Статья
Иносказание — это художественный прием или принцип изложения?
0

Иносказание — это художественный прием или принцип изложения?

by admin23.02.2019

Иносказание — явление столь же древнее, как и само искусство. На самом деле о значении слова нетрудно догадаться из его составных частей — «иной» и «сказать». То есть сказать по-иному. Тем не менее это понятие достаточно размыто и многолико.

Два значения слова «иносказание»

В первом, более узком смысле это конкретный литературный прием, синоним аллегории. В то же время последняя является лишь одним из видов иносказания, наряду с символами, иронией, тропами и Эзоповым языком. Подробнее о каждом из них будет сказано ниже.

В широком смысле иносказание — это неотъемлемая часть искусства в принципе. По сути, художественный текст, театральная постановка, кино или музыка сами по себе являются альтернативными способами передать мысли, чувства и идеи. То есть, вместо того чтобы напрямую сказать о страхе, любви, ненависти, справедливости, добре и зле, можно передать все это через историю, музыкальную мелодию или рисунок.

Этот способ передачи опыта человечество придумало еще в древности и выразило в виде устного народного творчества — легенд и мифов, народных песен и танцев. А после — художественной литературы, живописи и театра. Проник этот способ и в архитектуру, благодаря чему мы имеем такое разнообразие стилей и направлений. В девятнадцатом веке люди изобрели кино, и в него тоже проникло иносказание — в виде художественных фильмов. При этом прямой способ выражения мыслей никуда не делся — он также получил развитие в виде таких дисциплин, как публицистика, документалистика, журналистика.

Иносказание в литературе

Конкретные приемы иносказания есть во всех видах искусства. Но при упоминании этого слова чаще всего подразумевается его присутствие именно в литературе. Иносказания, как на уровне стилистических фигур, так и на уровне всего произведения, можно встретить в текстах любой эпохи.

Так, в «Старшей Эдде», собрании скандинавских легенд, в узком смысле иносказание — это кеннинги, то есть слова и фразы, замещающие имена персонажей и предметов. Например: «конь моря» или «вепрь волн» — корабль; «ложе Фафнира» — золото; «лукавый», «мать ведьм», «отец Хель» — бог Локи; «муж Сив» и «убийца йотунов» — бог Тор.

Причем у каждого персонажа или предмета могло быть множество кеннингов, а вот у самого кеннинга — лишь одно замещаемое значение. Это необходимо для четкого понимания.

Таким образом, кеннинг — это иносказание в узком смысле. А в широком смысле под иносказанием следует понимать персонажей и саму историю. Так, боги в «Старшей Эдде» олицетворяют не только природные явления, но еще и конкретные человеческие качества. Один — мудрость, Локи — хитрость и коварство, Тор — смелость и физическую силу. А сюжет о гибели богов — иной способ сказать, что коварство и подлость приводят к наказанию.

С помощью такого анализа можно найти иносказание в любом художественном произведении — как в узком, так и в широком значении. А вот в не художественных текстах можно встретить лишь литературные приемы, которые подпадают под узкое значение.

Боги скандинавских легенд

Виды и примеры иносказания

В узком значении понятие имеет несколько основных видов, часто применяемых в литературе.

Аллегория — замещение объекта или явления художественным образом, представление абстрактного и общего конкретным и частным. Именно это сближает ее с иносказанием. Однако отличия в этих понятиях все же есть, поскольку аллегория — это устойчивый в литературной традиции прием. Примером служат как раз-таки изображения языческих богов в мифологии.

Символ — также изображение абстрактного через конкретное. В отличие от аллегории, призван воздействовать на чувства читателя, вызывая эмоции и смежные образы. Например, змей в Ветхом Завете — символ греха и порока, который должен вызвать отторжение.

Ирония — использование слов в противоположном значении для достижения комического эффекта. Так, глупого называют умным, бездарного человека умельцем, а маленькое — гигантским. При этом с помощью контекста дается понять, что автор имеет в виду обратное.

Тропы, то есть все виды стилистических фигур. Сюда относятся метафоры, олицетворения, эпитеты и прочие обороты. Например, оценочный эпитет «золотой век» означает период богатства и/или культурного и научного просветления.

Мозаика Эшера с иллюзиями

Эзопов язык

Существует целая литературная направленность, основанная на разного рода иносказаниях. Это так называемый Эзопов язык — в честь древнегреческого поэта, который был еще и рабом. Не имея возможности говорить о своих господах прямо, он писал об их пороках посредством иносказательных приемов. Позже так стали называть манеру изложения, при которой автор стремится выразить какую-либо идею в условиях цензуры.

Древнегреческий поэт Эзоп

Цель Эзопова языка — донести мысль до читателя, но так, чтобы ее не уловил цензор. В таких текстах практически каждое предложение «шифруется» символами, иронией и другими приемами. Эзопов язык активно использовался сатириками, например, Михаилом Салтыковым-Щедриным, а позже он стал характерным приемом этого жанра.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *