19-02-2019 13:36

Что это - опорные слова и как объяснить их детям

При выборе различных тем сочинений стоит учитывать не только его жанр. Основным помощником в этом деле является основная тема, или мысль. Именно по ней выбирается структура текста и стиль написания сочинения. Но на чем строится основная мысль? Опорные слова — это основа всех основ. Очень важно помочь детям разобраться, что это такое.

Что такое опорные слова

Это главная основа всего текста. Так звучит теория. На практике же объяснить одним предложением, что такое опорное слово в русском языке, не получится. Чаще всего для точной передачи мысли необходимо использовать несколько опорных слов, называемых также ключевыми. Само название показывает, что данные слова призваны помочь определить главный смысл сочинения. Именно их используют в роли фундамента любого текста.

История испанского ордена КалатравыВам будет интересно:История испанского ордена Калатравы

Еще одна важная функция опорных слов — это определение порядка важности тех или иных мыслей и предложений. С их помощью можно понять, на что обращать внимание в первую очередь при написании сочинения.

Разобраться, что такое опорные слова, поможет определение фраз, без которых в тексте нельзя было бы обойтись. Если исключить их из сочинения, уйдет и смысл. Текст без опорных слов — это блуждание около темы без попадания в суть вопроса. И наоборот, если из сочинения убрать все описательные, вставные и уточняющие слова, останутся только опорные.

Синонимы к слову "человек": многообразие вариантовВам будет интересно:Синонимы к слову "человек": многообразие вариантов

Трудности детей в понимании опорных слов

Объяснение ребенку темы простым языком

Чем меньшего возраста ученик, тем проще нужно излагать для него тему. Проблема в том, что многие взрослые сами не до конца понимают, что такое опорные слова и как найти их в тексте. При таком раскладе предстоящее объяснение кажется еще более неподъемной задачей. Разобрать со школьником тему можно в два основных этапа:

  • Необходимо побудить ребенка отыскать в тексте слово, которое смогло бы рассказать о главной теме. На данном этапе не нужно много фраз. Пусть ребенок поведает, о чем прочитал, при помощи одного слова. Чтобы ученику было интереснее, можно объяснить ему, что сейчас ведется поиск волшебного ключика. Когда он будет найден, школьник сможет легко начать сочинение, поймет основную тему, увидит, о чем нужно писать, какие приводить доказательства или описания.
  • Следующая задача — найти с ребенком дополнительные ключики. Эти слова не просто расскажут, о чем текст, но и помогут понять последовательность написания сочинения. Для демонстрации можно предложить школьнику решить две задачи: написать одно небольшое сочинение без подсказок, а второе - с ключевыми опорными словами. Важно обратить внимание ребенка на то, что это именно слова-помощники, а не ограничения. Нужно объяснить ученику, что в каждой большой теме есть несколько маленьких, как коробочки вкусностей в одной большой упаковке. Сочинение, написанное с использованием волшебных ключиков, будет иметь правильную последовательность мыслей. А это - один из основных критериев оценки.
  • Когда школьник упражняется с ключевыми словами, то начинает понимать методы избегания смысловых повторов, создания благозвучных сочинений. Лучше реальных примеров в этом вопросе нет ничего. Только на практике ребенок сможет до конца прочувствовать тему.

    Подобрать ключ к тексту - опорное слово

    Готовый алгоритм поиска ключевых слов

    Чтобы понять данную тему, ребенку не хватит одной теории. Чем больше реальных текстов он изучит, тем проще сможет находить ключики в будущем.

    Для подобной работы с ребенком можно использовать готовую последовательность действий, проверенную опытными преподавателями:

  • Вдумчиво прочитать выбранный текст или его фрагмент. Важное условие при выборе отрывка из сочинения — это законченность мысли. В противном случае ребенок может запутаться.
  • Пришло время задаться главным вопросом: о чем только что читали? Ответив на этот вопрос одним словом, ученик найдет главный волшебный ключик, содержащий в себе тему текста. Исходя из найденного, необходимо определиться с основной мыслью. Пусть школьник поймет, что хотел рассказать автор.
  • Из каждого абзаца нужно выбрать по одному или несколько дополнительных ключей. Данный этап поможет определить микротемы, из которых будет состоять основной текст.
  • Следующий шаг — это распределение всех найденных опорных слов в определенную последовательность. Цепочка позволит не запутаться при составлении текста.
  • Творческий этап. Необходимо побудить ребенка подумать, что он может рассказать о каждом слове в цепочке. Пусть приведет примеры и доказательства, вставит описание событий и действий. Результат можно записать.
  • Последний, но не маловажный шаг. Пусть ученик сделает вывод сочинения, используя главное опорное слово.
  • Работа с ребенком по опорным словам

    Опорные слова для определения падежей

    Есть в русском языке одна загвоздка на тему опорных слов: так называют не только главные фразы текста. Важно не перепутать, ведь второй вариант служит для помощи в склонении по падежам.

    Вопрос может возникнуть в том случае, если ударение приходится не на последний слог. Опорные слова помогут избежать заучивания всех окончаний на память. Чтобы решить вопрос, необходимо только найти слово того же склонения, что и спорное, но с ударным последним слогом. После определения с окончанием, та же самая задача ставится и для проблемного слова.

    Например, дано спорное слово “железо”, которое необходимо поставить в дательном падеже. Для решения задачи можно воспользоваться планом действий:

  • Необходимо отнести слово к соответствующему роду и склонению, поставить в начальную форму. В данном случае: средний род, 2 склонение.
  • Определение падежа — дательный.
  • Подбор опорного слова 2 склонения, соответствующего рода. “Село” в дательном падеже — “селу”. При подстановке в проблемное слово, получаем “железу”.
  • Поиск ключевых слов

    Заключение

    Не все вопросы легко объяснить ребенку. Однако приложив немного усилий и фантазии, можно будет порадоваться успехам школьника.

    Особенно трудно может быть заинтересовать юный ум, ведь в этом возрасте больше желания играть, чем учиться. Превратив процесс обучения в игру, можно добиться расположения ребенка и его внимания. Если занятия будут для ребенка интересными, он быстро усвоит, что опорные слова — это главный ключик от текста.



    Источник