Статья
Системный метод — это… Системный метод научных исследований
0

Системный метод — это… Системный метод научных исследований

by admin01.11.2018

Системный метод — это практический и теоретический подход, рассматривающий любое явление как цельную систему. С точки зрения его эффектов, система может быть больше, чем сумма ее частей, если она выражает синергию. Изменение одной части системы обычно затрагивает другие ее составляющие и ее саму в совокупности, с предсказуемыми паттернами поведения. Для систем, которые являются самообучающимися и самонастраивающимися, положительный рост и адаптация зависят от того, насколько хорошо они настроены на окружающую среду. Некоторые системы работают в основном для поддержки других, помогая в обслуживании другой системы для предотвращения ее краха.

Цели и задачи

Цель системного метода исследования — последовательно обнаруживать динамику системы, ее ограничения, условия и разъясняющие принципы (цель, меру, методы, инструменты и т. д.). Под системой в данном случае понимается вообще любое явление. Данный метод используется как в естественных, так и в гуманитарных науках. В точных же науках он уже давно считается основополагающей нормой.

Стилизованное изображение системы.

Общая теория систем

Общая теория систем касается широко применимых концепций и принципов, в отличие от концепций и принципов, применимых к одной области знаний. Он отличает динамические или активные системы от статических или пассивных. Активные системы — это структуры активности или компоненты, которые взаимодействуют в поведении и процессах. Пассивные системы — это структуры и компоненты, которые обрабатываются. Например, программа является пассивной, когда она является файлом диска и активна, когда она запускается в памяти. Этот принцип связан с системным мышлением и системным проектированием.

Термин «общая теория систем» исходит из общей теории Берталанфи (GST). Его идеи были приняты другими, включая Кеннета Э. Боулдинга, Уильяма Росса Эшби и Анатолия Рапопорта, работающих в области математики, психологии, биологии, теории игр и анализа социальных сетей. Это — основа метода системного анализа. Без него невозможны точные науки.

Система работы аэропорта.

Социология

Системный метод научного познания был введен в социологию еще на заре возникновения этой науки, в XIX веке. С самого начала социальные науки были важной частью становления этого вида мышления и научного познания. Очень популярными в научных кругах были всеобъемлющие социологические системные модели, которые были предложены Толкоттом Парсонсом с 1950-х годов и Николасом Луманном с 1970-х. Речь идет о теории действий Парсонса и теории социальных систем Лумана. Поскольку объект изучения социологии — это человеческое общество, его начали рассматривать как единую сложную структуру.

Различные науки

Современные формы этого метода появились в разных областях, примером чему являются работы биолога Людвига фон Берталанфи, лингвиста Белы Х. Банати, социолога Толкотта Парсонса, экологов Говарда Т. Одума, Евгения Одума и Фриджофа Капра. Другие хорошие примеры системного метода — это организационная теория управления Питера Сенге; междисциплинарное исследование в таких областях, как «Развитие человеческих ресурсов» из работы Ричарда А. Свансона; идеи таких педагогов, как Дебора Хаммонд и Альфонсо Монтуори.

В качестве трансдисциплинарной, междисциплинарной и мультиперспективной области теория систем объединяет принципы и концепции из онтологии, философии науки, физики, информатики, биологии и техники, а также географии, социологии, политологии, психотерапии (в рамках семейной терапии) и экономики. Системный общенаучный метод, таким образом, служит мостом для междисциплинарного диалога между автономными областями знания.

Системная работа.

Значение

В этом отношении, с возможностью неправильного толкования, фон Берталанфи полагал, что общая теория систем должна быть важным регулирующим устройством в науке, чтобы защищать ее от поверхностных теорий, которые бесполезны в науке и вредны в своих практических последствиях. Другие остаются ближе к концепциям прямых систем, разработанных оригинальными теоретиками. Например, Илья Пригожин из «Центра комплексных квантовых систем» в Техасском университете Остин, изучил новые свойства и предположил, что они предлагают аналоги для естественных структур в живой природе. Теории автопоэза Франсиско Варела и Умберто Матураны представляют собой дальнейшие разработки в этой области. Важные имена в современной системной науке включают Рассела Акоффа, Рузена Баджи, Белу Х.Банати, Грегори Бэйтсона, Питера Бекланда, Барбару Гросс, Брайана Уилсона, Роберта Л. Флуда, Алленны Леонард, Радхики Нагпала, Фриджофа Капра, Уоррена Маккаллоха , Кэтлин Карли, Майкл К. Джексона, Катю Сикара, Эдгара Морина и других.

