15-02-2019 01:36

Принцип минимакса: описание, применение в педагогике

Организация образовательной деятельности требует от педагога информированности об определенных дидактических приемах. Остановимся на данном вопросе подробнее, учитывая его актуальность.

принцип минимакса соответствует технологии

Теоретические аспекты

Принцип минимакса в педагогике состоит в том, что образовательная организация каждому ребенку предлагает содержание образования на оптимальном (творческом уровне). Школа обеспечивает в полном объеме его усвоение, в частности, не менее нормативов ФГОС.

Что такое тюфяк: пушка, мешок соломы и безвольный лентяй в одном словеВам будет интересно:Что такое тюфяк: пушка, мешок соломы и безвольный лентяй в одном слове

Устанавливается минимальный уровень рамками государственного образовательного стандарта. Он отражает безопасный для общества уровень, которым обязан овладеть каждый выпускник ОУ.

Максимальный уровень соотносится с теми возможностями, которыми обладает образовательная программа, применяемая педагогом.

Принцип минимакса соответствует личностно-ориентированному подходу, представляет собой саморегулирующуюся систему. У каждого ребенка появляются реальные возможности для саморазвития с учетом его возможностей и способностей. Отметим, что даже при выборе минимального уровня предполагается обязательная отчетность для каждого школьника.

Узнаем, что такое платы. Когда они узорчатые, когда - атомныеВам будет интересно:Узнаем, что такое платы. Когда они узорчатые, когда - атомные

сущность действия принципа

Психологическая комфортность

В чем заключается дидактический принцип минимакса? Начнем с того, насколько важно снять в учебном процессе все стрессообразующие факторы, создать комфортную и доброжелательную обстановку, базирующуюся на педагогике сотрудничества.

Педагог во вверенном ему классном коллективе формирует доброжелательную, спокойную ауру, что позитивно отражается на возможности каждого участника показать свои интеллектуальные и творческие способности окружающим.

Принцип минимакса позволяет избавлять ребят от страха перед плохими оценками. На уроках усвоения новых знаний, в рамках самостоятельных работ, заданий творческого плана педагог оценивает успех, выявляет и корректирует ошибки. В рамках рефлексии применяется самостоятельный контроль, а в журнал отметки выставляются по желанию ребенка. Оценивание контрольных работ предполагается по двум уровням сложности, чтобы каждый школьник имел возможность получить высокую отметку за свой труд.

Родители должны вдохновлять своего малыша, вселять в него веру в победу, поощрять даже самое небольшое его творческое желание, поддерживать эмоционально в случае отрицательного опыта.

особенности принципа

Деятельностный подход

Принцип минимакса соответствует технологии проектного обучения. Суть состоит в предложении школьнику не готового учебного продукта, а некой идеи, работая над которой, он самостоятельно получит определенные умения и навыки. В рамках модернизации отечественного образования данный подход становится все более востребованным, он в полной мере соответствует требования ФГОС второго поколения.

Принцип минимакса предполагает связь между разными ступенями обучения (непрерывность развития). В рамках школьной деятельности ребенок получает обобщенную, сформированную, целостною картину взаимосвязи между социумом и природой. Деятельность в максимальной степени ориентируется на творчество. Это дает возможность школьникам приобретать собственный опыт, самореализовываться, саморазвиваться в ходе учебной и внеурочной деятельности.

творческое развитие детей

Уникальность методики

Принцип минимакса способствует формированию у детей и подростков навыка системного перебора различных вариантов решения конкретной проблемы. Оно позволяет ребятам быстро находить единственно верный ответ.

Несмотря на то что принцип минимакса появился не в педагогической области, в настоящее время он востребован в российских образовательных учреждениях.

Историческая справка

Это понятие было введено в 1928 году Джоном фон Нейманом, разработчиком основных понятий теории игры. При столкновении интересов противоположных сторон лицо, которое принимает решение, должно оценить все потенциальные стратегии поведения, вычислить гарантированный итог для каждой ситуации, а потом сделать выбор в пользу того ответа, при котором затраты оказываются минимальными.

Дидактический принцип минимакса аналогичен идее Неймана, связывает между собой две стороны образовательного процесса: учеников и педагогов.

творческое развитие в ДОУ

Отличия в педагогике

В любом образовательном процессе должны содержаться в максимальном объеме теоретические знания и практические навыки, овладев которыми, ребенок сможет одолеть хотя бы какой-то минимум. Именно поэтому в различные методические пособия, учебную литературу авторы стараются включать два уровня сложности: обязательный (ФГОС), дополнительный (оптимальный).

Минимакс кардинально отличается от классического образования своей информационностью, отходом от усреднения школьников.

У ребенка есть право выбора: остановиться на минимальном объеме ЗУН либо вместе с педагогом идти дальше.

Принцип минимакса был апробирован в дошкольных российских учреждениях. Он показал свою высокую эффективность. Родители малышей, в работе с которыми педагоги применяли новую методику, отмечали повышение у их детей интереса к самостоятельной активной деятельности. Лишь небольшое количество дошкольников останавливалось на минимальном достигнутом уровне. Большая часть с интересом продолжала интеллектуально и творчески развиваться, ставя перед собой все более амбициозные проектные и исследовательские цели и задачи.

дидактические приемы

Подведем итоги

Дети отличаются друг от друга по скорости осознания и усвоения определенной теоретической и практической информации. Обучение в классической школе всегда было ориентировано на «среднего» ребенка, поэтому сложности испытывали и слабые, и одаренные дети. Для того чтобы учитывались индивидуальные интеллектуальные и творческие способности и возможности каждого малыша, можно вооружиться принципом минимакса. Эта система является саморегулируемой, она подходит для любого классного коллектива, группы детского сада.

Слабый ребенок остановится на минимальном уровне ЗУН, но при этом всегда будет комфортно ощущать себя в группе (классе). Сильный же получит возможность для максимального развития, особенно если ситуацию успеха для него будут создавать родители, демонстрируя подлинную заинтересованность в достижениях своего ребенка.

Психологи убеждены в том, что не будет пользы от успехов в учебе, если базой является страх перед взрослыми, подавление родителями личного"Я" своего малыша.

Психологическая комфортность должна присутствовать не только в детском саду, школе, но и внутри семьи. Родные должны стать для своих малышей союзниками, помогать в преодолении стрессовых ситуаций, чтобы избегать напряженности и неврозов, негативно отражающихся на физическом здоровье.



Источник