На каждом этапе обучения при изучении любого школьного предмета должны строго соблюдаться дидактические принципы. Одно из самых важных правил обучения и, собственно, воспитания ребенка - это принцип последовательности и систематичности. Без последовательности изложения материала учеба не будет приносить ни пользы, ни опыта, ни радости познания.
Принцип последовательности вывел Ян Амос Коменский, который и ныне считается отцом дидактики.
Принципы обучения - это...
Вам будет интересно:Сцинтилляционный детектор: принцип действия
Что такое дидактические принципы? Это знание о том, как правильно структурировать и подать материал, как организовать учебный процесс. Это также и требования, которые должен выполнять преподаватель, чтобы его работа не осталась незамеченной.
Для пользы учеников учитель должен четко соблюдать семь основных принципов обучения: последовательность, наглядность, доступность, систематизация, индивидуальный подход к учащимся и учет особенностей возраста детей. На этих принципах зиждется вся суть педагогики.
Иерархия принципов обучения
По сути, более важные принципы выделить нельзя. Но можно сказать, что без принципов последовательности, доступности и наглядности обучение вовсе неэффективно. Нельзя обучить ребенка тому, что он не в силах понять, или тому, что не упорядочено.
Вам будет интересно:Вегетативная нервная система иннервирует что?
Если школьный преподаватель не соблюдает принципа последовательности в своих планах и конспектах, дети не смогут воспринимать его уроки. И в целом процент успешности по его предмету будет низким.
Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности у Яна Коменского звучит так:
Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы - так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
Этот принцип указывает на то, что преподавателю нужно учиться формировать и излагать свои мысли таким образом, чтобы у его учеников складывался единый образ в процессе обучения. Так знания останутся в памяти надолго.
Исследования памяти установили, что после 48 часов почти 80 % материала забывается. Чтобы удалось запомнить больше, нужно не только постоянно повторять материал, но и связать его логически с тем, что уже хорошо известно.
Реализация принципа
Как на практике обеспечить реализацию принципа систематичности и последовательности в обучении? Как построить урок?
Вот несколько правил, которые помогают соблюдать принцип.
Что еще нужно для реализации принципа? Во-первых, блестящее знание учебного материала, чтобы суметь не только пересказать словами текст учебника, но и привести примеры.
Во-вторых, нужен определенный уровень сознания. К сожалению, молодые выпускники педагогических вузов не имеют такого уровня сознания. Но без него, без любви к детям, в конце концов, педагогика не может существовать.
Анализ и синтез в обучении
Для подробного изучения частей материала необходимо применять анализ. Анализ, как мы знаем, - это абстрактное расчленение информации на более мелкие сегменты и изучение каждого сегмента в отдельности. После тщательного всестороннего изучения каждого сегмента необходимо провести синтез.
Синтез - это логический прием, который объединяет элементы в целое. Необходимо снова объединить информацию в нечто общее и наглядное. Абстрактные вещи быстрее забываются. А фрагменты знаний, лишенные какой-либо основы, забываются еще быстрее.
Принцип систематичности и последовательности учебного процесса позволяет спланировать обучение так, чтобы все материалы, которые были изучены ранее, могли стать основой для усвоения новой темы. А новая тема, в свою очередь, стала бы предпосылкой для последующих разговоров и объяснений.
Принцип наглядности
Другой важный для развития разума ребенка принцип - это принцип наглядности. Это правило гласит, что абстрактно-теоретическое обучение невозможно без наглядного мышления. Образные примеры позволяют детям получить четкие представления об объектах действительности.
Обучение и воспитание
Для того чтобы вырастить и сформировать цельную гармоничную личность, необходимо в образовании опираться на принцип систематичности и последовательности.
Дети способны воспринимать очень много информации. Но когда она вся взаимосвязана, то обучение проходит еще быстрее. Единое условие - нужно, чтобы предыдущий материал был хорошо усвоен и не вызывал более вопросов или недопонимания.
В подростковом периоде человек выстраивает единую систему миропонимания, свой взгляд на вещи. И если в голове у учащихся возникает хаос от большого количества неупорядоченной информации, адаптироваться во взрослой жизни им будет сложнее.
Поэтому одна из задач учителя школы - дать не только специфические научные знания по своему предмету, но и обширное понимание жизни, практической стороны предмета.
Активные методы обучения
Когда ученику все рассказывают и дают материал в готовой форме, ему становится скучно. Человеческий интеллект более активен, когда ему приходится сталкиваться с преградами, открывать что-то, разгадывать. Чтобы активизировать развивающийся интеллект детей, используют активные методы обучения: решение конкретных вопросов, связанных с темой, двумя группами учащихся или дидактические игры.
Эти методы являются более продуктивными; дети не только учатся с интересом, но и сами выстраивают логические и аналогические связи между понятиями. Метод должен соответствовать цели. А интерактивные и активные методы лучше всего работают тогда, когда целью ставится обобщение пройденного за длительный период материала. Эти уроки всегда запоминаются, и материал, систематизированный таким образом, прочно укореняется в памяти.
Сходства и различия
Еще один хороший метод, позволяющий установить внутренние и внешние связи между элементами темы, - дать задание найти сходства и различия. Принцип систематичности и последовательности подразумевает установление понятных прочных связей между усваиваемым материалом и тем, что уже изучено.
Активный поиск учащимися связей между элементами не только стимулирует интерес к изучению предмета, но и позволяет обучать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.
Выводы
Принципы педагогики необходимо выполнять при построении конспекта урока. Для реализации принципа последовательности преподаватель обязан учитывать то, насколько успешно усвоен его учениками предыдущий материал. И если изученное ранее осталось недопонятым, объяснить еще раз. Новые термины и объяснения всегда воспринимаются с трудом, поэтому должны быть заготовлены довольно наглядные примеры для объяснений. Принцип систематизации гласит, что весь пройденный материал нужно время от времени вспоминать с учениками и проводить с ними обобщающие уроки, на которых они смогут показать свои знания и продемонстрировать ум и логику.
Таким образом, то есть организуя творческий урок, учитель может наиболее полно реализовать принципы прочности, систематичности и последовательности. Без соблюдения этих принципов обучение просто неэффективно.