Структура системы.

В немецкой науке

«Теоретика» (или Lehre), так же как Wissenschaft, имеет гораздо более широкое значение на немецком языке, чем самые близкие русские слова «теория» и «наука». Эти идеи относятся к организованному объему знаний и любому систематически представленному набору понятий, будь они эмпирические, аксиоматические или философские, а многие ассоциируют это понятие с теорией и наукой в ​​этимологии общих систем. Его ближайший эквивалент — слово «обучение». Хотя идея рассмотрения объекта как системы в немецкой науке могла потерять многие из своих корневых значений во время перевода слова, о котором идет речь, что предопределило новый способ мышления о науке и научных парадигмах. Это слово стало широко распространенным термином, используемым, например, для описания взаимозависимости отношений, созданных в организациях.

Психология

Система в этой науке может содержать регулярно взаимодействующие или взаимосвязанные группы действий. Например, отмечая влияние в организационной психологии, поскольку она эволюционировала от индивидуально ориентированной к структурной практичной науке, некоторые теоретики признают, что организации имеют сложные социальные системы. Отделение частей от целого снижает общую эффективность организаций. Поскольку объект изучения этого вида психологии — группы и организации, она частично пересекается с социологией. Это отличает ее традиционных психологических моделей, которые сосредоточены на отдельных лицах, структурах, отделах и подразделениях, частично отделенных от целого (т. е. от общества), вместо того, чтобы распознавать взаимозависимость между группами людей, структурами и процессами, которые позволяют организации функционировать.

Педагогика

Подобные идеи встречаются в теориях обучения, которые развиваются из одних и тех же фундаментальных понятий, подчеркивая, каким образом понимание отдельных частей приводит к пониманию действий целой группы. Фактически, организмическая психология Берталанфи параллельна теории обучения Жана Пиаже. Некоторые считают, что междисциплинарные перспективы критически важны в отрыве от моделей возраста и мышления. В современной работе Питера Сенге подробно обсуждается общепринятая критика образовательных систем, основанная на традиционных предположениях об обучении, включая проблемы с фрагментированными знаниями и отличие целостного обучения от «машинного мышления», которое стало «образцом» для всех школ. Таким образом, некоторые теоретики систем пытаются вывести альтернативные и развитые идеи из ортодоксальных теорий, которые имеют основания в классических предположениях, включая таких людей, как Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм в социологии, и Фредерик Уинслоу Тейлор в философии науки. Теоретики искали целостные методы, разрабатывая концепции, предметом изучения которых были бы различные системы.

системный метод это

Дальнейшее развитие теорий

Акцент с теорией систем смещается от частей «самих по себе» к способам их организации, распознавая их взаимодействия как нестационарных и постоянных, но динамических процессов. Некоторые совместили обычные замкнутые системы с разработкой перспектив их открытых аналогов. Этот сдвиг произошел от абсолютных и универсальных авторитетных принципов и знаний, до относительного и общего концептуального и перцептивного знания и по-прежнему остается в традиции теоретиков, которые стремились предоставить средства для организации человеческой жизни. Иными словами, теоретики переосмысливали предыдущую историю идей; они не потеряли их. Системный метод — это универсальный инструмент, позволяющий также переосмысливать устаревшие теории, концепции и идеи.

