Статья
Знаки препинания при обособленных определениях: правила и примеры упражнений
0

Знаки препинания при обособленных определениях: правила и примеры упражнений

by admin02.11.2018

В человеческой речи информация передается не только словами, но и невербальными средствами: мимикой, паузами, жестами, интонациями, выражением. С помощью этих коммуникативных инструментов обосабливаются отдельные слова или целые предложения. Так им придаются различные смысловые оттенки и более самостоятельная роль. На письме обособление достигается знаками препинания. Без их помощи очень сложно полно и корректно передать мысли, идеи.

Особенно это становится значимым при обособлении определений, которые выполняют в предложении важнейшую роль: поясняют и описывают главные члены, изображают разнообразные ситуации, феномены и предметы. Именно определения, наряду с другими второстепенными членами, часто становятся основными носителями смысла, запечатленного в предложении. Поэтому необходимо верно расставлять знаки препинания при обособленных определениях, обстоятельствах и дополнениях.

Правильная пунктуация в данном случае становится не только вопросом грамотности, но и непременным условием для точной передачи информации. Ведь порой отсутствие в предложении запятой или неверная ее постановка заметно изменяют суть. Чтобы этого не случилось, нужно уверенно разбиваться в правилах постановки знаков препинания при обособленных определениях. Таких правил не очень много, они просты в понимании. Закрепить и отточить знания лучше всего с помощью упражнений.

С личными местоимениями

Относясь к любым личным местоимениям, все виды определений всегда выделяются запятыми, обособляются. В этом случае всегда ставятся знаки препинания при обособленных согласованных определениях и несогласованных. Примеры:

  • «С мокрыми от воды волосами, ты вышла из моря».
  • «Я, раздраженный и расстроенный, не совладал с эмоциями».
  • «Задумчивый, он не заметил, как пришел домой».
  • «Она, опьяненная любовью, позабыла о времени».
  • «Мы, с бритыми головами и желтых одеждах, походили на буддийских монахов».
  • «Поражаюсь, что вы, с такими длинными руками, не можете достать чемодан».
  • «В роскошных вечерних платьях, они приковывали взгляды».

Знаки препинания при приложениях

И обособленные определения, выраженные в виде приложений, подчиняются похожему правилу, если они зависят от нарицательного существительного. Пример:

  • «Их дядя, генерал авиации, жил в Оренбурге».
  • «Генерал авиации, их дядя жил в Оренбурге».

Если приложение зависит от имени собственного, то обособляется лишь в том случае, когда оно стоит после главного слова. Пример:

  • «Карпов, генерал авиации, жил в Оренбурге».
  • «Генерал авиации Карпов жил в Оренбурге».

Приложение выделяется запятыми при условии, что оно находится после главного слова:

  • «К нам в купе зашел моряк, парень лет двадцати».
  • «Его сосед, дальнобойщик, подолгу не бывал дома».

Приложение, имеющее большое смысловое значение и стоящее в конце предложения, часто выделяют тире. Пример:

  • «Заканчивался декабрь – самый суматошный месяц года».
  • «Сын повесил на стену плакат Джеймса – лучшего баскетболиста современности».

Леброн Джеймс

Определения, которые оторваны от главного слова

Данное правило регламентирует постановку знаков препинания при обособленных определениях несогласованных и согласованных. Определение должно обязательно выделяться с обеих сторон запятыми, если между ним и определяемым словом располагаются другие слова. Причем, предпочтительней использовать тире, а не запятую, при условии, что определение заканчивает предложение. Примеры:

  • «Их разбудил стук в кованую дверь – тяжелый, гулкий».
  • «Мама внимательно слушала меня, печальная, догадавшаяся обо всем, и молчала».
  • «Ира ворвалась в зал – в бирюзовом платье и диадемой в волосах».
  • «Со спутанной бородой и в неказистых лохмотьях, вышел из леса странник, опираясь на палку».
  • «Алые и зловещие, сияли в черной тьме глаза».

Глаза во тьме

Распространенные причастия или прилагательные

Знаки препинания при обособленных определениях ставятся всегда при условии, что находятся в предложении после главного слова, а также являются причастным оборотом или распространенным прилагательным, с одним или несколькими зависимыми словами. Примеры:

  • «Речка, бегущая мимо лугов, раздулась от дождя».
  • «Котенок, заснувший на кресле, дергал во сне ногами».
  • «Его руки, темные от грязи и загара, вызывали у меня неприязнь».
  • «Ветви, тяжелые от яблок, заметно согнулись, почти касаясь травы».

Яблоки на ветках

Два и более последовательных одиночных согласованных определения

Данное правило справедливо всегда, когда перед главным словом стоит как минимум еще одно относящееся к нему определение, обычно в виде одиночного прилагательного. Если его нет, то в предложениях знаки препинания с обособленными определениями ставятся по выбору автора с учетом смысловой и интонационной нагрузки определений. Примеры:

  • «Лысый мужчина, раздраженный и торопливый, нервно мял шляпу».
  • «Мы плыли в деревянной лодке, старой и протекающей».
  • «Водопад, высокий, стремительный, вдруг появился прямо перед нами».
  • «От заката летнего и прекрасного затрепетала душа».

Летний закат

Согласованные определения, обладающие дополнительным значением

Выделяются на письме распространенные или одиночные определения, заключающие в себе значение причины, условия или другого обстоятельства. Знаки препинания при обособленных определениях подобного типа ставить довольно просто, заменяя определение равнозначным в смысловом плане предложением, начинающимся с союза «потому что» или «если». Примеры:

  • «Обиженный другом (потому что обиделся на друга), папа решил не идти на работу».
  • «Усталая (потому что устала), мама решила не готовить».
  • «Заинтересованный темой (потому что заинтересовался темой), класс начал слушать».
  • «Девушке, влюбленной (если она влюблена), сложно не поделиться чувствами».
  • «Испуганный шумом (потому что испугался), котенок встопорщил шерсть на спине».

Испуганный котенок

Несогласованные определения, которые выражаются существительными в косвенных падежах

Знаки препинания при обособленных определениях в данном случае ставятся, если смысловое значение определений ярко выражено и имеет явную самостоятельность. Причем обособление необходимо в любом варианте: стоит ли главное слово после или до определения. Примеры:

  • «Этот кот, с рыжей шерстью, хочет есть».
  • «Больше всех в очереди кричал мужчина с усами, в черной куртке».
  • «На гоночном мотоцикле, в кожаной одежде, девушка была неотразима».

Девушка на мотоцикле

Определения-инфинитивы и выделительные знаки препинания при них

Обособленные определения, представляющие собой инфинитив, являются несогласованными и на чаще обособляются в конце предложения знаком тире, в середине — двумя тире или тире и закрывающей запятой. Примеры:

  • «Родители мучительно решали давнишней вопрос – ехать или не ехать – за себя и за детей».
  • «Перед Олегом встала дилемма – потерять друга или сохранить деньги, которые сейчас так были нужны».
  • «Нам остается один выход – играть и победить».

С именами собственными

Тут расставить знаки препинания при обособленных определениях не составляет труда. Расположенное рядом с именем собственным несогласованное определение можно смело выделять запятыми. Причем обособление необходимо в любом варианте: стоит ли главное слово после или до определения. Примеры:

  • «Алена Косачова, в полосатом платье, в красных сапогах, вызывающе смотрела на окружающих».
  • «С развесистыми усами и длинным чубом, Олег напоминал казака».

Сочетание несогласованных определений с одним или несколькими согласованными

Если образуется ряд однородных членов из последовательных несогласованных и согласованных определений. Причем обособление необходимо в любом варианте: стоит ли главное слово после или до определения. Примеры:

  • «Женщина, веселая, в зеленом сарафане, забежала в музей, прячась от ливня».
  • «Рыбак, мокрый, грязный, в огромных сапогах, вышел из реки».
  • «Крепкий, с аппетитной пенкой, утренний кофе взбодрил меня одним своим видом».

Веселый кофе

Упражнения

Школьники изучают определения в 8 классе. Обособленные определения, знаки препинания и правила их использования, конечно, можно постигать и вне школьной программы. Со временем даже бывшие отличники могут позабыть некоторые нормы постановки запятых и тире. Лучшим способом освежить в памяти правила или глубже понять и запомнить их становится прохождение тестов и решение упражнений по теме обособленные определения.

Простого заучивания правил и разбора нескольких примеров зачастую недостаточно, чтобы овладеть во всех нюансах обособлением определений. Правила емко и логично упорядочивают всевозможные случаи пунктуации и являются удобным руководством к действию, у человека, вызубрившего их, может возникнуть иллюзия знания и уверенность, что он застрахован от возможных ошибок. Однако русский язык многогранен и гибок. В нем множество случаев, способных озадачить даже специалистов-языковедов.

В таких случаях одного безупречного знания правил мало, требуется также языковое чутье, опыт, логическое мышление. Работа с упражнениями развивает все эти навыки. Упражнения совершенствуют языковое чутье, заставляют думать и смотреть на текст не в качестве пассивного читателя, а более активно, как на сложную и интересную задачу. Одновременно растет опыт, который впоследствии помогает по аналогии расставлять знаки препинания в особо сложных случаях. Упражнения позволяют лучше постичь правила обособления, применяя их в разных языковых ситуациях.

