Преподавание истории в школе предназначено для формирования у подрастающего поколения личностных гражданских качеств, подготовки к жизни в социуме, правовой адаптации выпускников в мире. Существенные изменения произошли в последние годы в российском образовании. В настоящее время решение воспитательных, образовательных, развивающих задач в рамках личностно-ориентированного обучения направлено на саморазвитие и самосовершенствование каждой отдельной личности.
Именно поэтому меняется и характер отношений между детьми и педагогом. Постепенный переход от помощи к поддержке и самостоятельной деятельности ребенка привел к тому, что преподавание истории в современной школе существенно изменилось.
Вам будет интересно:Престол - это что такое? Престол в церковной и светской жизни
Приемы и методы работы
В настоящее время для стимулирования развития познавательного интереса у обучающихся, применяются следующие приемы и методы работы:
-
педагогическая помощь, предполагающая порицание и поощрение, игровую организацию учебной деятельности;
-
поддержка, состоящая в аргументированном выборе содержания учебного занятия, источников, варианта отчетности, режима деятельности, выявления оптимального способа решения поставленной задачи;
-
Вам будет интересно:Подшофе – это хорошее настроение или потеря бдительности?
педагогическое продвижение — это самооценка по схеме, плану, самостоятельная оценка своих достижений, составление схем по определенному событию, подбор занятий для коррекции выявленных проблем.
Преподавание истории в школе предполагает выстраивание учебного процесса так, чтобы в нем было максимальное количество объективной реальности, различных отношений и связей. Благодаря такому варианту обучения, педагог не только ускоряет темп развития каждого ребенка, но и прививает у подрастающего поколения любовь и интерес к своему предмету.
Выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика — это задача, решением которой и является показатель истинного профессионализма педагога.
Качественное преподавание истории и обществознания в школе позволяет воспитывать активных граждан своей страны, которые гордятся ее культурным наследием.
Задачи методики
Достичь оптимального обучения можно только на основе управления, организованного на базе использования современных методов и форм преподавания.
Преподавание истории в школе основывается на специальной программе, объектом которой выступают содержание, формы, организация и методы обучения.
Выстраивается процесс обучения на умении организовать творческую деятельность обучающихся так, чтобы сформировать у них интерес к предмету. Сделать это может только педагог, который обладает качественными знаниями по своему предмету.
С помощью методики изучения истории можно ответить на несколько вопросов:
-
зачем учить (определяет развивающие, образовательные, воспитательные цели общества и государства в зависимости от темы, класса и возраста);
-
чему учить (структура и содержание исторического образования указана в ФГОС);
-
как учить (методы, средства, способы организации образовательной деятельности).
Факторы
Преподавание истории в школе основывается на нескольких факторах, каждый из которых заслуживает детального изучения и рассмотрения.
Цели изучения предмета изменялись на различных этапах формирования государства. Преподавание истории в средней в школе связано с эволюцией общества. В частности, в дореволюционной России ставились следующие цели обучения детей истории:
-
формирование гармоничного сознания;
-
усвоение демократических ценностей;
-
развитие гражданских качеств (законопослушание, преданность Родине) и основ патриотизма;
-
формирование интереса к истории как к предмету.
Реалии
В настоящее время линейное преподавание истории в школе связано со следующими целями:
-
овладение школьниками основных знаний об историческом пути человечества с древних времен и до современности;
-
формирование навыков анализа явлений и событий реальности на основе исторической информации;
-
становление ценностных ориентиров и убеждений школьников на базе гуманизма, исторического опыта, патриотизма;
-
развитие уважения и интереса к культуре и истории своего народа.
Линейная система преподавания истории в школе — это новая образовательная концепция, позволяющая воспитывать человека-патриота, уважающего общечеловеческие и национальные ценности, ориентированного на бережное отношение к окружающей природе.
Отбор содержания обучения истории в РФ
Изменение содержания обучения связано с развитием исторической науки. Методика позволяет отбирать главные факты, основные события, явления всеобщей и отечественной истории, обобщения и теоретические определения.
Выбранное содержание оформляется в качестве Госстандарта, вписывается в учебники, пособия, справочники. Именно этот материал и усваивается обучающимися путем проведения методической работы, предполагающей не только урочную деятельность, но и внеклассные мероприятия.
Методы работы
Для реализации требований ФГОС по учебной дисциплине «История», педагоги используют определенные методы работы:
-
наглядные;
-
словесные;
-
практические;
-
печатно-рукописные (при ознакомлении с историческими текстами).
При правильно продуманной методической организации обучающего и развивающего процесса у подрастающего поколения россиян формируется правильное представление о конкретных исторических событиях, отрабатываются познавательные умения. Ребята учатся отстаивать свою точку зрения на основе исторических фактов.
С методами связаны и формы обучения (групповая, индивидуальная, фронтальная), типы учебных занятий (новый материал, закрепление ЗУН, комбинированный, систематизации и контроля). Средствами учебной работы считают все материалы, которые способствуют организации процесса: рабочие тетради, учебники, исторические фильмы, карты.
Подведем итоги
Результаты обучения свидетельствуют о том, в каком объеме педагогом реализованы цели. Методика обучения истории взаимосвязана с иными науками, в частности, с географией, биологией, философией. К сожалению, современные реалии таковы, что далеко не все учителя истории и обществознания работают на основе конкретных методик, ответственно подходят к своей профессиональной деятельности.
Многие из них «однобоко» относятся к рассмотрению исторических событий, что негативно отражается на восприятии исторической информации подрастающим поколением. Именно поэтому в настоящее время пристальное внимание уделяется именно предмету «История», разрабатывается новое содержание учебника для общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений. Единство теоретического материала, общие методические приемы - все это должно повысить познавательный интерес к предмету у современных школьников.