17-01-2019 15:55

Степан Павлович Супрун (советский летчик-испытатель, военный летчик-истребитель): биография, история гибели, награды, память

Советский летчик, опытный испытатель, пилот истребителя, получивший звание Героя Советского Союза дважды, друг и соратник Чкалова, незаменимый и бесстрашный Супрун Степан Павлович... Он прожил короткую, всего 34 года, но яркую, как вспышка, жизнь, не оставил детей, но оставил после себя великую память. Его биографию можно читать как увлекательный роман – столько всего он успел сделать. Современники говорили, что Супрун изменил историю советского военного авиастроения и авиации.

Семья

Биография Степана Павловича Супруна пестрит яркими событиями. 2 августа 1907 года на Украине, в селе Речки, в семье Павла и Прасковьи Супрунов родился будущий герой. Отец Степы был не в ладах с его дедом, за что последний, подозревая сына в пособничестве бунтовщикам, прогнал молодую семью с маленькими детьми из дома. Павлу Супруну тогда пришлось искать работу у сахарозаводчика, но и там, подчиняясь своему буйному нраву, он участвовал в забастовке, а затем уехал в Канаду, опасаясь повышенного интереса полиции. Осев в городке Виннипеге, он за два с лишним года исхитрился заработать на шифскарту – особый билет на океанский пароход, и в 1913 году перевез жену с тремя детьми в Канаду.

На чужой земле

Злополучный — это... Толкование и синонимыВам будет интересно:Злополучный — это... Толкование и синонимы

Закон Ома в дифференциальной и интегральной форме: описание и применениеВам будет интересно:Закон Ома в дифференциальной и интегральной форме: описание и применение

Степан Павлович Супрун, как и его отец, имел непокорный нрав. Высокий, крепкий мальчишка был авторитетом среди сверстников, так как обладал обостренным чувством справедливости и мог вступить в спор со взрослыми, за что частенько бывал наказан. Позже младшая сестра Степана вспоминала, что старший брат в возрасте 16 лет был заводилой и драчуном, но всегда защищал младших. Она даже думала, что он станет бандитом, гангстером, потому что однажды он украл пистолет из припаркованной машины. Но сам Степан говорил, что уже тогда, в далеком 1922 году, он был членом ячейки Лиги молодых коммунистов, куда пришел по настоянию отца, и готовился стать революционером.

Семья Супрунов в Канаде 1918

В 1915 году из-за кризиса в Канаде отец Степана, Павел, потерял работу, но застолбил небольшой участок в глухом лесу, построил дом и засеял участок пшеницей. Став хозяевами земли, Супруны ненадолго почувствовали небольшое облегчение. Но Павел Михайлович, который не оставлял надежд вернуться на Родину, внимательно следил за потрясениями в России. В 1917 году он окончательно убедил себя в том, что пора возвращаться. К тому же состарившийся отец, Михаил Супрун, звал сына домой. Но отъезд все откладывался, сначала из-за отсутствия денег, потом из-за болезни матери, Прасковьи.

Возвращение домой

Милитаристская Япония: характеристики, зарождение и развитиеВам будет интересно:Милитаристская Япония: характеристики, зарождение и развитие

Планам пламенного революционера Павла Супруна суждено было сбыться только в 1924 году. С помощью представителей Канадской компартии семья Супрунов, в которой уже было шестеро детей, перебралась обратно в Россию. Степан к этому времени окончил 7 классов школы в Канаде и мог продолжать обучение на Родине. Но все сложилось не сразу. Конфликт отца и деда погнал семью сначала в Казахстан, а затем к родственникам на Украину, в город Сумы, где местный облисполком избрал Павла Супруна секретарем. Степа сначала учился у экипажного мастера в Белополье, затем устроился столяром в комитет по борьбе с безработицей в Сумах. Не оставляя мечты помогать делу революции, он много читал и усердно учился. В 1928 году Степан начал работать на машиностроительном заводе в Сумах. А во время призыва попросил, чтобы его взяли в авиационные войска. Так он попал в школу для подготовки авиационных специалистов, а уже после, в 1931 год, окончил летную военную школу. В документах тех лет талантливого курсанта характеризовали как будущего экспериментатора, исследователя и отличного летчика-истребителя. Так началась летная карьера Степана Павловича Супруна.

Стремление вверх!

Через год после окончания школы военных летчиков о Супруне уже говорили как о первоклассном специалисте. Во время службы в Брянске ему даже получили обучать молодых пилотов. Все, кто работал с молодым летчиком, отмечали его невероятную выносливость, желание учиться и дисциплину. В своих восторженных письмах к семье он рассказывал о новой технике, своих коллегах, планах на будущее. Именно благодаря его увлеченности и восторгу младшие братья пошли по его стопам. Степан Павлович Супрун смог воспитать себе достойную смену в лице не только своих братьев, но и многочисленных учеников и соратников, которые безоговорочно признавали его авторитет и восхищались его мастерством.

После училища 1933

Летчик-испытатель

Благодаря положительным характеристикам от старших товарищей, Степан Супрун в 1933 году был переведен в НИИ ВВС на испытательскую работу. Его опыт и умение управлять любой машиной, внимание к мелочам и мастерство пилота позволили ему быстро завоевать почет и уважение даже у таких профессионалов неба, как Василий Степанченко, Валерий Чкалов и Петр Стефановский. Супрун с первых дней участвовал в испытаниях различных типов самолетов. Он вызвался добровольцем для участия в эксперименте с «этажеркой Вахмистрова», когда два легких истребителя подвешивались под крылья большого самолета-авиаматки. Больше пяти лет Степан Супрун участвовал в воздушных парадах над Красной площадью, демонстрировал сложнейшие фигуры высшего пилотажа, испытывал опытную технику. За свои заслуги и достижения он получил орден Ленина в 1936 году, а годом позже стал депутатом Верховного Совета СССР. Мнение Супруна в оценке опытных образцов самолетов принималось как истина в последней инстанции. Его слов о том, что машина не соответствует, было достаточно, чтобы экспериментальный самолет даже не выводили на взлетную полосу. Если же в резолюции Супруна было «запустить в серию», массовое производство начиналось немедленно. В 1938 году в аттестации Степана Павловича Супруна, советского летчика-испытателя, впервые появится слово «незаменим».

Незаменимый

Изобата - это что? Значение словаВам будет интересно:Изобата - это что? Значение слова

К декабрю 1938 года незаменимый летчик уже имел более 1200 часов налета. И при этом он явственно ощущал, что его опекают и ограничивают работу с экспериментальными машинами. Тогда же с юга Испании, где шла Гражданская война, стали поступать донесения, что советский истребитель И-16 проигрывает «Мессершмитту». Требовалась замена. Степан Супрун искренне верил в детище авиаконструктора Поликарпова и настаивал на своем участии в испытаниях И-180, который собирались запустить в производство, для доработки. Зимой 1938-го во время испытательного полета на этом истребителе разбился прославленный летчик, герой Советского Союза Валерий Чкалов, близкий друг Супруна, что заставило Степана еще больше стремиться к испытаниям новых опытных образцов. Чтобы добиться своего, ему даже пришлось писать письмо Клименту Ефремовичу Ворошилову, в котором он указал на необходимость оценки истребителя. Разрешение на полеты он получил, но тайну строптивого самолета так и не раскрыл. Легкий истребитель не раз и не два подводил опытного пилота, заставляя того мучиться из-за неудач. Когда во время полета И-180 перестал подчиняться пилоту и погубил еще одного соратника Супруна - Томаса Сузи, - Степан принял решение никогда не обзаводиться детьми. Он считал себя не вправе причинять своей семье горе.

Степан Павлович Супрун

Степану Супруну не довелось получить боевой опыт в Испании, куда он стремился, но летом 1939 года он по приказу командования отправился в Китай - защищать город Чунцин от японских самолетов. В первом же бою «необстрелянные» пилоты под руководством Супруна показали, на что способны советские воины. Они бросались в бой наравне с ветеранами и блестяще проводили атаки. Советский военный летчик-истребитель Степан Супрун проявил свой талант именно в этом бою. Враг покинул поле боя. Позже, по рекомендации Супруна, истребители стали снабжать крупнокалиберными пулеметами, что многократно усилило огневую мощь машин.

