10-01-2019 12:55

Коллегии Петра 1: список и их функции

Коллегии, созданные Петром 1, были предложены императору теоретиком Лейбницем. Сам Петр задумывал перенесли западноевропейскую систему управления в Россию, обращая особое внимание на опыт Швеции. Именно там устройство власти было коллегиальным.

Введение

До введения коллегий Петра 1 за границу посылались подданные, чтобы изучить особенности подобного устройства. Из других стран в Россию приглашали специалистов, которые содействовали организации новых учреждений. Однако во главе их оказывались всегда россияне.

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона). Вывод уравнения идеального газаВам будет интересно:Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона). Вывод уравнения идеального газа

Петр I

Виды

Официально коллегии Петра 1 и их функции были определены в 1719 году. В каждой из них имелись свои уставы. Общее число коллегий – 12.

  • Первая отвечала за иностранные дела.
  • Вторая – за военные.
  • Была отдельная морская коллегия.
  • Штатс-коллегия отвечала за учет расходов.
  • Камер-коллегия занималась доходами.
  • Юстиц-коллегия исполняла судебные функции.
  • Ревизион-коллегия осуществляла надзор в сфере финансов.
  • На Коммерц-коллегию возлагалась торговая функция.
  • Берг-коллегия отвечала за горное дело.
  • Мануфактур-коллегия вела деятельность в сфере промышленности.
  • Вотчинная - работала, как предыдущая.
  • Главный Магистрат являлся центральным городским органом власти. Для них было отведено специальное здание в Петербурге.
  • Здание 12 коллегий

    Подчинение

    Сенат и коллегии при Петре 1 находились в строгой иерархической цепочке. Последние подчинялись Сенату, но в разной мере. Больше всего самостоятельности было у военной и морской коллегий. В каждой из них имелись свои присутствие, канцелярия.

    Отличия

    Коллегии Петра 1 позволили сделать ведомственное управление намного проще. Однако на практике нередко обладающие самым большим влиянием лица влияли на ключевые решения, а вот коллегиальные принимались далеко не всегда.

    Причины выбора

    Весьма закономерным является вопрос, почему коллегии Петра 1 создавались именно по шведскому образцу. Все дело в том, что в те времена образцовой считалась именно система Швеции. Император не видел в российских реалиях подобных примеров. Он принял решение не изобретать особый русский корабль и решил попросту построить эффективный фрегат по западному образцу.

    В сенате

    Отправление функций

    Вводя коллегии, Петр 1 подразумевал, что решения здесь будут приниматься в ходе совещаний. Но после введения они претерпевали постоянные изменения, и к концу правления императора их осталось всего 10.

    Изначальная идея совещательных решений оказалась погребенной под влиянием сильнейших членов коллегий. Причина крылась в том, что коллегиальность не документировалась строго. Сам Петр считал, что наличие большого количества членов в органах власти приведет к тому, что беззаконие будет сложнее скрыть. Ведь одному человеку намного проще нарушить закон, чем делать это на глазах у многих: хоть один, но способен его выдать.

    По царской задумке, каждое дело должно было решаться большинством голосов. В коллегиях заседали и иностранцы. Они считались специалистами своего дела, и их к власти привлекали, чтобы русские начинающие управленцы учились у опытных товарищей. Иностранцам путь в президенты коллегий был закрыт указом Петра. Однако вице-президентами становились иноземцы.

    Введение коллегиальной системы фактически ликвидировало Приказы. Большинство новых учреждений функционировало на протяжении долгого времени: они исчезали только в ходе реформ Екатерины II и Александра I. Петр подписал указ о создании коллегий в 1719 году. Реализация же его задумок имела тенденцию затягиваться.

    Президента для каждой коллегии назначал непосредственно Сенат. То же касалось и вице-президента. Президент не мог принимать решений без совещаний и участия членов коллегий. Заседали нововведенные органы каждый день, за исключением праздников и воскресенья. Обычно заседания длились по 5 часов. В каждой коллегии был прокурор, обязанностью которого являлось следить за тем, чтобы дела решались исправно.

    На заседании

    После петровской реформы функции органов власти оказались четко разграниченными. Это отличало государственный аппарат от прошлого с приказной системой. Недостатком системы стал тот факт, что функции некоторых коллегий смешались на практике: одни могли спокойно заниматься делами других. Кроме того, без внимания оставались полиция, медицина и почта. И в конечном итоге приходилось продолжать реформу в 1720-е годы, вводя дополнительные приказы для этих сфер.



    Источник