Коллегии, созданные Петром 1, были предложены императору теоретиком Лейбницем. Сам Петр задумывал перенесли западноевропейскую систему управления в Россию, обращая особое внимание на опыт Швеции. Именно там устройство власти было коллегиальным.
Введение
До введения коллегий Петра 1 за границу посылались подданные, чтобы изучить особенности подобного устройства. Из других стран в Россию приглашали специалистов, которые содействовали организации новых учреждений. Однако во главе их оказывались всегда россияне.
Вам будет интересно:Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона). Вывод уравнения идеального газа
Виды
Официально коллегии Петра 1 и их функции были определены в 1719 году. В каждой из них имелись свои уставы. Общее число коллегий – 12.
Подчинение
Сенат и коллегии при Петре 1 находились в строгой иерархической цепочке. Последние подчинялись Сенату, но в разной мере. Больше всего самостоятельности было у военной и морской коллегий. В каждой из них имелись свои присутствие, канцелярия.
Отличия
Коллегии Петра 1 позволили сделать ведомственное управление намного проще. Однако на практике нередко обладающие самым большим влиянием лица влияли на ключевые решения, а вот коллегиальные принимались далеко не всегда.
Причины выбора
Весьма закономерным является вопрос, почему коллегии Петра 1 создавались именно по шведскому образцу. Все дело в том, что в те времена образцовой считалась именно система Швеции. Император не видел в российских реалиях подобных примеров. Он принял решение не изобретать особый русский корабль и решил попросту построить эффективный фрегат по западному образцу.
Отправление функций
Вводя коллегии, Петр 1 подразумевал, что решения здесь будут приниматься в ходе совещаний. Но после введения они претерпевали постоянные изменения, и к концу правления императора их осталось всего 10.
Изначальная идея совещательных решений оказалась погребенной под влиянием сильнейших членов коллегий. Причина крылась в том, что коллегиальность не документировалась строго. Сам Петр считал, что наличие большого количества членов в органах власти приведет к тому, что беззаконие будет сложнее скрыть. Ведь одному человеку намного проще нарушить закон, чем делать это на глазах у многих: хоть один, но способен его выдать.
По царской задумке, каждое дело должно было решаться большинством голосов. В коллегиях заседали и иностранцы. Они считались специалистами своего дела, и их к власти привлекали, чтобы русские начинающие управленцы учились у опытных товарищей. Иностранцам путь в президенты коллегий был закрыт указом Петра. Однако вице-президентами становились иноземцы.
Введение коллегиальной системы фактически ликвидировало Приказы. Большинство новых учреждений функционировало на протяжении долгого времени: они исчезали только в ходе реформ Екатерины II и Александра I. Петр подписал указ о создании коллегий в 1719 году. Реализация же его задумок имела тенденцию затягиваться.
Президента для каждой коллегии назначал непосредственно Сенат. То же касалось и вице-президента. Президент не мог принимать решений без совещаний и участия членов коллегий. Заседали нововведенные органы каждый день, за исключением праздников и воскресенья. Обычно заседания длились по 5 часов. В каждой коллегии был прокурор, обязанностью которого являлось следить за тем, чтобы дела решались исправно.
После петровской реформы функции органов власти оказались четко разграниченными. Это отличало государственный аппарат от прошлого с приказной системой. Недостатком системы стал тот факт, что функции некоторых коллегий смешались на практике: одни могли спокойно заниматься делами других. Кроме того, без внимания оставались полиция, медицина и почта. И в конечном итоге приходилось продолжать реформу в 1720-е годы, вводя дополнительные приказы для этих сфер.