Неоднозначный ЛаГГ-3

Степан Супрун вернулся в Москву для выполнения особого задания зимой 1940 года. Война, разгоравшаяся все больше, заставляла торопиться с усовершенствованием авиации. Было разработано и построено несколько новых истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, которые требовали облета и рекомендаций. МиГи и Яки традиционно изготавливались на основе дюралюминиевых конструкций. Но инженеры-разработчики С. Лавочкин, М. Гудков и В. Горбунов предложили использовать совершенно новый материал для постройки самолета – древесину.

ЛАГГ-3

Одноместный истребитель-моноплан, отполированный до блеска, вызвал интерес у пилотов. Летом 1940 года Стефановский и Супрун проводили испытания нового истребителя. Но даже живучесть машины и экономичность ее производства не компенсировали слабый двигатель, малую грузоподъемность, недоработки конструкции и, главное, неустойчивость в полете. Посадку на ЛаГГ-3 Супрун сравнил с поцелуями тигрицы, настолько это было опасно. Тем не менее после доработок самолет был запущен в массовое производство и в течение Великой Отечественной войны использовался в качестве истребителя, перехватчика, бомбардировщика и разведчика.

Война

Трагическое воскресенье начала войны Степан Павлович Супрун встретил в Сочи. Как только новости о нападении Германии стали известны, он немедленно вылетел в Москву. Авторитет и заслуги помогли ему пробиться к Сталину, чтобы поделиться идеей о создании боевого полка из летчиков-испытателей. После получения личного разрешения Главнокомандующего Супрун затребовал с заводов новейшие самолеты Ил-2, МиГ-3, ТБ-7 и ЛаГГ-3, а также Як-1 М. 27 июня вышел приказ создать шесть новых полков. Супрун, его соратник и друг Стефановский должны были укомплектовать 2 истребительных полка на МиГ-3.

401-й истребительный авиационный полк особого назначения под командованием Степана Супруна появился на Западном фронте 1 июля 1941 года. Самолеты дали первый победный бой сразу же в день прибытия. Сам Супрун в тот день заставил рухнуть два вражеских самолета. По воспоминаниям сослуживцев, Степан Павлович часто вступал в бой, даже если противников было больше, но каждый раз побеждал. Он сам водил пилотов в бой, участвовал в разведывательных полетах и полетах сопровождения для прикрытия тяжелых машин.

Супрун и Чкалов (в центре)

За четыре дня боев истребители под руководством Супруна уничтожили в воздушных боях 12 вражеских самолетов, взорвали две переправы и железнодорожный мост. Сам командир не переставал постоянно обучать своих подчиненных, требовал строгой дисциплины и неукоснительного выполнения приказов. Он лично каждый раз вступал в воздушный бой и уничтожил четыре немецких самолета. 4 июля 1941 года стал для Степана Супруна роковым днем.

Гибель героя

История гибели имеет две версии. По первой, Степан Супрун в составе десятки сопровождения бомбардировщиков совершал полет по заданию, но на обратном пути решил произвести разведку и со своим напарником Остаповым отделился от группы. В небе над деревнями Толочинского района Витебской области разгорелся бой. Остапов заметил немецкие самолеты, но был подбит. Супрун остался один и в очередной раз вступил в неравный бой. Но он не заметил самолетов сопровождения в облаках, был тяжело ранен и, несмотря на героическую попытку дотянуть до земли, рухнул вниз. Свидетели боя впоследствии обнаружили под обломками самолета обуглившуюся золотую звезду.

Степан Супрун 1940

По второй версии, самолет Супруна, который решил произвести разведку на низкой высоте, был сбит огнем с земли. Но этой версии противоречат показания многочисленных свидетелей, видевших воздушный бой Супруна с «Мессершмиттами».

Вечная память

За свою короткую жизнь Степан Павлович Супрун награды получал не раз. Кроме ордена Ленина в 1936-м, он получил в награду легковой автомобиль. Так его достижения и заслуги в пилотировании отметило правительство. Свое первое звание Героя Советского Союза вместе с «Золотой звездой» и вторым орденом Ленина Супрун получил в 1940-м, будучи в чине майора. Дважды героем Советского Союза он стал в первый год войны, но звание ему присудили уже посмертно.

Могила Супруна

Память о легендарном летчике жива и по сей день. В Сумах есть бюст из бронзы, мемориальная доска и улица, названная в его честь. Памятники установлены в с. Речке и городе Белополье. В Москве и Севастополе также есть улицы имени Степана Супруна.



Источник