Антиклерикализм – это что такое? Данное слово является иностранным. Чтобы разобраться в его толковании, следует обратиться к этимологии. Оно происходит от латинской приставки anti – «против» и позднелатинского прилагательного clericalis, что значит «церковный». Последние образовались от греческой приставки ἀντί – «против» и существительного κληρικός – «клир», «духовенство». По-другому образовано слово атеизм: от древнегреческого отἀ - «без» и θεός - «бог», т. е «отрицание бога, безбожие».
Вам будет интересно:Скорость коррозии металлов. Методы оценки коррозионных процессов
Подробнее о том, что это – антиклерикализм и атеизм, будет сказано ниже. Также рассмотрим их отличие друг от друга.
Клерикализм
Чтобы понять, что это – антиклерикализм, целесообразно будет начать с определения данного понятия. В широком смысле клерикализм представляет собой такое политическое направление, представители которого добиваются главенствующей роли духовенства и церкви в политике, культуре, общественной жизни. Противоположным этому термину является «секуляризм».
Носители клерикализма – это духовенство и лица, связанные с церковью. Но клерикализмом пользуется не только аппарат церкви, но и разного рода организации, политические партии клерикального толка. Также в осуществление своих целей духовенство часто вовлекает созданные при его участии культурные, женские, молодежные, профсоюзные и другие организации.
Клерикальные партии создавались вместе с парламентаризмом. Но что касается клерикализма как мировоззрения и идеала, то он намного древнее.
Антиклерикализм
Это социальное движение, которое направлено против духовенства, религиозных организаций и их власти – политической, экономической, а также в области культуры, науки, образования. Отдельные его идеи высказывались еще древними философами. В Европе в Средние века антиклерикализм представлял собой форму борьбы против проповедуемой церковью идеи о превосходстве духовной власти над светской. Тогда основным направлением его было осуждение феодальной церкви. При этом ориентированные против церкви движения крестьян, прежде всего, преследовали экономические цели.
В эпоху Возрождения идеологи антиклерикализма – это представители гуманистического направления: философы и литераторы, выражавшие идеи ранней буржуазии. Их творчество способствовало началу борьбы за терпимость к различным вероисповеданиям, за возрождение античного взгляда на человека, утраченного в католицизме. Такими деятелями были, например, Джордано Бруно, Лоренцо Валла, Поджо Браччолини, Леонардо Бруни.
Атеизм
Нужно отличать рассматриваемое понятие от атеизма. Последний в переводе с древнегреческого означает «безбожие», «отрицание бога». В широком смысле его понимают как отрицание веры в то, что боги существуют. В более узком понимании – это убеждение в том, о чем сказано выше.
Но существует еще и самое широкое толкование, согласно которому атеизм представляет собой простое отсутствие веры в существование высшей силы. В отношении религии – это мировоззрение, которое отрицает все сверхъестественное.
Из сказанного можно сделать вывод о различии понятий «антиклерикализм» и «атеизм».
Таким образом, два указанных понятия, хотя и связаны друг с другом, по своей сути являются различными. Далее будут рассмотрены особенности проявления антиклерикализма и атеизма в эпоху Просвещения.
Буржуазная мысль и «культ Разума»
В эпоху Просвещения антиклерикализм был одной из важных задач буржуазных идеологов. Они связывали его с борьбой за свободу совести, с оспариванием религиозных концепций, с критикой церковной политики. Это, в первую очередь, относится к Пьеру Бейлю, Толанду, Вольтеру.
В то время принимались буржуазные законы, которые предусматривали отчуждение церковной собственности, в первую очередь земельной, и отделение церкви от государства.
В период Французской революции проявились отрицательные последствия борьбы с клерикалами. Они выражались в стремлении к ликвидации церкви как социального института, в разрушении церковных зданий, изъятии имущества церквей, принуждении священников к отказу от сана. Вследствие насильственной дехристианизации религия была заменена «культом Разума», а впоследствии и «культом Верховного Существа» на государственном уровне. В конечном итоге произошел термидорианский переворот.
В конце 18-го века стали появляться первые атеистические мыслители, которые выступали открыто. Таким был, например, барон Гольбах. В этот период выражение неверия становится менее опасным. Наиболее систематичным из представителей просвещенного мышления стал Дэвид Юм. Его идеи были основаны на эмпиризме, подрывавшем метафизические основы теологии.