28-10-2018 02:30

Научная школа - это... Понятие, характеристика и типы

Научная школа — это особенная отрасль деятельности человека. В сегодняшнем понимании — это организация, которая занимается определенными теориями, ищет ответы на вопросы.

В любой стране существуют современные научные школы, которые являются движущей силой технического прогресса.

Группы

Принято выделять три варианта научных сообществ:

  • академическую науку, обеспечивающую развитие фундаментальных направлений;
  • отраслевую науку, способствующую продвижению технической базы страны;
  • вузовскую науку, занимающуюся подготовкой кадров для различных отраслей экономики

Зарождение и значимость

Читательская грамотность: понятие, уровни, проверка, возрастные нормы и оценкиВам будет интересно:Читательская грамотность: понятие, уровни, проверка, возрастные нормы и оценки

Характерной особенностью нашего столетия является достижение многими отраслями науки существенных высот. Для того чтобы продвигаться дальше, необходимо дальнейшее развитие научной школы. В нашей стране основоположником научной работы стал Петр I. Он осознавал значимость исследований в разных областях, а потому, его трудами была сформирована интеллектуальная элита России.

Великая княгиня Елена Павловна: биография, дата и место рождения, свадьба, крещение, семья, дети и дата смертиВам будет интересно:Великая княгиня Елена Павловна: биография, дата и место рождения, свадьба, крещение, семья, дети и дата смерти

Рассуждая о том, какая научная школа внесла больший вклад в развитие экономики страны, нельзя оставить без внимания команды А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицы, Л. Д. Ландау. Есть еще множество других именитых российских ученых, чьи ученики продолжают их идеи.

Благодаря выдающимся физикам, химикам, математикам, биологам, генетикам, появились основные научные школы в нашей стране, которые представляют собой неформальные коллективы. По сути, их можно считать ядром, необходимым для развития гражданского общества.

Специфические особенности

Научная школа — это эффективная модель передачи культурных ценностей и норм, предметного содержания к младшему поколению от старшего. В ее основе лежит неформальное, творческое общение, обмен новыми идеями, обсуждение полученных результатов.

Гликокаликс — это... Определение, характеристика, структура и функции.Вам будет интересно:Гликокаликс — это... Определение, характеристика, структура и функции.

Научная школа - это инициативность, целеустремленность, самостоятельность, стремление к получению новых результатов. Люди, занимающиеся исследованиями, стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Формы существования

В настоящее время выделяют:

  • исследовательский коллектив, в который входит группа ученых, работающих вместе над определенным проектом;
  • научно-исследовательская школа способствует развитию молодых талантливых исследователей;
  • направления в науке, которые появляются при установлении некой традиции для группы исследователей;
  • ученые, которые подготовили диссертации под руководством именитого наставника

М. Г. Ярошевский предлагает включать школу, считает ее важным элементом в исследованиях. От отношения к исследованиям в общеобразовательных организациях, напрямую зависит стремление подрастающего поколения

Какие выделяют категории, употребляя термин «научные школы»? Образование в современном мире имеет особое значение.

Выделяют три категории «научных школ»:

  • организация разного статуса (кафедра, университет, лаборатория, научно-исследовательский институт);
  • творческий коллектив, который может не принадлежать НИИ;
  • направление в науке, которое объединило группу экспериментаторов

Классификация О. Грезневой

Автор предлагает свою интерпретацию. Основные научные школы О. Грезнева делит по определенным признакам:

  • по статусу идеи: теоретические, экспериментальные;
  • по глубине анализируемой области: широко профильные, узкопрофильные;
  • по форме организации работы: индивидуальная, коллективная;
  • по связи поколений: многоуровневые, одноуровневые

Коллективы, которые претендуют на «ведущие научные центры», чаще всего интернируются вокруг генератора идей. Он обладает специфическими способностями, а также лидерскими качествами. Научная школа в таком случае представляется как группа учеников и соратников, которые в полной мере разделяют его идею, а также методы и приемы проведения исследования.

Соратники совместными усилиями осуществляют намеченные планы, реализуют программу действий. Среди них нет соперников, так как вся работа направлена на решение совместной научной задачи.

Список английских фамилий и именВам будет интересно:Список английских фамилий и имен

Научная школа это коллектив единомышленников, внутри которого царит творческая атмосфера.

Их деятельность заключается не только в исследовании, но и в распространении и воспроизводстве знаний, идей сообщества.

Представители научной школы сотрудничают с другими учеными, обмениваются с ними основными идеями в рамках практических конференций, семинаров, симпозиумов.

Показатели научной школы

Им является многогранность исследований представителей научного коллектива. Значение имеет внутренняя обстановка, диапазон анализируемых проблем. Их создание является потребностью современности. Общество нуждается в систематических контактах, обмене научной информацией, инновационных подходах, которые способствуют росту экономики страны. Только если научно-практическая школа будет функционировать в полной мере, можно рассчитывать на получение желаемого результата.

Осознавая, насколько важно вовлекать в исследовательскую работу школьников, в рамках модернизации российской школы, в федеральные образовательные стандарты включена проектная и исследовательская деятельность на всех ступенях образования.

Основные типы

В настоящее время выделяют разные подходы к классификации и определению видов научных школ. Среди самых распространенных представлений о данном явлении можно выделить: направление в науке, появившееся благодаря какой-то научной традиции. Такая традиция может принадлежать как отдельным ученым, так и целым исследовательским коллективам.

В качестве примера можно привести в психологии — школу самоанализа, в управлении — административную школу, в экономике — институциональную школу.

Свою дееспособность и эффективность продемонстрировал вариант формирования и обучения исследователей в научно-образовательных школах.

Среди примеров можно рассмотреть австрийскую (Венскую) экономическую школу _ маржинализм, МГТУ имени Баумана — ракетостроение, МИФИ — атомная энергетика.

Интерес представляют научно-производственные школы, в которых совместными исследовательских коллективов решаются глобальные проблемы.

В отечественной науке яркими примерами являются:

  • в физиологии школа им. И. М. Сеченова;
  • в авиастроении школа А. Н. Туполева;
  • в ракетостроении школа С. П. Королева;
  • в физике школа Л. Д. Ландау

Нельзя обойти стороной и исследовательские организации, которые доказали свою способность обеспечивать условия для работы ученых, сделавших существенный вклад в развитие мировой науки. Среди ярких примеров выделим Франкфуртскую школу на основе Института социальных исследований (Г. Маркузе, Т. Адорно, Ф. Поллак); Кавендишскую лабораторию Кембриджа (Дж. Томпсон, Дж. Максвелл, Н. Бора, Э. Резерфорд).

Подводя промежуточные итоги, отметим, что понятие «научная школа» можно ограничить четырьмя важнейшими направлениями:

  • школа — конкретное научное направление (формируется через общую парадигму исследовательской работы);
  • школа — образовательная система (определяется через общую подготовку к исследованиям);
  • школа — производственная система (совместная деятельность науки и производства);
  • школа — инкубатор (характеризует общность мировоззрения, норм, ценностей, традиций)

Важные аспекты

В нее могут входить исследовательские коллективы, отдельные ученые, которых объединяет общая научная традиция.

Понятие «коллектив» не означает фиксированного персонального состава. Внутри школы создается ядро, которое определяет направления деятельности.

Между отдельными школами-направлениями связь осуществляется в очной форме посредством семинаров, конгрессов, конференций, а также в заочном виде путем переписки, публикаций в научно-исследовательских журналах.

Научные течения собирают ученых, которые придерживаются научной позиции, выработанной их предшественниками.

Регулирующую и объединяющую функцию выполняет в таких случаях парадигма, заложенная основоположниками течения.

Школа-направление

Научная жизнь — это постоянная смена теорий, моделей, гипотез.

Школа - невидимый колледж — это промежуточное звено между научным течением, нуждающимся в лидере, и творческим объединением ученых, которые придерживаются одной научной идеи.

Среди их отличительных признаков можно упомянуть присутствие четкого ядра. Его составляет группа ученых, занимающих в научном сообществе «вершину пирамиды».

Примером такого устройства является Тартуско-Московская семиотическая школа, которую возглавляет Ю. М. Лотман.

Она объединила в себе сразу две культурные традиции, направления литературоведов и лингвистов. Ее представители собирались на конференции, проходящие в Тарту и в Кяэрику, начина с 1964 года.

Основой школы стала исследовательская программа (парадигма), которая позволяет генерировать новые знания, искать новые факты, решать конкретные задачи.

Среди ее обязательных элементов выделим метафизические парадигмы, символические обобщения, общий научный язык, сходные способы решения конкретной задачи, методы исследования.

Для научной школы – направления не характерна рутинность создания, применения, передачи знаний. В ней есть коллективное творчество, взаимное обогащение новыми научными фактами и знаниями.

Научно-образовательная школа

Ее как совокупность методических средств и приемов, ценностей и норм, принято отождествлять с самой образовательной организацией. В реальности она может быть тем местом, где уже есть уникальная методика подготовки научных кадров, но первоначальной считают систему подготовки, которая реализуется в отдельных педагогах (ученых). К примеру, научно-образовательные школы Сеченова и Жуковского включают в себя несколько крупных учебных заведений, в которых преподавали не только они сами, но и их ученики.

Какими отличительными чертами обладают такие школы? Для них свойственно развертывание картины достижений мировой науки перед слушателями в конкретной области знания, использование идейно-теоретической традиции, творческая мотивация, воспитание в слушателях исследовательского стиля мышления.

Ярким примером научно-образовательной школы можно считать Венский университет (Венскую экономическую школу).

Среди ее знаменитых учеников можно выделить родоначальников экономической австрийской школы: Ф. Визера, К. Менгера. Получив специализацию по экономике, они стали преподавателям Венского университета. Эстафету подхватили их ученики.

Также отличным примером является отечественная школа авиастроения, основателем которой стал выпускник МГУ Н. Е. Жуковский. Те идеи, которые были заложены "отцом российского авиастроения", и настоящее время профессора передают слушателям.

Подведем итоги

Научная школа - это важное понятие в современной системе образования. Несмотря на некоторые различия в методологической, технической базе, все их типы выполняют одну задачу - формировать новое поколение исследователей для конкретной научной сферы деятельности.

Для того чтобы "ковать кадры" НИИ, в российские школы введена обязательная проектная и исследовательская работа.



Источник