28-10-2018 16:15

Какими могут быть сценарии спектакля для подростков: постановки в школьном театре

Школьные театры, занятия по актерскому искусству, сценические постановки и всевозможные кружки актерского мастерства находят свое отражение сегодня как в школьных занятиях, так и во внешних творческих аудиенциях. Инсценировка детьми всевозможных действий и ролевые постановки, осуществляемые по всевозможным тематическим направлениям (от юмористических до глубоко социальных), играют важную роль в становлении интеллектуального сознания современной молодежи.

Театральное искусство позволяет детям проявлять свои таланты, выражать эмоции и чувства, учиться работать в команде. Именно участие в любительских сценических спектаклях послужило трамплином для карьеры многих актеров, имена которых сейчас пестрят на всех обложках глянцевых журналов и на всех платформах существующего медийного пространства. Но чтобы программные, театрально-ученические или социальные сценарии спектаклей для подростков и молодежи возымели эффект, были организованы корректно, а также восприняты зрителем в правильном ключе, юные актеры должны находить поддержку в лице родителей и следовать чуткому руководству наставников в лице руководителей театра. Подросткам очень важно в этом возрасте уделять всестороннее внимание, и чтобы ребенок не закрылся в себе и не оградил себя ото всех скорлупой собственного стеснения, нужно помогать ему проявлять свои театральные способности и умения: в этом должны участвовать и родители, и постановщики школьных сценок.

Административное деление США. Особенности системыВам будет интересно:Административное деление США. Особенности системы

Цели и задачи театральных школьных постановок

Как выучить стих за 5 минут: способы и методики, советыВам будет интересно:Как выучить стих за 5 минут: способы и методики, советы

Как и любая школьная программа, театральное искусство при школе и соответствующие занятия по актерскому мастерству основываются на определенных целевых аспектах. С какой целью руководителями театральных ученических кружков разрабатываются мини-спектакли для подростков по сценарию в программе школьного воспитания?

  • Активизация развития чувства сплоченности и коллективизма в дружной обстановке художественной самодеятельности.
  • Предоставление возможности каждому учащемуся раскрыть свои актерские навыки и творческие способности.
  • Создание платформы, способствующей раскрытию и самореализации молодежи в ракурсе актерского искусства.

Если говорить о задачах данной методы современного школьного воспитания, будь то сценарии кукольных спектаклей для подростков или персонифицированные роли (с применением персонажей в инсценировке различных героев учениками лично), - в любом случае разработка ученических постановок имеет перечень конкретных условностей в слаженной работе руководителей и учащихся.

  • Главной задачей участников спектакля считается создание необычного по форме и содержанию представления, которое будет понятным и доступным для понимания каждым зрителем в зале.
  • Немаловажным аспектом является закрепление навыков творческой деятельности, прививаемой педагогами юным представителям будущего поколения.
  • Существенный показатель результативности разработанной постановки – вынесение самими героями и их зрителями конкретных выводов из показанного действия. Ведь каждый спектакль несет в себе какую-то конкретную смысловую нагрузку. И достаточно важно, чтобы и участники театрального действия, и те, кто за их ролевой игрой наблюдал на протяжении всей постановки, вынесли из этой работы какой-то важный для себя урок.

Что такое русистика, что она изучает и чему учитВам будет интересно:Что такое русистика, что она изучает и чему учит

Принципы работы в школьном театре

Разработка музыкальных, юмористических, социальных сценариев спектаклей для подростков в мини-версиях театральных постановок, как и любая другая воспитательная работа, основывается на соответствующих принципах построения нравственного восприятия всего происходящего учащимися. О каких конкретно принципах идет речь?

  • Коммуникативные отношения – игра в театрализованных ученических постановках, так или иначе, предполагает выработку чувства некой ответственности перед своими коллегами-партнерами и перед непосредственным зрителем.
  • Познавательный аспект – в ходе репетиций ученики получают опыт сопереживания, а также учатся относиться друг к другу уважительно.
  • Регулятивный аспект – на момент изучения и проработки сюжетной линии сценария кукольного спектакля для подростков или обычной постановки с традиционными персонажами у школьников формируется эмоциональное восприятие окружающей среды, видоизменяется мировоззрение, они начинают несколько иначе воспринимать мир, более глубоко проникаясь сюжетом, игрой, взаимоотношениями с партнерами по сцене.
  • Воспитательный аспект – театральные постановки, как и любой другой предмет изучения, обладают предопределяющими качествами воспитания в детях тех или иных немаловажных для построения здорового общества черт характера, а также способствуют зарождению в подростках зрительской культуры, уважения, понимания и любви к театру.

Социальный спектакль

Одним из наиболее распространенных видов театрализованных постановочных представлений является социальный спектакль. Для подростков 16 лет сценарий, включающий проблемы современного общества, выдвигается на первые ряды всеобщего внимания. Смысл в том, чтобы воспитательные работы родителей, руководителей и педагогов были подкреплены наглядными вариациями развития различных событий, которые могут постичь подростков в реальной жизни. Здесь очень важно создать такую атмосферу и обеспечить такое представление для зрителей, которое способно закрепить в сознании актеров-школьников главнейшие принципы общественного устройства, а смотрящих на них в зале подростков задуматься о поднятой в данном спектакле теме. Ведь именно этот переходный возраст закладывает в восприятии и характере молодых людей изначальные аспекты их нравственных убеждений. То, какими они станут в будущем, зависит на данном этапе именно от родителей и педагогов, направляющих их по жизни и координирующих их путь во взрослый мир.

Зачастую для подобного рода постановок организовывается актерский состав не более чем из 5-7 лиц. Сценарий спектакля для подростков кратко очерчивает сюжетную линию, главной задачей которой является освещение насущных проблем молодежи.

Постановки, освещающие проблемы СПИДа

Синдром приобретенного иммунодефицита – одна из наиболее часто оговариваемых в старших классах тем, которая актуализируется с достижением подростками возраста полового созревания. Чума ХХ века, данное заболевание не подлежащее излечению, очень часто освещается на всевозможных семинарах, уроках по безопасности жизнедеятельности, тематических собраниях, посвященных здоровому образу жизни старшеклассников. Немудрено, что данная тематика затрагивает и спектакли для подростков. Интересные сюжетные линии, заставляющие зрителя проникнуться постановкой, дают возможность и самим актерам-ученикам прочувствовать на себе долю возникшей в обществе проблемы – проблемы юношеской безответственности касательно собственного здоровья и жизни.

University of British Columbia: описание, советы по поступлениюВам будет интересно:University of British Columbia: описание, советы по поступлению

Действие на сцене может разворачиваться в разных формах, но подача должна быть максимально понятной для зрителя. Поэтому зачастую в темах освещения проблемы СПИДа руководитель театрального кружка организовывает две стороны представления: одна из них состоит из одного-двух ведущих, другая (центральная) – из трех-четырех участников визуализации происходящего действа. Спектакль начинается с вводной речи первого ведущего, кратко характеризующего цель отражения на сцене данной постановки. Второй подхватывает речь первого в стихотворной форме и на протяжении всей постановки стихами комментирует происходящее на сцене. Тем временем безмолвные актеры своими движениями, мимикой, игрой передают настроение, смысл и расшифровку тех слов, которые озвучивает в этот момент второй ведущий. На заднем фоне звучит мелодия, изначально романтичная, символизирующая встречу двух молодых людей противоположного пола, а ближе к концу – монотонная и грустная, поскольку сопутствует действию на сцене, характеризующему извещение молодых людей об их зараженности смертельным вирусом. В части эпилога первый ведущий делает заключительную подводку, в которой предостерегает школьников о том, что случайные связи не должны иметь место в жизни разумных сознательных представителей молодежи. Даются напутственные слова и пища для размышлений просмотревшим постановку зрителям.

Постановки, освещающие проблемы наркозависимости и алкоголизма

Не менее важная социальная проблема современности – зависимость от психотропных веществ и алкоголя. Тема особенно актуальна для подросткового поколения, поскольку именно в этом возрасте зачастую дети делают свой первый выбор: попробовать зловредное вещество или отказаться от него. Период взросления, который сопровождается жаждой познания нового, взрослого мира, с возможностью испытать на себе новые ощущения, пережить новые эмоции, погрузиться в мир интереснейших и увлекательнейших событий в реалиях современного мира – все это так привлекает юных представителей нынешнего общества, что они стремительно погружаются в водоворот новых знакомств, возможностей и предложений. Предостережения взрослых насчет того, что «курить нельзя!», «употреблять алкоголь – нельзя!», «пробовать запрещенные вещества – категорически запрещено!» – все эти фразы, прививаемые родителями и учителями с детства, отодвигаются на второй план на фоне предвкушения и необузданного желания вкусить запретный плод, пойти наперекор взрослым, сделать по-своему и таким образом проявить собственное «я». Теоретические знания быстро стираются из памяти и не дают возможности подростковому восприятию на все сто процентов осознать и усвоить опасность возможных последствий. Поэтому театрализованные постановки – идеальный вариант визуализации существующих опасностей.

На смену традиционным формам работы – беседам, лекциям, повествованиям о вреде наркотических веществ и алкогольных напитков – приходит визуализация насущных проблем в качестве интересных спектаклей для подростков. Такая методика работы, как утверждают руководители театральных кружков, намного более действенна и эффективна. Поскольку подача материала, направленного на предостережение учащихся от употребления зловредных веществ, усваивается ими вдвойне быстрее, осознание увиденного более убедительно и внятно доносит до ребят нужную информацию.

Как обычно выглядит постановка на данную тему?

  • Сцена первая: школьники (подростки) сидят на лавочке и делятся планами на жизнь после окончания учебы в школе. Настроение их приподнятое, ими обсуждается будущее, полное надежд и стремлений.
  • Сцена вторая: на подростковой вечеринке некоторые представители старшего поколения молодежи предлагают будущим выпускникам, еще недавно обсуждавшим свои светлые планы, употребить «увеселительные» таблетки (курительные смеси, алкогольные напитки). Ребята сомневаются, но в итоге соглашаются на «чуть-чуть», убеждая себя и всех окружающих в том, что это единовременно и более не повторится.
  • Сцена третья: действие разворачивается в дворовом переулке, где во время школьных занятий будущие выпускники встречаются вновь, но не для того, чтобы обсудить, как бы восстановить свою некогда отличную успеваемость, снизившуюся до отметки «удовлетворительно» и ниже. Они обсуждают план приобретения новой дозы злотворного снадобья, а когда понимают, что финансов на это у них нет, решаются на кражу денег у собственных родителей из дома…
  • Сцена четвертая: один из ребят попадает в больницу с тяжелым приступом передозировки. В этот момент он судорожно обещает себе и своим отчаявшимся родителям никогда больше не употреблять злосчастный яд, если только судьба подарит ему еще один шанс.

В качестве эпилога ведущий повествует о том, что ребятам удалось вылечиться и завязать с ужасающей привычкой. Выносятся тезисы о необходимости сознательного воздержания от всевозможных попыток попробовать психотропные средства, чтобы последствия не оказались в итоге столь плачевными.

Постановки, освещающие проблемы половых отношений и ранней беременности

Нередко в социальной школьной программе освещается аспект полового созревания и вытекающих из него всевозможных ситуаций в различных сценариях спектаклей. Общение подростков рано или поздно приводит к возникающим симпатиям между представителями молодежи противоположного пола. Шестнадцать лет – тот самый возраст, когда ребята начинают испытывать чувства, эмоции, сексуальное влечение друг к другу. И в современном мире никто не стесняется идти на поводу у своей страсти. Ребята начинают заниматься сексом слишком рано по меркам постсоциалистического времени. Родители могут даже не подозревать, что в жизни их дочери-одиннадцатиклассницы уже имел место половой акт, и не один. И более опасны подобные связи тем, что зачастую они происходят методом незащищенного полового контакта. Отсюда – вирусные заболевания, в том числе и СПИД. Отсюда – незапланированная ранняя беременность, сделанный у неквалифицированного специалиста аборт и, как следствие, последующее бесплодие. Так, можно перечеркнуть случайной половой связью в юношестве всю свою жизнь. Именно на предостережение от подобных ситуаций и направлены школьные постановки по данной тематике.

Праздничный спектакль

Однако не все представления актерского мастерства в школе касаются социальной сферы. Иногда постановки затрагивают темы каких-либо торжественных мероприятий, праздничных дней, важных событий в жизни школы и ее обитателей. Руководители театральных кружков разрабатывают для подростков сценарии спектаклей «Жизнь прекрасна», «День знаний», «День учителя», «День русской литературы» и многие другие сюжетные инсценировки, соответствующие конкретным торжественным и памятным дням. Особо нравятся и ученикам, и преподавателям постановки с участием персонажей, которые имеют место в жизни школы наяву: такие представления являются наиболее популярными, запоминающимися и интересными.

Что такое гегемония и почему Наполеон был гегемоном, а Чингисхан не был?Вам будет интересно:Что такое гегемония и почему Наполеон был гегемоном, а Чингисхан не был?

Исторический спектакль

Очень многие театральные постановки затрагивают события былых времен. Особенно это касается тематики Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сценарии спектаклей для подростков о войне направлены на воспитание в школьниках боевого духа, уважения к деяниям предков, к их труду и попыткам защитить свою родину от фашизма. Руководители кружков пытаются воспитать в своих преемниках патриотизм, любовь к отчему дому, к родной земле. Подобные постановки учат как актеров, так и зрителей почитать самоотверженность предков, чтить их светлую память, отдавать должное их смелости и храбрости, ведь возможность мирно существовать подарили нам всем именно они, когда-то отдав за это собственные жизни.

Зачастую школьные спектакли на подобную тематику начинаются с музыкального вступления. Практически всегда оно сопровождается постановочным номером с хореографическими элементами, выполняемыми девушками в исконно русском одеянии тех времен с заплетенными длинными косами. Кроме того, нередко используются вокальные номера с исполнением тематических песенных композиций, таких как «Вставай, страна огромная», «Это просто война», «Березовые сны», «Священная война», «Мы русские» и многих других. Одетые в военную форму и наделенные сопутствующим театральным инвентарем в виде имитированного оружия времен ВОВ, ребята отыгрывают поставленные руководителями сценки с большим воодушевлением и самоотдачей. Каждый проникается импровизированной на сцене историей и каждый мысленно переносится в те времена, когда люди руководствовались иными ценностями и благодарили судьбу за каждый прожитый день.

Музыкальный спектакль

Всеми любимые сценарии музыкальных спектаклей для подростков из старших классов преобразовываются сегодня в тематические мюзиклы. Девушкам, к примеру, очень нравится возможность поучаствовать в номерах художественной самодеятельности, представить какую-либо хореографическую постановку, исполнить вокальную композицию в ансамбле, проявить свои умения двигаться и вести себя на сцене, а также продемонстрировать свой интригующий наряд, водворенный в необычный сценический образ. Парни любят подобного рода театральные постановки за счет возможности проявить свои музыкальные таланты: поиграть на гитаре, продемонстрировать навыки игры на синтезаторе, барабане, саксофоне. Нередко школьные программы уроков актерского мастерства включают мини-версию постановки «В джазе только девушки». А новоиспеченные современные модницы, вдохновленные небезызвестным мюзиклом «Бурлеск», спешат показать себя в роли удивительных танцовщиц на школьной сцене актового зала.

Музыкальные сценки дают возможность развиваться творческому воображению подростков. В целом предметная основа музыкальных постановок предусматривает открытие больших возможностей для трансформации восприятия молодыми людьми себя как творческих личностей. Музыкальный сценарий для детей и подростков служит фундаментальным аспектом в данном направлении. Это и историческая составляющая театра, и тенденция к восприятию нынешней музыки, и техника преподавания художественной культуры. Немаловажным моментом в функционировании музыкального театра при школе является то, что здесь подросток может проявить свои личные качества, свою индивидуальность, свою экспрессию, чувственность, умение играть роли в совокупности с проявлением своих музыкальных талантов, наделяя при этом своих героев и персонажей качествами и свойствами, присущими конкретно им. Посредством имитации чужих чувств в каждой отдельной постановке, изображая эмоции своих героев, учащиеся познают через своих персонажей и самих себя.

Юмористический спектакль

С особым увлечением ребята относятся к различного рода комедийным сценариям. Подростковый спектакль юмористического характера способен повеселить публику, задать хорошее настроение, пошутить и посмеяться вместе со зрителем. В последнее время подобного рода сценки несколько трансформировались. Сегодня сценарий комедийного подросткового спектакля ориентирован на современные методики представления юмористического жанра. «Камеди-клаб», «Стенд Ап», «Комик-шоу», «Камеди Вумен» - все эти телевизионные передачи наложили свой отпечаток на понимание подростками юмора как такового, поэтому все они в своих сценических театральных школьных постановках стараются походить на известных российских комиков. Если ранее смешной сценарий спектакля для подростков напоминал фрагмент программы «КВН», сегодня это более продвинутый уровень презентации юмористических показов.

Вообще, широта возможных вариаций постановочных сцен комедийного характера обусловлена огромным спектром тематической направленности. Если социальные спектакли ограничены конкретными моделями освещения насущных проблем подрастающего поколения, юмористические школьные программки направлены на развлечение, задорное настроение и желание от души посмеяться. Ребята нередко сами придумывают сюжетные линии для своих представлений: они пародируют своих педагогов, подражают своим сверстникам, изображая их яркие особенности манеры поведения или пародируя их привычки. Такому стилю написания сценария для школьной комедийной постановки ребята отдают предпочтение чаще всего, ведь это поистине выглядит забавно, интересно и органично. Что немаловажно: такие роли школьникам намного легче играть, чем вживаться в роль каких-либо других персонажей.



Источник