Статья
Одушевленные и неодушевленные существительные — как определить? Одушевленные и неодушевленные существительные
0

Одушевленные и неодушевленные существительные — как определить? Одушевленные и неодушевленные существительные

by admin06.11.2018

Как определить: одушевленные или неодушевленные существительные перед нами? Общепринятая практика рекомендует задать вопрос «кто?» к одушевленному, а вопрос «что?» к неодушевленному имени существительному. Можно, конечно, и таким путем пойти, только какой вопрос можно отнести к слову «покойник»? Он «кто?» или «что?». Категорию одушевленности к этому понятию можно применить весьма условно… А что можно сказать о таком персонаже русских сказок, как леший? Его можно отнести к одушевленным существительным, или он в противоположной категории? Вопросы, вопросы… попробуем найти ответы.

Живая и неживая природа

Все, что нас окружает, в русском языке определяется именем существительным. Оно представлено двумя категориями: одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Суть этих понятий кроется в их корне: он у них один — «…душ…» и, стало быть, слова эти — однокоренные. Что же касается того, как определить одушевленные и неодушевленные существительные, то рассмотрим их кардинальное отличие друг от друга.

Смысл слова «душа» достаточно всеобъемлющий и восходит к понятиям «живое» и «мертвое». Если некая часть окружающего нас мира определяется словом и имеет отношение к «душе» как фрагмент живой природы, то мы здесь имеем дело с одушевленным существительным.

Если более предметно подойти к смыслу понятия «живая природа», то оно означает ту часть окружающего мира, которая имеет отношение к процессу жизни, т. е. самостоятельному движению, физиологическим проявлениям, в частности, дыханию, воспроизведению, питанию и т. п.

Кошачьи мордочки

Соответственно, понятие «неживая природа» несет совершенно противоположную смысловую нагрузку, и слова, определяющие подобные фрагменты нашего окружения, относятся к категории неодушевленных имен существительных.

Задаем вопросы

Переходим к вопросительной части. Как известно, имена существительные склоняются по падежам и отвечают на вопросы «кто?» или «что?». Согласно правилу, к одушевленным именам существительным имеет отношение вопрос «кто?», а к неодушевленным — «что?». И здесь, вроде бы, все просто: надо задать нужный вопрос к существительному — и все становится на свои места.

Перейдем к примерам. Определим категорию слов: щенок, соловей, рыба, ребенок, учитель. Все они, разумеется, относятся к живой природе, и к ним уместно задать вопрос «кто?».

Переходим к следующему словесному ряду: стол, кровать, тетрадь, карандаш, дерево, телефон. Этот список из неживой природы, и перечисленные существительные отвечают на вопрос «что?».

Теперь разберем слово «мертвец» с точки зрения его принадлежности к живой или неживой природе. Возникает тупиковая ситуация, и здесь необходим другой путь.

Они «иные»…

В русском языке существует группа слов, которая не укладывается в рамки понимания как живой природы, так и неживой.

Вышеупомянутое слово «мертвец» относится именно к таким понятиям. И обычный алгоритм действий, применяемый для определения одушевленных и неодушевленных имен существительных, здесь не работает. Тогда как быть в этих случаях? В спорных случаях можно вспомнить правила склонения имен существительных.

Ангел смерти

Воспользуемся пошаговой инструкцией для того, чтобы узнать, как определить одушевленные и неодушевленные существительные:

  • Склоняем слово «мертвец» в родительном падеже, употребляя множественное число: нет (кого, чего?) мертвецов.
  • То же самое делаем с множественным числом в винительном падеже: вижу (кого, что?) мертвецов.
  • Вывод: оба ответа на падежные вопросы идентичны друг другу, следовательно слово «мертвец» относится к одушевленным существительным.

Если так же просклонять слово «покойник», то в результате получим подобный ответ.

  • Особый подход в данном контексте к мужским именам собственным и существительным мужского рода. Если их просклонять в единственном числе, то можно увидеть, что в винительном и родительном падежах они идентичны.

«Мертвая натура»

Применяем тот же порядок действий для того, чтобы выяснить, как определить одушевленные и неодушевленные существительные и в чем их отличие:

Поле битвы

  • Задаем вопросы родительного падежа к слову «труп», поставив его во множественном числе: нет (кого, чего?) трупов.
  • Повторяем эти же действия с винительным падежом: вижу (кого, что?) трупы.
  • Вывод: слово «труп» относится к неодушевленным существительным, т. к. при склонении формы слова изменились.

Применяя данное правило, вы сможете всегда отличить одушевленные и неодушевленные существительные с учетом их природы.

Понятия «с секретом»

Русский язык, как шкатулка с секретом полон тайн, касающихся тем жизни и смерти. Так, понятия, не имеющие отношения к жизни, могут переводиться в область живой природы. Рассмотрим примеры:

  • Как уже выяснилось выше, слова «мертвец», так же как и «покойник» относятся к одушевленным существительным, вследствие того, что ранее они проявляли признаки жизни.

Леший из сказки

  • Человек в силу своего желания наделяет душой определенные объекты, не являющиеся явной реальностью, переводя их в сферу живой природы. К таким понятиям относятся Бог, леший, домовой.
  • В определенных случаях неодушевленным предметам придаются свойства живых персонажей, наделяя их всеми качествами личности. Наглядный случай — шахматные фигуры.

По законам прайда

  • Еще происходит перевод неживой природы в живую при объединении множества разрозненных элементов в единую сущность, представляющую собой своего рода «коллективный разум».

Ребячьи игры

Так происходит с понятиями прайда, стаи, народа, коллектива.

Средний род

Итак, мы разобрались с одушевленными и неодушевленными существительными «иного» происхождения.

Стая бабочек

Рассмотрим еще одну разновидность понятий живой природы. Сюда входит средний род одушевленных существительных, таких как насекомое, имеющее отношение к живым организмам; млекопитающее, также обладающее всеми живыми признаками.

  • Ко всем подобным представителям живой природы уместен вопрос «кто?», а также определение «оно мое».
  • Часто можно услышать обращение к малышу: дитя или чадо. Эти существительные также подразумевают живое существо среднего рода, ввиду невозможности определиться с мужским или женским родом младенца без дополнительных уточнений.
  • Понятия, имеющие отношение к мифическим персонажам, например, «чудовище» — представляют собой существительные, относящиеся к категории одушевленных и к среднему роду. Они также обладают качествами живых существ.

Теперь вы знаете, что делать в случае затруднений с определением одушевленного или неодушевленного существительного.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *