- Определение
- Ключевые признаки
- Цели и задачи
- Средства обучения
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Нормативно-правовые документы
- Учебно-программные, планирующие документы
- Программное, информационное, материально-техническое обеспечение
- Особенности разработки
- Сопровождение производственной деятельности
- Раздел "Курсовое проектирование и курсовые работы"
- Сборник "Итоговая аттестация"
- Самостоятельная работа обучающихся
- Учебные материалы
- Дополнительно
- Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению
- Заключение
Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации ФГОС является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение. Более опытные преподаватели, возможно, предпочтут не использовать готовые разработки, а будут составлять собственные материалы. Начинающим же педагогам без наработок других специалистов просто не обойтись. Что такое учебно-методическое обеспечение учебного процесса? Что в него входит? Для чего оно нужно? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.
Определение
Вам будет интересно:Шестиугольная призма и ее основные характеристики
Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы процесса.
Ключевые признаки
Учебно-методическое обеспечение дисциплины, специальности, предмета, раздела, модуля и пр. представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:
- отражать суть подготовки, обоснование уровень освоения материала;
- включать в себя дидактический материал, соответствующий организационной форме образовательного процесса, позволяющий обучающемуся достичь необходимого уровня освоения материала;
- предоставлять учащимся возможность в любое время проверить результаты и эффективность своей работы, самостоятельно проконтролировать и скорректировать учебную деятельность;
- включать объективные методы оценки качества образования со стороны педагогов и администрации учебного заведения.
Вам будет интересно:Как написать письмо учителю? Образец письма учителю от ученика
Обеспечение дисциплины, модуля, специальности, предмета, темы и пр. должно полностью охватывать основное содержание учебного материала. Комплексность выражена в том, что изучение каждого последующего узлового вопроса по содержанию обучения по каждому разделу (теме) программы обеспечивается оптимальным минимумом инструментов и средств обучения, документацией, благодаря которым повышается качество всего процесса в целом.
Цели и задачи
Для преподавателя учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо для детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия той или иной дисциплины в программах различных специальностей и последующего их сведения в единую логическую систему.
Вам будет интересно:Пополняем словарный запас: дебош — это...
Обучающемуся комплекс дидактических материалов помогает получить знания о теоретических и практических основах изучаемого предмета.
В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения учебного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.
Средства обучения
Их разделяют на следующие группы:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Неотъемлемыми его элементами являются:
Нормативно-правовые документы
В этом разделе учебно-методического обеспечения предмета должны присутствовать:
Учебно-программные, планирующие документы
В этом разделе должны присутствовать:
- календарно-тематический план (КТП);
- индивидуальный план педагога;
- комплект планов всех учебных занятий, технологических, инструкционных карт;
- программа.
Учебно-методическое обеспечение формируется из:
- конспектов лекций;
- учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в электронной форме;
- альбомов, каталогов, справочников;
- методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ, практических заданий;
- указаний по изучению предмета, разделов, тем и отдельных элементов;
- авторских разработок;
- методических рекомендаций по организации внеаудиторной работы учащихся;
- тем рефератов, курсовых и других исследовательских работ, рекомендаций по их выполнению;
- тематических разработок и рекомендаций по подготовке к семинарам, выполнению проектных, творческих, исследовательских работ;
- тематических "копилок" – комплектов технологических задач и ситуаций;
- положений, методических рекомендаций по проведению викторин, конкурсов, олимпиад, ролевых игр;
- комплекса средств оценки для текущего, периодического и итогового контроля качества знаний обучающихся;
- методического комплекта "входного" контроля знаний;
- системы контроля уровня знаний по предмету;
- критерии оценки навыков, умений, знаний, практического опыта по всем формам контроля;
- документации по мониторингу качества усвоения дисциплины с планом корректирующих мер.
Вам будет интересно:Кто такой эмир? И правитель, и мужское имя
Программное, информационное, материально-техническое обеспечение
В этом разделе должны присутствовать перечни:
- оборудования, материалов, инструментария, имеющихся в мастерской, лаборатории, кабинете;
- основной и дополнительной методической и учебной литературы по предмету;
- технических средств, используемых в обучении;
- информационных и программных ресурсов.
Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения рабочей программы включает в себя:
Особенности разработки
При формировании учебно-методического обеспечения курса (модуля, дисциплины) педагог руководствуется планом предметной комиссии и индивидуальным планом. Непосредственная разработка осуществляется преподавателями, ведущими соответствующий курс, модуль, предмет.
Педагоги, формирующие учебно-методическое обеспечение программы (учебного процесса), отвечают за его содержание. Материалы, включенные в его состав, подлежат обсуждению на заседании предметной комиссии. Контрольно-оценочные документы, рабочие программы должны быть утверждены замдиректора по учебной работе, а программы по промежуточной аттестации (в форме экзамена, в т. ч. комплексного), комплекты контрольно-оценочных инструментов и средств утверждаются замдиректора по учебно-производственной работе. Рабочие программы учебно-производственной практики, комплекты оценочных средств для квалификационных экзаменов по профессиональным модулям согласовываются с представителями работодателя.
Контроль качества элементов, включенных в состав учебно-методического обеспечения, осуществляется председателем предметной комиссии и методистом. Контрольный экземпляр хранится в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.
Сопровождение производственной деятельности
Учебно-методическое обеспечение практики состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам профессиональной деятельности. В него входят:
Раздел "Курсовое проектирование и курсовые работы"
Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса дисциплины, если в плане предусмотрено время на курсовое проектирование. Если проект или курсовая является комплексной работой, т. е. объединяет 2 и более предметов, наличие этих материалов необязательно.
Речь, в частности, о:
Сборник "Итоговая аттестация"
Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект "Дипломное проектирование или дипломные работы". Он включает в себя:
Самостоятельная работа обучающихся
Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки специалистов.
Комплект "Самостоятельная работа обучающихся" – это сборник учебно-методических материалов для организации процесса внеаудиторного освоения дисциплин, приобретения профессионального опыта. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых дисциплин. Кроме этого, в комплект входят метапредметные (междисциплинарные) разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру:
Вам будет интересно:Непомерный – это и неохватный, и неразумный одновременно
Учебные материалы
В этот комплект входят:
В качестве источников для создания таких материалов вполне можно использовать обычные учебники, аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.
Дополнительно
Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:
Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?
Разработку целесообразно осуществлять для:
Заключение
Детальное описание отдельных элементов образовательного процесса, действий обучающегося, педагога и администрации учебного заведения, направленных на достижение поставленных в программе целей, - это и есть комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО). Это понятие можно рассматривать в двух смыслах.
Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать КУМО как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов, проект описания педагогического процесса, готового к реализации.
Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения.
Качество и эффективность КУМО определяется рядом факторов. Речь, в частности, о:
Существует ряд формальных признаков, по которым можно определить эффективность применения учебно-методических материалов, - это целенаправленность, научность, комплексность, системность, вариативность, действенность, практическая направленность, диагностируемость и пр.