Биология

Системная биология — это особое ответвление биологии, которое опирается на несколько тенденций исследований в этой сфере. Ее сторонники описывают эту дисциплину, как область междисциплинарного исследования на основе биологии, которая фокусируется на сложных взаимодействиях в биологических системах, утверждая, что она использует новую перспективу (холизм вместо редукционизма). В частности, начиная с 2000 года, бионауки используют этот термин довольно широко и в различных контекстах. Часто заявляемая амбиция системной биологии — это моделирование и обнаружение возникающих свойств, которые представляют свойства структур и позволяют грамотно и последовательно их описать. Считается, что Людвиг фон Берталанфи, возможно, придумал этот термин в 1928 году.

Экология

Системная экология — это междисциплинарная область экологии, подмножество науки о Земле, которая применяет комплексный подход к изучению экосистем. Эту науку можно рассматривать как применение общей теории систем к экологии. В основе этого подхода лежит идея о том, что экосистема обладает сложной структурой, демонстрирующей противоречивые свойства. Эта область знаний фокусируется на взаимодействиях и транзакциях внутри и между биологическими и экологическими системами, и особенно, связана с тем, как на их функционирование может влиять вмешательство человека. Она использует и расширяет понятия из термодинамики и разрабатывает другие макроскопические описания сложных построений в рамках экологии.

Кибернетическая система.

Инженерия

В современной инженерии — это междисциплинарный подход и средство для реализации и внедрения успешных систем. Его можно рассматривать как применение технических методов для проектирования систем, а также применение структурного подхода к инженерным усилиям. Системная инженерия объединяет другие дисциплины и специализированные группы в коллективные усилия, формируя структурированный процесс разработки, который исходит от концепции к производству до эксплуатации и утилизации. Системная инженерия рассматривает как бизнес, так и технические потребности всех клиентов с целью предоставления качественного продукта, который удовлетворяет потребности потребителей.

Структурная психология

Структурная психология — это отрасль психологии, которая изучает человеческое поведение и опыт в сложных структурах. Основы системного подхода в этой отрасли психологии берут начало из теоретической работы Роджера Баркера, Григория Бейтсона, Умберто Матураны и других прославленныъ ученых. Она подразумевает подход в психологии, в котором группы и индивиды рассматриваются как системы в гомеостазе. Структурная психология включает в себя область инженерной психологии, но, кроме того, больше интересуется социальными системами и изучением мотивационного, аффективного, когнитивного и группового поведения, которое также широко изучается и в инженерной психологии. В структурной психологии характеристики организационного поведения, например, индивидуальные потребности, вознаграждения, ожидания и атрибуты людей, взаимодействующих с системами, — рассматриваются как важный и интересный процесс. Системный метод — это основа структурной психологии.

Кибернетика

Тема кибернетики стала популярной в конце XIX века, что привело к публикации ряда тематических произведений — например, «Кибернетика Винера» в 1948 году и «Общая теория систем» фон Берталанффи в 1968 году. Кибернетика возникла больше из инженерных областей и биологии. Обе науки, возможно, взаимно дополняли друг на друга, оказывая очень большее влияние на зарождающуюся кибернетику. Для того чтобы начать реализовывать теории первых кибернетиков, нужно было понять, каким образом можно рассмотреть объект как систему.

Фон Берталанффи специально делает различие между областями, отмечая влияние кибернетики. В его самой известной работе, упомянутой выше, теория систем отождествляется с кибернетикой и теорией управления. Сейчас считается, что это не совсем верно. Кибернетика как теория механизмов управления в технологии и природе, основанная на концепциях информации и обратной связи, является частью общей теории систем. Эта модель имеет широкое применение, но не должна отождествляться со структурой системы в целом.

Элементы системы.

Джексон также утверждает, что фон Берталанффи был проинформирован о трехтомной тектологии Александра Богданова, опубликованной в России в период между 1912 и 1917 годом, и переведенной на немецкий язык в 1928 году. Он также заявляет, что концептуальная часть общей системной теории (GST) впервые была введена Богдановым. Аналогичной позиции придерживаются и немецкие ученые, работающие в этой научной области. Однако Людвиг фон Берталанфи даже не упомянул Богданова в своих работах. Тем не менее, метод системного анализа, лежащий в основе кибернетики, был впервые разработан именно нашим соотечественником.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *