Какие классные часы в 8 классе может запланировать педагог? Как правильно подобрать теоретический и практический материал, чтобы сделать занятие интересным и полезным для подростков? Этими вопросами задается каждый учитель, в чьи обязанности входит классное руководство.
Предлагаем некоторые разработки классных часов. 8 класс — это прекрасное время для вовлечения школьников в серьезные познавательные беседы, способствующие формированию правовой грамотности. Остановимся на конкретных примерах.
Классный час "Толерантность"
Вам будет интересно:Ведущие университеты и институты иностранных языков России
Как провести занятие по данной теме? На что направлены правовые классные часы? 8 класс предполагает знакомство школьников с основными правами, которые закреплены в Конституции РФ. Эти моменты должен учитывать педагог, планируя свою воспитательную работу.
Для чего проводится классный час «Толерантность» в 8 классе? Помимо формирования понятий "права", "обязанности", педагог развивает в подрастающем поколении гражданскую ответственность. Что включить в такое занятие? К примеру, педагог рассказывает своим воспитанникам о том, что все люди имеют право на уважение чести и достоинства.
Вам будет интересно:Межень - это что такое?
В классный час можно включить небольшую игру. Педагог предлагает ребятам сесть в круг, затем одному из воспитанников отдает красное плюшевое сердце, говоря при этом комплимент. По кругу каждый ребенок должен передать "символ уважения", сопровождая его доброжелательными словами (фразами) в адрес одноклассника.
На основе этой игры педагог переходит к презентации, в которой дано определение толерантности (терпимости), показаны основные ее признаки: доброжелательность, взаимное уважение.
В конце занятия вместе с педагогом дети делают вывод о важности терпимого и доброжелательного отношения к людям других культур и национальностей.
Правовое воспитание
Именно в этом возрасте закладывается основа демократических и гуманистических ценностей, развивается познавательный интерес у школьников.
Вам будет интересно:Модальные глаголы в английском языке. Разница между may и might
Какие лучше взять темы классных часов? 8 класс — этот тот возраст, в котором дети уже готовы к уважительному отношению к социальным нормам. Во время занятий педагог развивает у своих воспитанников критическое мышление, познавательный интерес, способствует повышению нравственной и правовой культуры.
Классные часы в 8 классе продумывают так, чтобы создавать максимально комфортные условия для самореализации и самоопределения подрастающего поколения.
На примерах из конкретных жизненных ситуаций педагог поясняет, какие нарушения прав человека были сделаны, вместе с ребятами наставник ищет способы их восстановления.
Пример занятия о нравственности
Беседа о нравственности и ответственности - один из вариантов такой работы. Для того чтобы проводить правовые классные часы в 8 классе, педагог использует инновационные методы и педагогические приемы.
К примеру, уместно использование дидактических игр, бесед. Для достижения оптимального результата необходимо сочетание нескольких инновационных приемов.
Необходимое оборудование для классного часа
Для работы педагогу потребуется персональный компьютер (ноутбук), проектор, демонстрационный экран, интерактивная доска, колонки.
На доске можно использовать эпиграфы, касающиеся правовой области. К примеру, можно взять за основу китайскую мудрость: «Учись думать не только о себе, но и о других».
Также можно сделать небольшой календарь важных правовых дат:
-
День прав человека — 10 декабря;
-
Всемирный день ребенка — 20 ноября;
-
День жертв агрессии — 4 июня;
-
Международный день защиты детей — 1 июня.
Для проведения игры потребуются карандаши, листы бумаги, карточки с правовыми заданиями, заготовки с элементами статей Конвенции о правах ребенка.
Ход мероприятия
Для того чтобы сделать правовые классные часы в 8 классе интересными и познавательными, можно включить элемент соревновательности. Класс делится на три группы, две из них будут участниками игры, а третья группа помогает педагогу вести мероприятие.
Сначала учитель озвучивает тематику мероприятия, ставит перед ребятами те задачи, которые им вместе предстоит решить в рамках классного часа.
Говоря о правах, особое внимание классный руководитель уделяется определению данного термина. К примеру, в словаре Ожегова под правом подразумевается совокупность охраняемых и установленных государством правил и норм, регулирующих отношения между людьми.
В рамках обществознания правом считают нормативную фору выражения равенства людей в отношениях, существующих в обществе. Далее педагог перечисляет основные виды права: конституционное, гражданское, административное, трудовое, жилищное, семейное, процессуальное, финансовое, уголовное.
На них и может основываться тематика классных часов. 8 класс подходит для творческих форм работы.
Педагог выделяет связь между государством и обществом, отмечает важность прав в жизни обычного гражданина.
В качестве вывода он подводит своих воспитанников к определению прав гражданина — правил, которые необходимы для жизни в социуме. Они определяются формами поведения, моральными нормами, заложены в обычаях, традициях определенных народов.
Интересные факты
Права гражданина-человека определяются конкретными законами, а они связаны с правом. Таким образом, в качестве правового государства можно рассматривать такое государство, в котором господствуют определенные права.
Для формирования в подрастающем поколении уважительного отношения к своей стране, ее традициям, обычаям, культурным особенностям, классный руководитель обращается к истории Российского государства. Далее можно плавно перейти к тем международным законам, которые созданы для защиты детей и взрослых.
Выборка международных документов правового характера
Среди многочисленных федеральных и международных законов, которые действительно защищают права граждан любого возраста, выделим:
-
Всеобщую декларацию прав человека (1948 год).
-
Конвенцию ООН о правах ребенка (1989 год).
-
Конституцию РФ (1993 год).
-
Президентскую программу «Дети России».
-
Закон "Об образовании".
Педагог отмечает, что ежегодно увеличивается число постановлений и законов федерального, международного уровней, направленных на защиту прав детей.
Для того чтобы повысить эффективность проводимого занятия, можно выбрать для отдельного классного часа только один правовой документ. К примеру, им может стать Конвенция о правах ребенка.
Что собой представляет международная конвенция? Это соглашение, вариант договора, по которому устанавливаются обязанности и права государства и некоторой конкретной области.
Есть многосторонние конвенции, содержащие общие нормы, которые определяют жизнь и работу людей на нашей планете. К примеру, можно отметить Женевские конвенции 1949, 1989 гг., а также Гаагские конвенции 1899 г., 1907 г.
Учитель задает своим воспитанникам вопрос, касающийся ООН. Ребята расшифровывают данную аббревиатуру. Далее педагог рассказывает ребятам о том, что данная организация была создана в 1942 году. Можно поручить одному из детей подготовить дополнительное сообщение о структуре и специфике деятельности данной организации.
Ребята из уст своего одноклассника узнают, что деятельность Организации Объединенных Наций направлена на сохранение мира во всем мире.
Подводим итоги
Педагог в завершение классного часа, касающегося правовых норм, отмечает, что правая культура — это необходимое качество, без которого сложно жить в социуме. Если на данный момент все вопросы, касающиеся прав и обязанностей, решают родители, то в ближайшем будущем все проблемы и заботы лягут на плечи молодых людей. Для того чтобы подготовиться к взрослой жизни, быть успешными и востребованными людьми, необходимо уже сегодня овладевать основными правовыми знаниями. Ребята должны понять, что, помимо прав, у них есть и определенные обязанности, неисполнение которых влечет за собой различные виды ответственности: административную, уголовную.
Для того чтобы не оказаться в неприятной ситуации в будущем, важно научиться самостоятельно изучать основы отечественного и зарубежного законодательства. Среди тех элементов, которые обязательно нужно включать в воспитательную работу, отметим вопросы толерантного отношения к представителям других культур и национальностей. Дети 8 класса уже должны понимать, что на нашей планете живут разные люди, отличающиеся по цвету кожи, разрезу глаз, но все они имеют равные права и обязанности.