Загадки с метафорами очень интересны! Чтобы их найти или придумать самому, придется сначала "подковаться" в теории литературы. Но, как бы устрашающе это ни звучало, задание сие весьма увлекательное.
Стоит только начать, и мир преобразится. Вот уже в нем под рыдающими небесами, где готовится исполинский пирог, бродят усатые матери и толстопузые сеньоры. Между ними без устали снует кто-то, похожий на шуструю служанку. В квартире поселяется слон, а на носу у деда – велосипед.
И за всем этим пристально наблюдает очень-очень странный глаз.
Форма краткая, образ емкий
Вам будет интересно:Глобальная деревня: определение понятия, основатель теории
Метафора усиливает языковую образность и речевую выразительность в художественной литературе и искусстве ораторов.
Слово «метафора» произошло от μεταφορά (древне-греческий). В переводе это обозначает:
- перенос;
- переносный смысл.
В нем может употребляться выражение, основа которого – сравнение по общему признаку. Причем сам предмет не называется, а именуется так, как сопоставляемый с ним.
Гость в саду и странный наблюдающий глаз
Это свойство данных тропов делает их благодатным материалом для хитроумных задачек. Загадки с метафорами издавна были популярны. Строятся на основе этих тропов они и сейчас.
№1.
Братья – маленькие детки –
Кучкой собираются,
Друг от друга ни на шаг,
Вам будет интересно:Антропогенная нагрузка — это... Виды, показатели и последствия
Вместе быть стараются.
В сад зашел сегодня гость
И назвал их словом «гроздь».
Всех он ласково погладил по головкам,
Подвязал семью рукою ловкой.
Им до осени силенок
Набираться,
За подол зеленый
Матушкин держаться.
Но присмотрись внимательно,
Ведь есть усы у матери!
(ответ: виноградины в грозди, садовод, лоза)
№2.
Наблюдал за мною раз
Очень-очень странный глаз.
Натуральный цвет белка,
Но какая радужка!
Словно солнце иль луна,
Ярко-желтая она.
И совсем уже нет зрачка!
Что за глаз? Задачка!
(ответ: яичница глазунья)
Очень увлекательно, не правда ли? В этих загадках с метафорами с ответами описываемых тропов несколько:
- виноградины в грозди - детки, маленькие братья;
- все растение целиком - семья;
- матушка – лоза;
- зеленый подол – листва;
- усы – особые отростки, которые служат для роста и поддержки растения.
В случае второй загадки метафора с языка слетает сама почти у каждого, кто когда-либо разбивал куриное яйцо или ел яичницу глазунью. Само название этого блюда метафорично.
Кислое с пресным сравнить интересно
Если же предметы просто уподобляются один другому, речь идет об обороте, называемым сравнением.
Эти стилистические фигуры в высказывании усиливают:
- выразительность;
- эксперссивность;
- многоплановость;
- глубину.
Богатые оттенки смыслов рождают ассоциации в основе загадок с метафорами и сравнениями, стимулируют интерес у слушателя и отгадчика.
Прекрасный цветок, шустрая служанка и хрупкое стекло
Сравнение может быть создано с помощью слов:
- подобный;
- похожий.
№3.
Подобно редкому цветку прекрасна,
Но никогда гербарием не стану.
И не лови меня ты понапрасну, -
В твоем альбоме все равно растаю.
(ответ: снежинка)
№4.
Хрупок, словно тонкое стекло,
На солнце полировкою сверкает.
Стало то им, что вчера текло,
То, что на морозе застывает.
(ответ: лед, вода)
Как и в загадках с метафорами, в зарифмованных сравнениях предмет не называется. Его нужно узнать, выявить по признакам подобия.
5.
Коричнево-сер я, как хлеба буханка,
Но мал и умею летать.
Я шустр, как у строгих хозяев служанка,
Сную, чтобы корм добывать.
Пою незатейливо, точно бубенчик:
Все динь да дилинь об одном.
Я в городе, в поле, в саду, в деревеньке,
Сосед ваш за каждым окном.
