Профилизация — это новое в педагогике слово. Проанализируем его задачу и основные параметры. Предназначением данного процесса является помощь детям в правильном подборе будущей специальности. В российском образовании направления профилизации предлагаются на старшей ступени обучения.
Важные моменты
После модернизации отечественного образования в российские школы были введены стандарты второго поколения на каждой ступени обучения. В частности, для обучающихся девятых классов вводится обязательная предпрофильная подготовка. Ребятам (на выбор) предлагается несколько элективных курсов по разным учебным дисциплинам (междисциплинарные курсы). Школьники, подбирая один либо несколько подобных элективов, получают реальную возможность определиться с последующим направлением. Ранняя профилизация — это возможность подобрать те учебные дисциплины, которые потребуются школьнику для поступления в конкретное учебное заведение.
Вам будет интересно:Маргарита Бургундская: биография, родословная, время правления, дата и причина смерти
Вам будет интересно:Воспеть — это возвеличить в творчестве
Полезные советы
Если в образовательной организации нет возможности предложить старшеклассникам углубленное изучение отдельных предметов, вполне можно заниматься самостоятельно, подобрать репетитора. Профилизация в школе играет важную роль в становлении представлений о взаимосвязи между школьными предметами и будущей специальностью. К сожалению, далеко не во всех учебных заведениях нашей страны уделяется должное внимание подобным вопросам.
Основные проблемы
Профилизация обучения — это серьезный и ответственный процесс, который предполагает заинтересованность всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов, ребенка. Прежде чем приступать к углубленному изучению каких-то отдельных предметов, необходима серьезная подготовительная работа. В частности, важна диагностика (предварительное тестирование), по результатам которой можно выявить предрасположенность подростков к определенным научным сферам. Анализ полученных результатов позволяет выявить предрасположенность школьника к практическому изучению профильных дисциплин (школьных предметов).
До того времени, пока подобный серьезный анализ не будет сделан, любые «движения» в каком-либо направлении не только не принесут желаемого результата, но и могут способствовать негативным последствиям. В советской школе родители пытались навязать детям обучение в определенном учебном заведении, выбирали за них те предметы и направления, которые считали наиболее перспективными, что негативно отражалось на психическом и физическом состоянии подростков.
В настоящее время среди тех проблем, с которыми сталкиваются старшеклассники при подборе направления обучения, выделяют:
-
минимальность школ с подлинным профильным обучением (в большей части учебных заведений выбор учебных дисциплин для углубленного изучения является формальностью);
-
нет возможности подбирать профиль самостоятельно (во многих ОУ распределение по классам осуществляется на основе успеваемости);
-
многие подростки в 12-15 лет не готовы к определению своей будущей профессии
Подобные проблемы связаны с первичной профориентацией, они свидетельствуют о необходимости консультаций с учениками 8-9 классов.
Значимость профориентации
В рамках новых образовательных стандартов, которые внедряются на всех ступенях обучения, отдельное внимание уделяется профориентационной работе. В частности, для девятиклассников проводится курс профориентации. Его разработчиками являются классные руководители и психологи. Помимо разнообразных тестирований и диагностик, с результатами которых знакомятся и сами подростки, и их родители, педагоги привлекают представителей различных специальностей. Знакомство девятиклассников с основными видами их деятельности способствует осознанию содержания профессий, помогает подросткам в подборе учебных предметов для углубленного изучения их на старшей ступени обучения.
Инновации в образовании
Министерство просвещения РФ осознает значимость ранней диагностики, поэтому был разработан специальный портал «ПроеКтория». Ребята 7-11 классов получают прекрасную возможность включиться во всероссийские открытые уроки. Так как профилизация образования — это активный творческий процесс, старшеклассникам предлагаются кейсы по различным направлениям. Крупные компании подключаются к работе.
Профилизация - это то направление деятельности, которому в настоящее время Министерство просвещения РФ уделяет особое значение. Ребята, решая задания по экологии, биологии, медицине, физике, химии, одновременно получают дополнительную информацию о тех профессиях, в которых потребуются данные предметы. Победители приглашаются на Всероссийский Форум, в рамках которого ребята получают прекрасную возможность окунуться в саму профессию, «попробовать» ее на себе. Безусловно, работа по профориентацию подрастающего поколения должна быть планомерной и целенаправленной. Только в случае заинтересованности в такой деятельности всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, обучающихся - можно гарантировать положительный результат.
Модель для старшей школы
В некоторых российских образовательных учреждениях профилизация — это возможность подготовиться к сдаче единого государственного экзамена. Данная позиция является абсолютно недопустимой, так как основным предназначением профильной подготовки является погружение старшеклассника в предмет. Как можно обеспечить подростку самостоятельность выбора тех школьных предметов, которые он будет изучать на углубленном уровне? В некоторых образовательных учреждениях на старшей ступени обучение ведется по индивидуальным планам.
При поступлении в 10-й класс подросток вместе со своими родителями выбирает предметы, изучение которых является обязательным на базовом (минимальном) уровне, а также отмечает учебные дисциплины, которые он хотел бы изучать на углубленном или профильном уровне. В подобном случае профилизация - это углубленное изучение нескольких предметов, выбранных самим старшеклассником. Такой вариант можно считать мультипрофилем, он подходит для небольших образовательных организаций, где из-за ограниченности численности учеников 10-11-х классов невозможно организовать полноценные профильные классы.
Подведем итоги
В отечественном образовании в настоящее время происходят масштабные преобразования. На ступени основной школы вводятся курсы по профориентации, направленные на знакомство школьников с миром профессий. Старшая ступень обучения предполагает выбор ребятами базовых и профильных предметов, обучение осуществляется по различным методикам и программам. Личностно-ориентированный подход способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого ребенка.