Педагогическая технология (ПТ) – структура, состоящая из всех элементов педагогического процесса. Она строится на основе научных исследований и имеет четкий план действий по времени и в пространстве.
Главной целью данной технологии является достижение намеченных результатов с помощью специальных методов и средств.
Сущность
Структура содержания педагогической технологии построена на специальной методике. Она заключается в абсолютной управляемости образовательного процесса. А также в планировании и воспроизведении педагогического цикла, в точном достижении поставленной цели.
Вам будет интересно:Динамично — это что такое: толкование
Технология строится на следующих трех аспектах:
Основные уровни
Структура понятия педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных уровней:
Возможности подхода
Вам будет интересно:Олег – хороший человек. Рифма к имени Олег
Технологический подход в педагогике позволяет освоить предмет изучения с разных сторон: как концептуальной, так и проектировочной. Он дает возможности:
- со значительной определенностью планировать результаты и управлять образовательными процессами;
- производить анализ и систематизировать имеющийся опыт и его практическое использование на научной основе;
- разносторонне решать проблемы в сфере образования и воспитательного обучения;
- создавать благоприятные условия для личностного развития;
- минимизировать эффект воздействия отрицательных обстоятельств на участников процесса;
- эффективно использовать ресурсы, имеющиеся в наличии;
- применять передовые методы для решения различных социальных проблем и разрабатывать новую методику.
Вам будет интересно:Как говорить: "мозг" или "мозги"?
Однако нужно отметить, что в структуре педагогической технологии нет универсальных методов. Данный подход дополняет другие научные подходы психологии, социологии и педагогики, но не может применяться отдельно.
Критерии технологичности
Разработанная технология должна соответствовать главным требованиям методологии. Их называют критериями технологичности, к которым относятся:
- управляемость;
- системность;
- воспроизводимость;
- эффективность;
- концептуальность.
Управляемость в структуре педагогической технологии предполагает возможности предварительного планирования процесса обучения, диагностики, корректировки средств и методики для достижения результатов.
Системность подразумевает, что разработанная ПТ должна иметь свойства единой системы: логику поэтапного процесса, целостность, связь между всеми его частями.
Воспроизводимость предоставляет возможность повторения другими субъектами данной ПТ в однотипных учебных заведениях.
Эффективность предполагает, что на сегодняшний день педагогические подходы находятся в конкурентных условиях. Поэтому они должны показывать высокие результаты и быть оптимальными по материальным затратам, а также гарантировать достижение стандарта обучения.
Концептуальность подразумевает, что каждая технология должна опираться на одну из научных концепций, которая включает дидактическое, социально-педагогическое и психологическое обоснование.
Структура ПТ
Критерии технологичности являются основой для системы рассматриваемого подхода. В структуру педагогических технологий входят:
- содержание обучения;
- концепция обучения;
- технологический процесс.
Содержание обучения включает цели - общие и частные, а также систему учебного материала.
Концепция обучения - это научно-исследовательская база технологии и педагогические идеи. Которые заложены в ее основу.
Процессуальная часть структуры педагогической технологии представлена, в свою очередь, совокупностью нижеперечисленных элементов:
- организация процесса обучения;
- методика образовательной деятельности учащихся;
- методика работы преподавателя;
- управление процессом запоминания и усвоения материала;
- диагностика процесса обучения.
Горизонтальная система
Горизонтальная структура педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных элементов. Рассмотрим их подробнее:
Вертикальная система
Каждая педагогическая технология затрагивает одну из областей деятельности процесса обучения. Она, в свою очередь, включает в себя собственную систему элементов. Кроме того, эта область сама может являться составной частью деятельности высокого уровня.
Элементы этой иерархии составляют вертикальную структуру педагогических технологий. Всего их четыре:
Методы обучения
К одной из составляющих структуры педагогических технологий можно отнести методы обучения - формы упорядоченной деятельности преподавателя и обучающихся.
Успех обучения, как правило, в большой степени зависит от сосредоточенности и внутренней активности учащихся, от типа их деятельности. Поэтому характер деятельности, уровень самостоятельности и творческого подхода к заданию должны являться важными критериями для определения главного метода обучения.
Для каждой следующей формы возрастает степень самостоятельности выполнения задания.
Классификация методов обучения
В описании структуры педагогической технологии выделяют пять методов обучения:
Роль ПТ
Таким образом, структура педагогической технологии имеет свойства различных предметов. Как наука она занимается исследованием и проектированием рациональных и эффективных путей обучения. Как система алгоритмов, методов и регуляторов педагогической деятельности внедряется непосредственно в процесс образования.
Педагогическая технология, таким образом, может быть представлена или как комплекс аспектов в виде научной концепции и проекта, или как описание программы действий, или как реально реализующийся процессом в сфере образования. Это важно понимать.