(ответ: воробей)
В этой поэтической задачке сравнения созданы с помощью:
- союза как (коричнево-сер, как буханка хлеба; шустр, как служанка у строгих хозяев);
- союза точно (пою незатейливо, точно бубенчик).
С ответами на загадки-сравнениями,(как и с метафорами), не возникнет больших трудностей.
Сотворить лицо
Бывает, человеческие качества или свойства переносят на:
- неодушевленные понятия;
- явления окружающей действительности;
- отвлеченные понятия.
В таком случае используется троп олицетворение. Последнее призвано помочь пишущему или говорящему создать такой художественный образ, который будет:
- неповторимым;
- ярким;
- расширяющим способности слова передать картину мира, какие-либо чувства и ощущения;
- уникальным в передаче своего отношения к тому, что изображается.
Прожорливый сеньор под чихающим небом
Вот еще примеры.
№6.
Красный сеньор смотрит сверху на грядки.
Все у него с аппетитом в порядке.
Воду с солями сосет из земли,
Быстро толстеет, соком налит.
Щеки развесил алые,
Выпятил пузо немалое!
(ответ: помидор)
Олицетворение, делающее из всем известного овоща знатного сеньора, не ново. Еще Джанни Родари в знаменитой «Чиполлино» представил его так.
Так же, как и сказка, только в более сжатой форме, поступает и загадка. Она наделяет ягоду аппетитом. Рассказывается, что некто «пьет», «толстеет», «развешивает щеки» и «выпячивает пузо». Таким образом, растению приписываются человеческие черты.
Хороший способ придумать загадку – олицетворение. Как и с метафорой, с ним получаются колоритные, запоминающиеся строки.
№7.
Небо с утра грустит,
К обеду и вовсе хмурится:
Укрыло лицо в тени.
Я не иду на улицу.
Кашляло очень громко,
Чихало, – земля дрожала.
Насупило темные бровки
И горько так зарыдало!
(ответ: гроза)
Грустят, хмурятся, кашляют, чихают, супят бровки и рыдают обычно люди. Кое-что из этого умеют делать животные. А придание этих качеств небу, тучам, грому и дождю – это олицетворение.
Как отличить, что это: загадки со сравнением или с метафорой?
С олицетворением все понятно. Да и с прочими тоже. А теперь рассмотрим еще примеры.
№8.
Ходит по улицам барыня белая,
Город по крыши засыпала мелом!
(ответ: зима, снег)
Если бы здесь было «время года, похожее на белую барыню» или «засыпала чем-то, выглядящим, как мел», то это было бы сравнение. Но в данном примере метафора.
№9.
На небе случился ох-переполох!
На весь свет решили там испечь пирог.
Но в кухне небесной мешки
Прохудились,
На землю потоки муки
Устремились.
(ответ: снегопад)
В случае, если имелось бы высказывание типа: «потоки чего-то, белого и легкого, точно мука», можно было бы говорить о сравнении. Но здесь также явная загадка с метафорой.
С ответами на следующие задачки переносимся в сферу быта и личного обихода.
№10.
День уборки наступает,
Слоник хобот расправляет.
Там, где он сейчас прошел,
Дышится так хорошо!
Пыль всосал легко и быстро,
И ковер наш снова чистый!
(ответ: пылесос)
№11.
Есть рама и два колеса.
Но не едет он никуда.
Этот маленький велосипед
На носу своем носит дед.
(ответ: очки)
Поскольку сравнения шланга пылесоса с хоботом и очков с велосипедом скрытые, это – загадки с метафорами.
А вот задачка, сочиненная по сказочному сюжету. Она про некий волшебный предмет, который не является ни телевизором, ни телефоном. Но в тридевятом пространстве-времени он выполняет такие же функции и используется со сходными целями. Поэтому можно говорить, что здесь тоже есть метафоры.
№12.
Царевна из сказки старой
Телевизора не имела,
Мобильником не владела,
Но знала все, что хотела,
Царства новости тридевятого.
Что ей помогало, ребята?
(ответ: яблочко на тарелочке)
Приведенные здесь стихотворения – особые упражнения для ума. Интересно разгадывать загадки и полезно использовать их как пособия при изучении литературных приемов.