Русским языком, одним из пяти языков ООН, владеют более 250 млн человек. По сути, он является для людей многих стран средством межнационального общения и познания многих сторон жизни славянских народов. Его история богата событиями, интересна и поучительна.
Русистика как комплексная наука
Изучение любого народа можно ограничить познанием его истории, это даст сведения о его происхождении, месте в мировых процессах. Но его истинное лицо, душа, характер становятся понятными только при глубоком исследовании культуры, языка, литературы.
Вам будет интересно:University of British Columbia: описание, советы по поступлению
Тем, кто интересуется тонкими аспектами существования русского народа, следует обратиться к русистике - части славистики (славяноведения), изучающей славянские народы.
Это наука:
- об истории русского языка с древних времен до наших дней;
- о его взаимообогащении с другими славянскими языками;
- о его структуре (грамматика, лексика, звукопроизношение, фразеология), включая просторечие и диалекты;
- о народных говорах;
- о русской литературе и ее языке.
Само название этой науки говорит о том, что такое русистика и чем она занимается. Русский язык и литература — это лишь часть, хотя и значимая, этой науки. Их изучение вызывает интерес к истории самого народа, носителя языка, к его фольклору, культуре речевой и материальной, к методикам преподавания почти в 100 странах мира. Каждая из этих наук, имея собственные цели и задачи, является частью русистики, комплекса наук о русском языке и о его носителе - русском народе.
Немного истории
Отвечая на вопрос о том, что такое русистика, нужно познакомиться с ее происхождением как науки.
Интерес иностранцев к русскому языку с давних времен подогревала необходимость поддерживать дипломатические и торговые отношения с Русью. В музеях нашей страны хранятся словари и разговорники еще 14-го и более поздних веков, описания иностранными авторами социальных, культурных и политических особенностей и отношений между народами, населяющими страну.
Основателем науки о русском языке считается М.В. Ломоносов.
По его «Российской грамматике» 1757 года издания учились несколько поколений учеников. На теоретические и практические труды этого выдающегося ученого ориентировались многие исследователи русского языка и русистики.
Октябрьские события 1917 года в России, победа СССР в войне 1941-1945 гг., рост авторитета страны в связи с выдающимися научно-техническими открытиями и достижениями вызвали интерес у политических и экономических кругов других стран к русскому языку, поэтому стимулировали его изучение. Кроме того, русский язык и русистика открыли пути к освоению громадного культурного наследия мирового значения, сосредоточенного на территории славянских народов.
Громадный словарный состав, мелодичность, благозвучность, богатство речевых средств — результат взаимообогащения различных славянских народов в результате их исторического и культурного взаимодействия. Это сделало русский язык привлекательным для народов многих стран мира, особенно Европы и Америки, где созданы собственные системы освоения русистики.
Сегодняшние проблемы русистики
Насущные проблемы лингвистики тесно связаны с особенностями развития культуры и общественных отношений на современном этапе, с изменениями в системе работы образовательных учреждений. Помня о том, что такое русистика, следует сказать, что ее теснейшая связь с социологией, философией, психологией, педагогикой вызывает необходимость заниматься изучением новых тенденций в развитии русского языка как средства коммуникации.
Научные публикации излагают материалы дискуссий специалистов об изменениях в лексике, в содержании и формах межличностного общения, о новых аспектах восприятия культурных и исторических событий прошлого, о современных требованиях к лингвистическому образованию, развитию межнационального общения и межкультурных связей.
Один из многих проблемных вопросов — как использовать возможности русистики в борьбе с проникновением в языковую среду нецензурной лексики, сленга, жаргонизмов. Наблюдается снижение уровня коммуникативной культуры героев литературных произведений, кино, театральных постановок, СМИ, дикторов телевидения. Требуют переосмысливания образовательные реформы.
В связи с этими негативными явлениями общественной жизни требует активизации просветительская, разъяснительная работа в учреждениях культуры и образования, в трудовых коллективах, в СМИ. Каждый должен понимать, что такое русистика. Это не сухая наука, а, по сути, практическое руководство к сохранению и развитию русского языка, национального характера, культуры и традиций.
Изучайте эту науку!
Лингвистическое образование подводит человека к размышлениям на многие философские темы: о его принадлежности к великому русскому народу, о месте в обществе, о пользе его существования для мира вообще и для собственных близких… Этих вопросов к самому себе множество, потому что они возникают на каждом жизненном этапе, в каждой критической ситуации. Ответы на них поможет получить русистика.
Читать хорошую литературу, размышлять о месте и назначении русского народа в мировой цивилизации, хорошо владеть родным языком, уважать культуру больших и малых народов мира, стремиться к духовности, толерантности… Всему этому и еще многому другому научит русистика.