Хрия - это понятие, которое известно еще с древнегреческого периода, оно дословно обозначает "необходимость в чем-либо", "речь по правилам". Определение также активно использовалось в Древнем Риме. Хрия в риторике обозначает специфическую форму размышлений. Они, как правило, касаются конкретного понятия или изречения.
Хрия - это часть риторики?
В римский и греческий периоды ораторы отрабатывали качество своей речи с помощью использования хрии. В тот период понятие являлось неоспоримой частью риторического искусства. В период до XIX века в России для обучения школьников в гимназиях, а также в университетах активно вводили различные дисциплины гуманитарного характера, которые были общеобязательны. Латынь и древнегреческий язык должны были знать все, именно поэтому параллельно изучалась и риторика, которая и зародилась благодаря этим языкам. Многие ученики использовали образцы хрии, чтобы преуспеть в риторических навыках, суметь выстраивать свою речь четко и правильно.
Судьба хрии
Вам будет интересно:Бразилия: штаты и города
Хрия - это оптимальное решение для человека, который хочет преуспеть в изучении языка, так как она прекрасно тренирует. Печально, что в последующий период развития образования этого не понимали до конца. По этой причине и в университетах, и в гимназиях были урезаны часы преподавания древних языков, соответственно, риторики. По этой причине хрия перестала так активно использоваться. Реформа образования в России повлияла на это напрямую.
Вам будет интересно:Что значит обобщать? Подвести итог или выделить главное?
Позже, в двадцатые годы XX века, риторика вообще исчезла из основных дисциплин в учебных заведениях, но все изменилось через семьдесят лет. Начинается активный возврат к потерянным и забытым дисциплинам, поэтому хрия снова возвращает былые позиции. Она активно применяется, служит отличным вариантом для развития риторики речи.
Структура
Структура хрии со стороны выглядит просто, она включает доказательства или опровержения изначально выдвинутого тезиса, понятия. Все последующие выводы должны иметь четкую форму, а также должны быть изложены последовательно. Итогом всех логических выводов становится заключение, разрешение поставленной проблемы. То есть, говоря о хрии в общем, можно понять, что она состоит из проблемы, описания, решения. Понятие может присутствовать в любых текстах-рассуждениях или сочинениях-эссе, в которых поднимается определенная проблема. Важно то, что в итоге необходимо либо согласиться с тезисом, либо нет. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд, потому что это понятие довольно обширное. Оно включает в себя два вида хрии, каждый из которых также имеет свой вид и структуру. Принято выделять классическую и свободную.
Структурные подразделения классической хрии
Вам будет интересно:Статистические группировки: основные понятия, этапы, группировка материалов, задачи
Классическая также может называться строгой или прямой. Основное требование при ее составлении заключается в том, чтобы вывести понятный и лаконичный тезис, который впоследствии будет раскрываться и доказываться или опровергаться. Структура классической включает в себя восемь подразделений.
Пример написания хрии в строгой структуре - это различные гипотезы в алгебре или геометрии. При собственном написании такого текста вполне возможно менять местами структурные подразделения, но полное изменение в строгом варианте недопустимо.
Образец написания хрии
Например, дана цитата:
Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.
Приступ будет таким: эта мысль принадлежит знаменитому греческому поэту Хилону. Он имел представление о людях и знал о том, что зачастую они говорят прежде, чем думают.
Парафразис: поэт поднимал важную тему взаимодействия людей друг с другом. Чтобы проблем в общении не возникало, он предложил использовать простую тактику - думать, перед тем как что-либо сказать.
Причина: утверждение верно, так как люди не смогут долго общаться, если не будут продумывать свои слова и действия по отношению к другим.
Противное: возможно, правильно и говорить все, о чем думаешь, чтобы не казаться скрытным. Но разве это может впоследствии не нанести вред моральному состоянию человека? Многие мысли лучше держать при себе.
Пример: схожая ситуация происходила в жизни Печорина в произведении "Герой нашего времени", где он не скрывал своего мнения о людях или своих кардинальных взглядов на жизнь, но в итоге Печорина это привело к полной сломленности, отсутствию любимых и друзей.
Свидетельство:
Даже семейные узы распались бы, если бы наши мысли были написаны у нас на лбу (Мария Эбнер Эшенбах).
Заключение: такая точка зрения близка мне, поэтому я ее разделяю. Действительно, человек может потерять многое из-за одного неправильного слова. Язык нам дан для составления красивых и ярких речей, которые будут радовать их, а не приносить разочарование.
Свободная хрия
Составить хрию в свободном варианте гораздо проще, главное - это соблюдение последовательности - сначала всевозможные доказательства, а лишь за ними постановка проблемы. Для многих такая схема кажется более сложной, потому что меняется привычный ход вещей. Важно понимать просто, что сам тезис служит выводом повествования. Структура включает в себя пять подразделений:
- приступ;
- доказательство;
- связь - она служит мостиком между доказательствами и тезисом, где необходимо написать или сказать о правильности проблемы;
- тезис - должен быть сформулирован так, как вывод для всего сказанного выше.
Доказательства
Хрия - это не только проблема, это и аргументы (доказательства). Она может быть любой по своему характеру, но главное ее отличие - это структура, которая может быть прямой или обратной. Доказательства играют важную роль при составлении хрии, они могут быть и слабыми, и сильными. Это утверждение подчеркивал еще Гомер в своих работах. Принято, что количество весомых и структурированных аргументов помогают составить наиболее убедительный вывод.
Главное, что нужно знать при работе с хрией, - это то, что классический вариант необходимо использовать при работе с более зрелой публикой, а свободный лучше подходит для молодежи, которая еще не совсем полно умеет мыслить детально и четко.
Особенности
Особенности этого понятия заключаются в том, что оно в полной степени является инструментом риторического искусства. Но также оно является универсальным, так как может существовать во многих других стилях литературы. Например, часто можно увидеть хрию в научных статьях, в психологических текстах, а также среди философской прозы. Она может быть не видна сразу, так как порой используется в чрезвычайно развернутом виде, потому что необходимо большое количество доказательств или опровержений. Также она может быть показана достаточно кратко, но важно, что основные структурные части в тексте обязательно присутствуют.
Хрия для обучения
Сегодня достаточно часто встречается проблема среди школьников, порой даже среди студентов, - они не могут правильно писать эссе или сочинение. В большей степени они обращаются к интернет-источникам, где переписывают свои работы либо списывают у других, внеся небольшие изменения. Хрия в современной системе образования играет важную роль, так как она легко может научить писать прекрасные сочинения. Многие преподаватели объясняют систему этого понятия ученикам, а они просто логически выстраивают свои мысли и получают готовое упорядоченное сочинение без сильного напряжения. Также приобщать ученика к хриям можно еще с начальной школы с помощью пословиц. Дети разбирают их, анализируют, ищут проблему и ее решение.
Правила работы с учениками с помощью хрии
Хрия очень эффективна в образовании. Она отлично помогает при работе с сочинением не искать сложный план, а пользоваться уже имеющейся структурой. Также с помощью этого понятия и его применения у ребенка активно работает логика, он учится высказывать свою точку зрения, выстраивая ее последовательно. Школьники расширяют круг своих знаний, так как в качестве тезиса используется большое количество произведений. Конечно же, ученик в первую очередь учится ораторскому искусству, что позже помогает ему в жизни.
Сегодня студенты и ученики школ зачастую используют в качестве основы современные статьи и книги.
Основные правила для того, чтобы у ученика или студента появилась способность последовательно выстраивать доказательства: