20-01-2019 13:56

Клубов Александр Федорович: биография, боевые вылеты, награды, дата и причина смерти

Александр Федорович Клубов появился на свет в 1918 году, под крещенские морозы 18 января. Его родная деревня – Яруново, что в Вологодской губернии. Его семья находилась на грани нищеты. Отец служил матросом на «Авроре», и участвовал в легендарной революции в октябре 1917 года. Правда, в 1921 году он был убит в своей же деревне. Убийцами стали местные кулаки.

Юность

Александр Федорович Клубов окончил сельскую семилетнюю школу, после чего поехал в Ленинград. В этом городе ему удалось поступить в школу заводских специальностей. Это обучение позволило ему стать работником предприятия «Большевик».

Образование звезды: основные этапы и условияВам будет интересно:Образование звезды: основные этапы и условия

Будучи большим любителем авиации, он не упустил свой шанс и стал членом местного аэроклуба. Там он проводил все время, свободное от заводских смен. Благодаря занятиям в клубе он научился превосходно управлять самолетом.

Военный студент

В 1939 году Клубов принимает судьбоносное решение – уходит в армию, причем по личной инициативе. Командование, изучив его дело, направляет парня в военно-авиационную академию. Клубов прекрасно себя проявляет в учебе. Он отлично справляется со многими выпускными экзаменами и становится летчиком-истребителем.

Клубов Александр Федорович: биография, боевые вылеты, награды, дата и причина смертиВам будет интересно:Клубов Александр Федорович: биография, боевые вылеты, награды, дата и причина смерти

Учеба в академии завершилась в 1940 году. И дальнейшая служба летчика Александра Федоровича Клубова проходила в одном из авиационных подразделений рядом с Кавказскими горами.

Начальные военные годы

Они наступили, когда Клубов являлся в армейской иерархии младшим лейтенантом. Служба обязывала молодого летчика вступать в воздушные схватки.

Парень этого не боялся, а наоборот, рвался в бой. Для выполнения важнейших задач ему выделили старенькую модель И-15-бис "Чайка".

Самолет И-15-бис

Его первое сражение произошло в 1941 году, 28 июля. Он без особых проблем сбил самолет противника.

Клубов в бою отличался дерзостью, хладнокровием и сам выискивал врага. Очень быстро он пополнил свой счет сбитых самолетов еще тремя единицами. Правда, сам тоже был сбит. Пришлось совершать экстренную посадку. Он смог спастись из пылающего самолета, но получил сильные ожоги лица.

Работа с Покрышкиным А. И

Мохенджо-Даро и Хараппа: история, оставленный город, древняя цивилизация и теории об исчезновенииВам будет интересно:Мохенджо-Даро и Хараппа: история, оставленный город, древняя цивилизация и теории об исчезновении

Шел 1943 год. Война была в самом разгаре. И в мае Александра Федоровича Клубова направили в эскадрилью, которой командовал Покрышкин Александр Иванович.

Александр Иванович Покрышкин

Наставник помог новому пилоту освоить управление истребителем Р-39 «Аэрокобра». Именно на этой машине Клубов выходил на последующие воздушные баталии.

Истребитель Р-39

Молодой летчик перенял от своего руководителя огромный опыт и разработал свою уникальную манеру боя. Она подразумевала совершение очень сложных маневров. Благодаря ее Клубов перехватывал инициативу в боях, и навязывал оппоненту свою волю. И за три месяца работы под началом Покрышкина он принял участие в 28 воздушных сражениях. На его счету десяток сбитых фашистских самолетов.

За эти заслуги он получил два ордена:

  • "Красного Знамени".
  • "Александра Невского".
  • Наградной акт 1943 г

    Он был опубликован 4 сентября. К этой дате Клубов уже имел звание капитана гвардии. В этом листе были приведены сведения, касающиеся его военных заслуг в период с 10 августа 1942 г. по май 1943 г.

    Летчик трудился в 84 ИАП, представлял Северо-Кавказский фронт. Его боевыми машинами являлись И-153, а также И-16.

    Боевой самолет И-16

    На них он произвел 242 служебных вылета, из которых 151 были направлены на штурм вражеских войск. В результате данной работы Клубов лишил противника многих единиц боевой техники. Они отражены в таблице ниже:

    Техника

    Количество

    Танки

    16

    Грузовые автомобили

    37

    Зенитно-пулеметные устройства

    12

    Бронемашины

    2

    Также в активе летчика за обозначенный период значатся:

  • Пять штурмов немецких аэродромов, которые лишили врага 16 самолетов.
  • 56 боев в небе.
  • Второй наградной лист

    Он касается периода с мая по осень 1943 года. Особенно выделяется вылет, датированный 30-м августа. Шесть «Аэрокобр» вылетели прикрывать наземные войска в районе таких сел, как Евремовка и Федоровка. Сопротивление им оказали порядка 50 немецких самолетов «Ю-87», которые прикрывала дивизия Me-109.

    Немецкий самолет «Ю-87»

    В стане враге были 8 бомбардировщиков «Клин». Советские летчики атаковали фашистскую эскадрилью в лоб. Благодаря этому порядок бомбардировщиков был разрушен. Клубову удалось сбить две машины «Ю-87». Они рухнули около Мало-Кирсановки.

    В этом сражении «Аэрокобры» не потерпели ни одной потери, и без проблем вернулись на родной аэродром.

    Звездный час

    В биографии Александра Федоровича Клубов есть много военных заслуг и успешных боев. А его звездным часом считаются девять триумфов в баталиях над Яссами. Причем они были одержаны всего за несколько дней.

    Тогда шел июнь 1944 года. По тревожному сигналу группа скоростных истребителей (16 единиц) под руководством капитана Клубова срочно направилась перехватывать вражеские самолеты.

    За считанные секунды происходит их столкновение. Капитан своими дерзкими действиями разбивает боевой строй противника. Часть его бомбардировщиков стремится покинуть сражение. Но их настигают атаки советских истребителей.

    Группа действует эффективно и молниеносно. Враг не ожидал такого напора. И его состав из 50 бомбардировщиков и 15 истребителей был разгромлен. В группе Клубова лишь 4 сбитые машины. За последующие 4 дня он сбил еще 12 немецких самолетов.

    Успех своей группы капитан объяснял тем, что он вовремя разгадал вражеские замыслы по отводу советских самолетов от цели. И группа стремительно пошла на абордаж. Немецкие летчики запаниковали, стали покидать бой, хаотично кидая бомбы на свою же армию.

    За это Покрышкин представил пилота ко второй награде Героя СССР. Александр Иванович не сомневался, что его подчиненный уже очень скоро вступит в ряды военного командования. Однако распоряжение о присвоение награды вышло только через год, 27 июня.

    Уже будучи Героем Советского Союза, Александр Федорович Клубов лично осуществил 147 победных вылетов на выполнение разных задач. Из них:

  • 69 – это прикрытие армии на земле.
  • 17 – истребление вражеских машин.
  • 36 – сопровождение отечественных бомбардировщиков.
  • 19 – расчистка воздуха.
  • 6 – разведывательные операции
  • Подвиг

    Александр Иванович Покрышкин относился к Клубову с огромным уважением. Он был впечатлен его многими выдающимися боями. Но была одна ситуация, которая заслужила особого внимания. Это истинный подвиг Клубова Александра Федоровича.

    Он возвращался с очередного задания. Когда с ним вышли на связь, он заявил, что дерется, а потом замолчал. Однополчане забеспокоились, и тревога становилась сильнее.

    Но вскоре знакомый самолет появился на горизонте. Он вел себя странно. С земли создавалось впечатление, что он падает. Сослуживцы поняли, что в машине нарушено управление, а пилот ведет ее только за счет мотора. Риск обрушения был огромен.

    К тому же с летчиком была нарушена связь. Он не слышал указаний о катапультировании и стремился совершить посадку. Самолет, планируя, шел в землю, но Клубов рывком газа смог его немного поднять. За счет прикрытия газа и своего мастерства он смог приземлить машину на «живот».

    Оказалось, что она вся изрешечена пулями. А летчик, покинув кабину, стал на песке схематично изображать это сражение. Он в паре противостоял 6 немецким самолетам - «мессершмиттам».

    Самолеты

    Двух он ликвидировал, но в его машине нарушилось управление. Однако ему все же удалось опустить ее на аэродром.

    Трагедия в Польше

    Дата смерти Александр Федоровича Клубова - 01. 11. 1944. Роковым местом стал прифронтовой аэродром Турне (в Польше).

    Летчик испытывал новую модель «Ла-7». Это был рядовой тренировочный полет. На этой машине барахлила гидравлическая система, из-за чего не выходили закрылки. Поэтому посадку пилот совершал на предельной скорости. К тому же ситуацию осложнял сильный ветер с боковой стороны. И машину отнесло вправо от посадочной линии. Одно колесо угодило в мягкий грунт. Самолет внезапно резко затормозил, пилот сильно ударился головой о прицел и потерял сознание. Затем машина перевернулась и рухнула на спину. Ее левый борт попал прямо на голову летчика.

    Герой Александр Федорович Клубов был похоронен во Львове. На панихиде был устроен траурный митинг. А над его могилой истребители устроили прощальный салют.



    Источник