31-01-2019 11:36

Крейсер "Шарнхорст": история создания, описание и фото

В XX веке на вооружении немецких военно-морских сил находилось сразу два крейсера "Шарнхорст". Они участвовали в Первой и Второй мировых войнах. Оба были названы в честь реформатора прусской армии, известного генерала Герхарда фон Шарнхорста, жившего на рубеже XVIII-XIX веков. В этой статье мы расскажем об этих кораблях, истории их создания, службе и гибели.

В Восточно-Азиатской крейсерской эскадре

Крейсер 1906 года

В XV-XVI вв боярская дума была высшим органом властиВам будет интересно:В XV-XVI вв боярская дума была высшим органом власти

Первый крейсер "Шарнхорст" был заложен в самом начале 1905 года, через год спущен на воду. В октябре 1907-го он вошел в состав немецкого флота.

Броненосный крейсер "Шарнхорст" считался флагманским кораблем Восточно-Азиатской эскадры. В ее составе он принял участие в сражении при Коронеле в ноябре 1914 года. Это бой между немецкими и британскими крейсерами, который развернулся у берегов Чили. Он закончился победой Германии. Крейсер "Шарнхорст" уничтожил английское судно "Гуд Хоуп".

Уже через месяц корабль погиб вместе со всей командой, которая находилась на борту, в сражении у Фолклендских островов. На нем находились 860 человек. Выжить не удалось никому.

Версия 2.0

Модель крейсера Шарнхорст

Шаурма: история создания, состав, способ приготовленияВам будет интересно:Шаурма: история создания, состав, способ приготовления

В 1935 году был заложен еще один крейсер "Шарнхорст". Его строительством занимались на верфях в Вильгельмсхафене. В строй корабль был введен в январе 1939 года.

История создания крейсера "Шарнхорст" была насыщенной. После первых испытаний корабль пришлось модернизировать. На нем установили новую грот-мачту, которая располагалась значительно ближе к корме. Прямой форштевень был заменен так называемым атлантическим. Все это должно было улучшить мореходность судна.

При этом вскоре немецким конструкторам пришлось признать, что модель крейсера "Шарнхорст" получилась крайне неудачной. Изначально корабль испытывал проблемы с заливанием носовой части, которые окончательно решить так и не удалось.

Технические характеристики

Линейный крейсер Шарнхорст

Фото крейсера "Шарнхорст" поражало многих военных специалистов того времени. Его полное водоизмещение достигало практически 39 тысяч тонн. Общая длина составляла более 235 метров, а ширина - 30 метров. Это было мощное бронированное судно с тремя двигателями и мощностью в 161 тысячу лошадиных сил.

В добавление к описанию крейсера "Шарнхорст" нужно отметить, что судно могло развивать скорость до 57 километров в час. Экипаж составлял почти две тысячи человек, из которых 60 были офицерами.

Кориолисово ускорение: определение, причина возникновения, формула, влияние на земные процессыВам будет интересно:Кориолисово ускорение: определение, причина возникновения, формула, влияние на земные процессы

На вооружении находились артиллерийские, зенитные остановки, а также минно-торпедные аппараты.

В начале войны

Первой боевой операцией линейного крейсера "Шарнхорст" стало патрулирование прохода между Фарерскими островами и Исландией. На эту миссию корабль был отправлен в ноябре 1939 года.

Патрулирование в этом месте выполняли крейсеры "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Сначала они потопили встреченное английское вооруженное судно. А весной 1940 года обеспечивали вторжение гитлеровских войск в Норвегию. 9 апреля у берегов этой скандинавской страны крейсеры встретились с английским судном "Ринаун", которому удалось вывести из строя одну из башен на "Гнейзенау". "Шарнхорст" при этом сильно пострадал от стихии, но немцам все-таки удалось оторваться от британского корабля, пустившегося в погоню.

Операция "Джуно"

Описание крейсера Шарнхорст

В июне "Шарнхорст" и "Гнейзенау" участвовали в операции "Джуно" в Норвежском море. Это было первое и единственное в истории мирового флота сражение линкоров против авианосца. Немецкие суда одержали победу, отправив на дно британский авианосец "Глориес". Также были уничтожены эсминцы "Ардент" и "Акаста", составлявшие его эскорт.

В ходе боя в результате торпедного удара с борта "Акасты" на "Шарнхорсте" были убиты 50 человек, повреждения получил левый гребной вал. Корабль начало затапливать, из-за этого вскоре пришлось отключить среднюю машину.

Через несколько дней, когда "Шарнхорст" стоял в гавани, на него совершили налет британские пикировщики, поднявшиеся с борта авианосца "Арк Ройял". Однако операция оказалась провальной. Из 15 самолетов немцы сбили 8. Из всех сброшенных бомб только одна достигла цели, но и она не разорвалась.

В декабре два немецких крейсера предприняли попытку прорваться через блокаду англичан, чтобы выйти в Северную Атлантику, но из-за поломки на "Гнейзенау" были вынуждены вернуться.

Рейд в Атлантику

Бой у Фолклендский островов

В начале 1941 года "Шарнхорст" и "Гнейзенау" находились в Атлантическом океане под командованием адмирала Гюнтера Лютьенса. Пройдя по Датскому проливу, достигли юга Гренландии. Там они попытались атаковать английский конвой, но попытка не удалась из-за британского линкора "Рамиллес", подоспевшего на помощь.

В феврале немецкие линкоры потопили четыре торговых корабля союзников в районе Ньюфаундленда. Стоит отметить, что они пребывали в условиях слабого воздушного патрулирования, поэтому избежать столкновений с британским королевским флотом было практически невозможно.

В марте они атаковали еще один конвой, но снова отступили. На этот раз при появлении крейсера "Малайя". Позже было совершено нападение на конвой союзных танкеров. Всего потоплено 13 судов, из которых четыре погубил "Шарнхорст".

Это была его последняя битва перед возвращением в порт Брест. За время этого похода крейсеру удалось потопить 8 кораблей противника.

Операция "Цербер"

История крейсера Шарнхорст

Оставаясь в Бресте, он регулярно подвергался авианалетам. В результате его было решено передислоцировать в порт Ла-Рошель. Агенты Сопротивления и воздушная разведка союзников были предупреждены о выходе крейсера из порта. При этом они были уверены, что он отправляется в очередной рейд.

С целью предотвращения выхода "Шарнхорста" в открытое море в воздух подняли 15 тяжелых бомбардировщиков королевского военно-воздушного флота. Они нанесли мощный удар по судну, заставив его вернуться в порт для ремонта. Повреждения, нанесенные британскими самолетами, вкупе с проблемами из-за охлаждения котлов задержали корабль в порту до конца 1941 года. Только тогда было решено отправить его вместе с "Гнейзенау" и "Принцем Ойгеном" обратно в Германию.

Так как прорываться по Северной Атлантике было очень рискованно, три судна в сопровождении вспомогательных судов и нескольких десятков тральщиков решили отправиться через пролив Ла-Манш.

Важное место в истории крейсера "Шарнхорст" занимает операция "Цербер". Именно такое название получил этот прорыв. К столь неожиданным и решительным действиям англичане оказались не готовы. Береговой охране остановить прорыв не удалось, а глушение радаров не позволило предпринять атаку с воздуха.

При этом немецкие крейсеры все равно получили повреждения. "Гнейзенау" подорвался на одной мине, а "Шарнхорст" - на двух.

В доках на ремонте

Очередной ремонт оставил корабль в доках до марта 1942 года. После этого он отправился в Норвегию, чтобы встретиться с линкором "Тирпиц", а также несколькими другими немецкими кораблями, которые планировали атаку арктических конвоев, следовавших в Советский Союз.

Несколько месяцев были посвящены акклиматизации и тренировкам экипажа. Результатом стала активная бомбардировка Шпицбергена, в которой участвовал и "Тирпиц".

Гибель крейсера

Броненосный крейсер Шарнхорст

В Рождество 1943 года "Шарнхорст" вместе с еще несколькими немецкими эсминцами выдвинулся в море под командованием контр-адмирала Эриха Бэя с целью произвести атаку северных конвоев.

Британское командование заранее приготовилось к этому походу, так как криптографий расшифровали приказы.

Сначала Бэй не смог обнаружить конвой из-за сложных метеоусловий. Тогда он отправил эсминцы южнее на их поиски. "Шарнхорст" при этом остался в одиночестве. Уже через два часа после этого он наткнулся на крейсера "Норфолк", "Белфаст" и "Шеффилд". Англичане обнаружили немецкий корабль раньше, воспользовавшись радарами. Сблизившись, они открыли по нему огонь, нанеся небольшие повреждения. Была уничтожена носовая радиолокационная станция, что, предположительно, стало причиной дальнейших проблем.

"Шарнхорст", считая основной целью транспорт конвоя, оторвался от британских крейсеров, но при попытке прорваться еще раз снова был настигнут. Теперь ответным огнем он повредил "Норфолк". Потерпев вторую неудачу, Бэй решил завершить операцию и вернуться. К тому моменту британский линкор "Дюк оф Йорк" уже находился между Норвегией и "Шарнхорстом". Немцы об этом не подозревали, так как выключили кормовой радар, не доверяя ему и опасаясь выдать себя.

Около 16:50 "Дюк оф Йорк" открыл огонь с небольшой дистанции по крейсеру, который заранее был освещен специальными снарядами. "Шарнхорст" практически сразу лишился двух башен, но за счет большой скорости смог оторваться от преследования. Через час неполадки возникли с котлами корабля. После этого скорость линкора резко упала, за счет оперативного ремонта ее удалось увеличить, но незначительно. Считается, что в тот момент его судьба уже была решена.

За счет эффекта неожиданности "Дюк оф Йорк" отделался минимальными повреждениями, а вот "Шарнхорст", несмотря на тяжелое бронирование, лишился хода и большей части артиллерии. Для эсминцев он был хорошей мишенью. В 19:45 корабль ушел под воду. Вскоре после его погружения послышались мощные взрывы. Из экипажа в 1968 человек в живых остались 36 матросов. Все офицеры погибли.

В тот же день поздно вечером британский адмирал Брюс Фрэзер заявил, что битва для них завершилась победой, но он пожелал каждому при сражении с более сильным противником командовать так же доблестно, как это сегодня делали офицеры "Шарнхорста".

Обнаружение корабля

В 2000 году судно было обнаружено в 130 километрах на северо-восток от мыса Нордкап. Норвежские военно-морские силы сфотографировали его на глубине около трехсот метров.

На снимках видно, что крейсер лежит вверх килем. Его носовая часть была уничтожена взрывом боеприпасов в погребах практически до самого мостика. Кормовая часть также при этом отсутствует практически полностью.

С 1939 года кораблем командовали четыре командира. Это были капитаны первого ранга Отто Цилиакс, Курт Хоффманн, Фридрих Хуффмайер и Фриц Хинце. Последний погиб в бою у Нордкапа.



Источник