной моделью, описанием целей, средств и методов. Предоставляется также алгоритм действий, необходимых для достижения поставленных целей;
  • Процессуально-деятельностный. Педагогическая технология является самим процессом реализации деятельности объектов и субъектов.
  • Вертикальная система

    Каждая педагогическая технология затрагивает одну из областей деятельности процесса обучения. Она, в свою очередь, включает в себя собственную систему элементов. Кроме того, эта область сама может являться составной частью деятельности высокого уровня.

    Элементы этой иерархии составляют вертикальную структуру педагогических технологий. Всего их четыре:

  • Метатехнологии описывают процесс обучения на уровне осуществления социальной политики в образовательной области. К ним можно отнести воспитание дошкольников, технологию управления качеством обучения в районе, технологию воспитания в антиалкогольном направлении.
  • Макротехнологии (отраслевые технологии) охватывают деятельность внутри образовательной области или учебной дисциплины. Например, технология преподавания одного из учебных предметов.
  • Мезотехнологии (модульные технологии) являются технологиями реализации отдельных частей образовательного процесса. К ним можно отнести разработку подходов к изучению одной темы или урока, повторения знаний в составе одного модуля.
  • Микротехнологии направляют свою деятельность на решение оперативных задач и на индивидуальное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания. Например, технология получения навыков письма, тренинги по личностному развитию индивида.
  • Методы обучения

    К одной из составляющих структуры педагогических технологий можно отнести методы обучения - формы упорядоченной деятельности преподавателя и обучающихся.

    структура и содержание педагогической технологии

    Успех обучения, как правило, в большой степени зависит от сосредоточенности и внутренней активности учащихся, от типа их деятельности. Поэтому характер деятельности, уровень самостоятельности и творческого подхода к заданию должны являться важными критериями для определения главного метода обучения.

    Для каждой следующей формы возрастает степень самостоятельности выполнения задания.

    Классификация методов обучения

    В описании структуры педагогической технологии выделяют пять методов обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный – метод обучения, при котором обучающиеся приобретают знания на лекции, в учебниках и методичках посредством готовых материалов. Воспринимая и осмысливая информацию, студенты находятся в рамках воспроизводящего мышления. Данный метод является наиболее распространенным для передачи большого количества информации в высших учебных заведениях.
  • Репродуктивный - метод, при котором применение изученного на практике демонстрируется на примере наглядного образца. Деятельность студентов в данном случае основывается на алгоритме и осуществляется согласно правилам действий в аналогичных ситуациях.
  • Метод проблемного изложения - подход, при котором преподаватель перед изложением материала показывает проблему и формирует задачу, которую необходимо решить. Затем с помощью предоставления системы доказательств и сравнения различных точек зрения и подходов, указывает пути решения проблемы. Студенты, таким образом, являются участниками научного исследования.
  • Частичнопоисковый метод обучения показывает организацию поиска решения выдвинутых задач или под руководством преподавателя, или на основе предоставленных правил и указаний. Процесс поиска ответов носит продуктивный характер, но при этом время от времени контролируется преподавателем.
  • Исследовательский – метод обучения, где после произведения анализа информации, постановки проблемы и краткого инструктажа в устной или письменной форме, студенты изучают литературу, различные источники, производят наблюдения и занимаются поиском другими возможными методами. В такой работе наиболее полно проявляются инициативность, самостоятельность, творческий подход. Методы учебной деятельности становятся способами проведения научного исследования.
  • вертикальная структура педагогических технологий

    Роль ПТ

    Таким образом, структура педагогической технологии имеет свойства различных предметов. Как наука она занимается исследованием и проектированием рациональных и эффективных путей обучения. Как система алгоритмов, методов и регуляторов педагогической деятельности внедряется непосредственно в процесс образования.

    структура педагогической технологии

    Педагогическая технология, таким образом, может быть представлена или как комплекс аспектов в виде научной концепции и проекта, или как описание программы действий, или как реально реализующийся процессом в сфере образования. Это важно понимать.



    Источник