Талышский язык возник из группы древнеиранских языков и близок к курдскому, таджикскому, фарси, балучи. Самоназвание народности, говорящей на этом языке – «толыш» или «толышон». В научной среде существует 2 версии по поводу его происхождения. Одни лингвисты считают его потомком древнего азербайджанского языка, существовавшего до эпохи тюркизации, а другие считают его хотя и родственным азербайджанскому, но уникальным по генеалогии.
Общая характеристика и история изучения
Вам будет интересно:Черенковское излучение: описание, основные понятия
Талышский язык – это один из языков многочисленной кавказской группы. История его изучения началась не так давно – с XIX в. Первая монография была опубликована в 1842 г. российским иранистом А. Хадзконом. Развитие этого языка неразрывно связано с культурой Азербайджана. В среде лингвистов существует мнение, что он является «осколком» древне-азербайджанского языка иранской ветви. По словарному составу он является одним из самых богатых в мире.
Многие исследователи считают его бесписьменным. В Иране для передачи талышской речи используется арабское письмо. В Азербайджане, с приходом советской власти, в конце 1920 гг. была введена латиница для записи букв алфавита талышского языка, а в 1939 г. – предпринята попытка его перевода на кириллицу.
В 30-е гг. XX в. было издано множество учебников и художественной литературы на этом языке, исследованы его говоры. В последние годы интерес к нему увеличился в связи с ростом национального самосознания данной народности.
Происхождение
Вплоть до XVII в. на юге Азербайджана жил древний народ, который разговаривал на азери, относящемуся к северо-западной подгруппе иранских языков. Начиная с XI в. численность этой народности начала постепенно сокращаться, а ее язык – уступать место тюркским диалектам. К концу монгольской эпохи коренное иранское население практически полностью приняло язык тюрков.
Кроме тюркских корней, в талышском присутствует и мидийский компонент. Мидийский язык в древности был очень близок к персидскому. Доказательством влияния культуры мидян служат хороводные песни на талышском языке – «халай» и «холло». Они издревле бытовали среди женщин данной народности. По древнему преданию, раньше в них принимали участие и мужчины, танцуя в одной из сторон хоровода. Их устраивали в честь Ло (или Лу, Лотани) – дракона, олицетворявшего стихию огня и воды. Армяне в древности называли мидийцев «драконидами», произошедшими из рода Аждагака (от перс. «аджага» - «дракон»). В последующем традиция водить такие хороводы сохранилась в свадебном обряде талышей.
В словах талышского языка можно выделить параллели и с другими языками: арабским, русским, иранским, персидским.
Носители
Информация о численности талышей противоречива. По данным официальной переписи 2009 года, в Иране их проживает около 130 тысяч, а в Азербайджане – порядка 92 тысяч человек (чуть более 1% населения). Азербайджанским правительством не проводятся специальные исследования в этом направлении. Указанные выше цифры некоторыми исследователями считаются заниженными, так как во время сбора демографических данных талышей записывают как азербайджанцев. По другим оценкам, общая численность в обеих странах превышает 1 млн. человек.
Основная группа носителей этого языка проживает на юго-западе каспийского побережья, в пограничной полосе между Ираном и Азербайджаном. Антропологически они относятся к южному типу европеоидов. В Азербайджане талыши концентрируются в 4 районах с мягким субтропическим климатом:
- Ленкоранский (административный центр – Ленкорань).
- Астаринский (Астара).
- Лерикский (Лерик).
- Масаллинский (Массалы).
Довольно большая община талышей имеется в Баку и в г. Сумгаите, в котором их численность достигает 1/3 всего населения. В Иране эта народность также проживает в компактной группе, в низменной части побережья Каспия (провинции Гилян и Ардебильская).
Особенности
Особенностями талышского языка являются следующие архаические моменты, присущие многим тюркским языкам:
- слабое разграничение времен и модальности глаголов;
- низкая дифференцировка наклонений;
- нечеткое разграничение времен;
- отсутствие различий в залогах;
- многозначность глаголов;
- нечеткое различение единичности и множественности.
В данном языке выделяют 4 говора по названию районов Азербайджана, в которых проживают талыши. Массалинский очень близок к ленкоранскому. В этих двух говорах в группе букв «st» отпадает «t». Отличие говоров также заключается в различном фонетическом облике однокоренных слов и в образовании отрицательной формы глаголов.
Современное состояние
В настоящее время талышский язык достаточно хорошо изучен, издано несколько словарей, среди которых можно выделить издание 1976 г. под авторством Л. А. Пирейко. Этот словарь насчитывает 6600 слов, приведены пословицы и афоризмы, собранные в районах проживания народности. В 2002 г. была также выпущена книга А. Абдоли «Сравнительный словарь талышского, татского и древнего языка азери», а в 2006 г. – русско-талышский словарь, насчитывающий более 140 000 слов.
Несмотря на это, данный язык не находит широкого применения в средствах массовой информации Азербайджана. Выпускается несколько периодических изданий. Язык преподают в начальных классах и в качестве факультативного предмета в школах, но он по-прежнему остается больше средством для устного общения в бытовой жизни.