В нынешний век информационной революции найти необходимый учебный материал не составляет труда. Не нужно идти в библиотеку или искать учителя русского языка, все есть в интернете в совершенно свободном доступе. Причем отыщутся упражнения на любой вкус: для различного уровня подготовленности; для точечной работы с определенным правилом; для подготовки к экзамену или просто для повышения собственной грамотности. Ниже в качестве примера приведен ряд типовых упражнений по теме «Обособленные определения».

Первое упражнение: объясните знаки препинания при обособленных определениях.

  • «Он, стремительный и ловкий, успел схватить мяч, опередив соперников».
  • «Причесанный, надушенный, в безупречном костюме, я выглядел настоящим франтом».
  • «Мой отец, известный ученый, с детства привил мне любовь к знаниям».
  • «Иванов, филантроп и большой оригинал, вновь удивил общественность крупным взносом в один из фондов».
  • «Церковные свечки, тонкие, хрупкие, ярко освещали храм».
  • «Щенок, вцепившийся в палку, рычал, но при этом бешено вилял хвостом».
  • «Его пальто, белое от снега, было брошено в коридоре».
  • «Хвойные ветви, еловые и сосновые, оставляли на одежде иглы».
  • «Заснувшие после обеда, друзья не попали на дневной сеанс».
  • «Рассмеявшаяся шутке, девочка уже не могла продолжать рыдать с той же безутешностью».
  • «Старый узбек, с огромной ложкой в руке, задумчиво мешал плов в плоском казане».
  • «С розовой грудкой и черной головой, снегирь ярко выделялся на фоне безукоризненно белого снега».
  • «Игнат жил одним настойчивым желанием – угодить любимой во всем».
  • «Алена, в синих джинсах, с телефоном в руках, поздоровавшись, села напротив».
  • «Луна, полная, налившаяся серебром, неспешно поднималась над лесом».

Второе упражнение: расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные определения.

  • «Они испуганные и потрясенные смотрели на экраны не в силах отвести глаз».
  • «С нами на море отдыхала соседский сын подвижный мальчишка лет семи».
  • «Лошади буквально летели по лугу стремительные грациозные».
  • «Старинный костел темный от времени величаво возвышался над городом».
  • «Студент блистательно сдавший экзамены официально стал дипломированным инженером».
  • «Теплый батон мягкий и ароматный моментально напомнил о том как давно они ели».
  • «Ему сытому было сложно понять поведение этих опустившихся и оголодавших людей».
  • «Темнота в горах наступает стремительно звездная и прохладная»
  • «Ослепленный ее красотой мужчина не замечал в избраннице изъянов и очевидных недостатков».
  • «Певица вся в перьях и золоте лихо выплясывала на сцене приводя зрителей в исступление».
  • «Уже окончательно отчаявшись мы нашли в подвале Шарика в грязи напуганного».
  • «Игроки были воодушевлены общей идеей непременно победить».
  • «Артем высокий жилистый был идеально сложен для волейбола».
  • «Член РАН Артемьев не чурался работы с начинающими учеными».
  • «Долгий и сложный разговор между прежде непримиримыми бригадами закончился устроившим всех решением – работать сообща».
  • «Его жалобное мяуканье и брошенный вид вызывали настойчивые желания обогреть защитить накормить».
  • «Охваченная материнским чувством птица кинулась на оторопевшую лису».
  • «Просунувшийся он сначала не понял где находится но затем с удовольствием разглядел сквозь листву море синее и манящее».

Третье упражнение: объясните знаки препинания при выделенных обособленных определениях, указав, в каких случаях они обязательны, а в каких ставятся по выбору автора.

  • «Ксения, с горькой усмешкой на лице, выбежала из комнаты».
  • «Наступил март – первый месяц долгожданной весны».
  • «Цветок, тоненький и жалкий, цеплялся за стену, незаметно даря миру свою красоту».
  • «Крошечное создание, вздрагивающее от любого звука, через год превратилось в пса, крупного и зубатого».
  • «Мой приятель, шеф-повар, даже на пикниках не может отвлечься от работы».
  • «Тучи вызывали у нас сильную тревогу — черные, тяжелые».
  • «От его слов, язвительных и несправедливых, хотелось плакать».
  • «Голодный, муж затеял спор, выдумав для него пустой повод».
  • «Все службы получили строгое указание – заблокировать определенные сайты и социальные сети».
  • «Мысли, мрачные, жалящие, неотвязные, заполонили его голову, лишили сна, превратили ночи и дни в постоянную муку, не прекращающуюся ни на миг».
  • «Двухэтажные дома, опустевшие, с выбитыми окнами, тесно обступили улицу и вызывали в душе одно побуждение – убраться поскорее прочь».
  • «Президент, подтянутый и бодрый, первым двинулся к гостю, на ходу протягивая руку».
  • «Бабочка, маленькая, с радужными крылышками, зигзагами металась между рамами».

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *