13-01-2019 10:55

Нарративное интервью: понятие, особенности проведения и итоговый анализ

Понятие нарративного интервью подразумевает под собой концепцию, основанную на способности человека рассказывать. Рассказ является средством передачи сведений, основой человеческих взаимоотношений. Главная цель любого вида нарративного интервью – выявить биографические процессы, характерные для определенной личности либо группы. Выявляются они с точки зрения непосредственно рассказчиков.

Широкое понимание

В более широком понимании это восприятие качественных сведений, которые касаются любой области общественной жизни. Как правило, речь идет о проблемах, которые связаны с реформами и изменениями. Предпосылки для нарративных опросов, интервью заключаются в том, что личность обладает некими познаниями, навыками в вопросе выстраивания рассказа, также в воспроизведении собственной биографии. Рассказ обладает той же структурой, что и жизненный процесс личности. По сути это кристаллизация всего пережитого им к данному моменту времени опыта.

Советское государство: дата создания, исторические события, хронология и политический стройВам будет интересно:Советское государство: дата создания, исторические события, хронология и политический строй

нарративное интервью понятие

Криминалистическая психология: возможности и перспективыВам будет интересно:Криминалистическая психология: возможности и перспективы

Гомология при нарративном интервью возможна, только если информатор говорил о событиях собственной жизни, а не чьей-либо еще. Главный принцип подобного изложения – отсутствие возможности подготовиться к рассказу. В таком случае человек меньше ориентируется на необходимость предъявить презентацию себя.

Важнейшим значением в анализе нарративного интервью, в нем самом обладает отмечание того, какими правилами и принципами руководствуется рассказчик. Выявляется и то, насколько целостный и законченный он представил текст. Отмечаются моменты, на которых рассказчик концентрирует внимание, по приведенным им в нарративном интервью примерам в анализе определяется весьма многое о личности. Определяется и то, насколько последователен рассказ.

На первоначальном этапе нарративного интервью важнейшей задачей является превращение опрашиваемого в рассказчика. Для этого специалист прибегает к ряду приемов.

Начинается опрос, главный рассказ, затем следуют дополнительные вопросы касательно моментов, упомянутых в ходе повествования. Завершается нарративное интервью объяснениями, оценками.

Применение

Популяционная экология. Естественный отбор. Борьба за существованиеВам будет интересно:Популяционная экология. Естественный отбор. Борьба за существование

Достаточно часто именно по такой технике осуществляется опрос групп граждан, включая безработных, бездомных, проходящих лечение в психиатрических клиниках, участников вооруженных конфликтов и так далее. Нарративное интервью в социологии находит широкое применение в ходе исследований маргинальных групп, отличающихся девиантным поведением.

Разработка

В клинической психологии большое влияние на развитие области оказал Зигмунд Фрейд. Разрабатывая методы исследования личности, он выявил правила, позволяющие получить максимум сведений. Он в технику нарративного интервью ввел «свободно парящее внимание». В нем отразилось отношение опрашиваемого к слышимому рассказу. Повлиял на развитие техники и Дж. Брунер. Он выявил тесную взаимосвязь между пережитым опытом и рассказом о нем.

Великий исследователь

Фишер-Розенталь подтвердил аргументы о том, что нарратив совпадает с конструируемой идентичностью личности.

Главная цель

Задача опрашивающего - получить как можно более развернутый рассказ. Он должен распадаться на отдельные секвенции. Не во всех случаях они могут совпадать с ходом событий. Однако секвенции должны встраиваться в логику повествования.

Для получения подобного рассказа имеет смысл ознакомиться с образцами нарративного интервью. Но самое главное здесь – уловить основную мысль. Необходимо стимулировать человека вопросом, который сформирует рамку ответа.

Пример начала

Уместно начать нарративное интервью, к примеру, с вопроса: «Как шла ваша жизнь до момента принятия ислама?» Подойдет и вопрос в зависимости от целей опрашивающего: «Расскажите, как протекали ваши детские годы?»

Данные вопросы достаточно четко рисуют рамку, в которой будет выстроен ответ. В первом случае исследуется опыт жизни в качестве мусульманина, а во втором – в роли ребенка. В данных примерах нарративного интервью подчеркивается, что ожидается процессуальный рассказ. В ответ должен следовать развернутый рассказ. Не стоит перебивать опрашиваемого. Главное – мимически либо междометиями поддержать ход повествования вплоть до его коды. Так завершается первая часть интервью.

Окончание

Вторая часть включает опрос с дополнительным уточнением деталей услышанного. Если что-либо неясно, нужно использовать лексику рассказчика. Вопросы, как правило, готовятся предварительно в форме путеводителя. В ходе опроса их задают в определенной последовательности, учитывая логику биографии.

Арийские языки: происхождение и эволюцияВам будет интересно:Арийские языки: происхождение и эволюция

Опрос заканчивается возвращением рассказчика в настоящий момент вопросами об оценке прошлых событий с нынешней позиции. Главная задача здесь – рассмотреть то, как человек интерпретирует пережитый опыт в контексте современности. Образцом нарративного интервью с такой концовкой может быть вопрос: «Как вы относитесь к тому, что тогда произошло?»

нарративный импульс в интервью расшифровка пример

Как правило, подобный опрос завершается кодой, основным смыслом рассказанного. Обычно записывают ход рассказа на диктофон для выявления интонаций. В примерах расшифровки нарративных импульсов в интервью встречается построчная нумерация строк рассказа. Это делается для удобства в анализе.

Принципы подхода

До анализа рассказа важно выявить главные принципы подхода. В ходе реконструкции биографии на основе интервью исследователь в обязательном порядке опирается на несколько принципов. Во-первых, он не формулирует гипотезы и теории однозначно, допуская множество трактовок. Также он учитывает тот факт, что в любом примере расшифровки нарративного импульса в интервью есть смысловое ядро, в котором будет выражен главный смысл повествования.

Перед проводящим опрос стоит центральная задача – определить гештальт, рамку, положенную в основу повествования. Так как любая секвенция перекликается с гештальтом, исследователь старается определить ее место и роль в итоговом рассказе.

Кроме того, исследователь объясняет, какими правилами руководствуется при рассказе о своей биографии, какими были разные периоды жизни, процесс принятия решений. Само повествование расширяется либо сужается по выбору рассказчика. И благодаря этому выявляется, что наиболее важно для него самого, какие ценности движут им как личностью.

Анализ личности

Целью расшифровки повествования считается осознание единичности и представительность случаев, восстановление латентного смысла, который рассказчик может и не понимать сам. Смысл выводится и из переосмысления пережитого опыта.

О включенном наблюдении

Оно применяется исследователем в ходе опросов данного типа. Важно учитывать, что включенное наблюдение и нарративное интервью относят к качественным методам исследования. Включенное наблюдение направлено на изучение личности в ее естественной среде. Исследователь свободен от внешнего контроля. Таким методом пользуются, чтобы глубже узнать мотивацию человека.

Включенное наблюдение и нарративное интервью могут использоваться по-разному. Ведь роль исследователя может быть разной.

По шагам

Всего в ходе подобных исследований предпринимается 6 шагов. На первом анализируются исходные жизненные данные человека, строится биограмма, которая и используется для анализа текста.

На втором шаге выдвигаются первые предположения касательно идентичности личности. Исследователь учитывает знакомство, пользуется собственными познаниями в области социологии, исторических контекстов. Обязательно нужно дистанцироваться от непосредственно текста и оценки рассказчика. Отдельно различается повествование об опыте и непосредственно линия событий.

На данном шаге используется особый способ анализа. Биографию читают полностью, а после в ходе групповой дискуссии восстанавливают хронологию событий, выдвигая версию о том, в чем заключается суть нарративного «я». К примеру, это может быть «успешная девушка, которая преодолевает трудности», «уникальная личность, неповторимая по внутреннему содержанию».

нарративное интервью пример

На третьем шаге анализируется все повествование, которое ориентируется на восстановление гештальта автобиографии. Исследователь определяет нарративные секвенции, отвечая на вопрос, по какой причине их выстраивают в данной последовательности. Тут учитывается, по какой причине рассказчик меняет одну тему на другую, почему он выбрал именно такое окончание собственного повествования.

Важно обращать внимание на особенности речи, в которых содержатся ключи к ответам на данные вопросы. Это могут быть маркеры «потом», «вдруг», завершительные фразы. Кода заключает в себе весь конечный смысл повествования. Это некое умозаключение, аргумент, который приводится к концу секвенций. Кода связывается непосредственно с настоящим временем и общим ходом повествования.

На четвертом шаге сравниваются биограмма и нарратив с контекстом рассказа. Исследователь выявляет, по какой причине человек отходит от последовательности в повествовании, на чем он заостряет внимание, а что опускает как незначительное. Выявив, чем спровоцировано такое поведение, можно найти ключ к пониманию личности.

На пятом шаге в подробностях анализируются отрывки текста. Анализируя отдельные секвенции, необходимо выделять ключевые категории, которые описывают непосредственно опыт человека. В результате образ нарративного «я» в значительной мере уточняется, реконструируется на основе отдельных отрывков рассказанного. К примеру, стоит обратить внимание на отдельные моменты вроде помощи брата в ходе преодолений негативных обстоятельств в школьные годы жизни.

Пыл — это? Толкование словаВам будет интересно:Пыл — это? Толкование слова

Стоит заострить внимание на кодах секвенций – к примеру, если человек говорит: «Я справилась с учебной программой, несмотря на то что это было трудно», кодой является оценка учебного процесса как законченного этапа.

включенное наблюдение и нарративное интервью

Техника анализа заключается в выделении рассказа о биографии по событиям, после определяется то, с какими эмоциями это рассказывал человек, это позволяет определить, что было наиболее значимым, а что – незначительным. Затем исследователь, определив коду, интерпретирует непосредственно представленные в ходе опроса события.

На шестом шаге уточняется представление о нарративном «я», образ которого уже был сформирован в ходе предыдущих шагов. Происходит проверка версий о причинах переключения тем, выбора некоторого событийного ряда в качестве наиболее значимого. Оценивается и проверяется версия причины вытеснения некоторых воспоминаний – так, проблемы со здоровьем опускаются в ходе рассказов об успехах на профессиональном поприще. Уже после всего этого исследователь занимается определением типа биографического рассказа.

Интересные факты

Человек рождается, ничего о себе не зная. Все сведения о собственном теле, личности он получает от окружающих, открывая собственные достоинства и недостатки, утверждая себя и выбирая модель поведения. Создать себя – значит написать самостоятельно историю собственной жизни. Она идет, и в ходе разных событий человек наделяет ее определенным смыслом с учетом фактов, которые встраиваются в уже существующую в нем картину мира, с учетом отношения к себе.

Самый банальный пример: допустим, Ивана и Алексея оштрафовал контролер. Иван подумал о том, что ему по жизни не везет. В то время как Алексей был вполне доволен ситуацией – он несколько месяцев ездил без билета, и это первый контролер. В одинаковой ситуации один оказывается неудачником, а другой – победителем.

Если человек не берет себя в свои руки, его картина мира будет определяться тем, что его окружало в детстве. Так, Алексей рос в бедной семье, болел, но затем открыл свой бизнес и стал много зарабатывать, он стал считаться успешным человеком в обществе. В воспоминаниях о детских неудачах он транслирует: «Я привык преодолевать препятствия». В то время как Иван также часто болел, члены семьи величали его «бедным дитем», «недоразумением».

В школьные годы он активно подвергался критике. Когда человек много раз слышит одно и то же, он начинает в это верить – так устроена психика. В итоге он поверил в то, что сказанное – это правда. Он также открыл бизнес, но ему все это кажется случайностью, так как не вписывается в картину мира неудачника. В биографии со слов Ивана события будут указывать на то, что он жертва.

Жизнь каждого человека включает немало событий, но он акцентирует внимание на тех, которые вписываются в его нарратив. Такие события специалисты называют доминирующими. И если они противоречат картине мира, то списываются на случайности. Однако случайности не случайны.

К примеру, у 14-летней Лизы прописалась история о том, как она стеснительна и замкнута. Она прекрасно помнит момент, когда в ходе распределения ролей для театральной постановки она испытала острое желание принять участие, но не сказала этого. За пару месяцев до этого она подала заявление на участие в телевизионном шоу, знакомилась с новой компанией. Однако данные моменты она опустила, поскольку в своем собственном нарративе Лиза стеснительная, и на такие эпизоды она внимания не обратила.

Нарративные методы появились в 1980-е годы в Австралии, в Россию же они добрались лишь в 21-м веке. Активно используются они в ходе семейных психотерапевтических сеансов – на данный момент они являются приоритетным направлением этой сферы.

Личности в одной

Историю своей жизни человек пишет сам. Но окружающие постоянно пытаются личность переделать, на них также сказываются установки, царящие в обществе. В разных сообществах понятия о том, что является нормальным, а что – нет, различаются. В любом социуме имеется немало социальных институтов – научных, религиозных и так далее. И они активно транслируют свои установки, например «каждый строит свой рай сам» или «рай будет только в загробной жизни», «богатство – это плохо».

Человек склонен соглашаться с догматами культуры, в которой он живет. Так, женщина, постоянно проводящая пластические операции на своем теле, живет с установкой, транслируемой обществом: «Счастье достижимо лишь для тех, кто обладает идеальным телом». Образ идеального тела транслируется средствами массовой информации. В ходе нарративного интервью выявляются господствующие в сознании исследуемого человека установки.



Источник