14-11-2018 11:02

А. Пушкин "Песнь о вещем Олеге": жанр и идея

Литературное наследие А. Пушкина чрезвычайно велико и разнообразно, но особое место в его творчестве всегда занимало обращение к истории. Это касается и знаменитой «Песни о вещем Олеге», определяемой специалистами как баллада.

Что предполагает подобный жанр и почему именно к нему обращается поэт, создавая повествование об известном князе?

Особенности жанра

«Песнь о вещем Олеге» Пушкин писал на основе древнерусской летописи. Именно обращение к историческому сюжету и обусловливает часто создание баллады, в частности, исторической. Вообще, баллада – лиро-эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и характеризующееся напряженным сюжетом. В случае с «Песнью…» Пушкина – это предсказание князю смерти от любимого коня, и затем гибель его уже от праха верного друга.

Тайны "Аненербе": история, артефакты, архивыВам будет интересно:Тайны "Аненербе": история, артефакты, архивы

Олег на могиле коня

Другие признаки баллады – строгая композиция с завязкой, кульминацией и развязкой; сильные герои-личности; мистическое или таинственное событие, влияющее на судьбу главного персонажа; чувства автора переплетаются с настроением и переживаниями создаваемых им образов.

Как же проявляются черты баллады в произведении А. Пушкина?

«Песнь о вещем Олеге»: жанр и сюжет

На первый взгляд, поэт просто повествует о подвигах реального исторического деятеля. Русский князь Олег, прозванный вещим за свой острый ум, мудрость, дальновидность, способность противостоять даже самым коварным врагам – Пушкин в «Песни о вещем Олеге», жанр которой баллада, вспоминает, например, о славном походе на Царьград - встречается с кудесником, предсказавшим ему смерть от коня, с которым князь никогда не расставался. Встречу трудно назвать случайной, поскольку главного героя беспокоит его дальнейшая судьба. И уже здесь мы видим признаки баллады как жанра: славный воин, действительно сильная и героическая личность, пытается заглянуть в будущее.

встреча князя с кудесником

После разговора с волхвом, Олег пытается обмануть судьбу и приказывает удалить от себя коня. Через несколько лет, узнав, что верного друга больше нет в живых, князь ропщет на кудесника и отправляется к месту, где покоится прах боевого друга. Здесь-то он и принимает смерть от змеи, выползшей из черепа. Скорее всего, данный эпизод из жизни исторического деятеля является мистическим, но суть его в том, что предсказание, услышанное некогда от волхва, полностью сбывается, и, соответственно, наличие мистики, рока, случайность, свойственные балладе как жанру «Песни о вещем Олеге» Пушкина, полностью себя оправдывает.

Форма произведения

В литературе существует понятие балладной строфы, когда количество стоп в нечетных и четных стихах разнится. Поэт в своем произведении прибегает к трех- и четырехстопному амфибрахию с перекрестной (1-3, 2-4) и парной (5-6) рифмой. Это придает повествованию ровный, спокойный тон и полностью подтверждает принадлежность произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге» к жанру баллады.

песнь о вещем Олеге

Заслуживают внимания и тропы, играющие большую роль в создании образов. Так, выразительность и лиричность повествованию придают эпитеты («Олег - вещий», «хазары - неразумные» и т. п.), сравнения (змея уподоблена «черной ленте»), олицетворения («дожди моют»), метафоры (о князе - «щадят победителя годы»). Роднят произведение с балладой также архаизмы (секира, тризна), устаревшие конструкции.

Основная мысль баллады

В отличие от летописного источника, поэт мало уделяет внимания описанию подвигов князя. Для него главное – встреча героя с волхвом, наводящая на мысль о предназначении человека и его неминуемой судьбе. Именно на это указывает в произведении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» жанр.

Тема рока, как уже отмечалось выше, - отличительная особенность баллады. Но у Пушкина она тесно связана с другой не менее важной для автора идеей – о назначении поэта и его отношениях с властью.

пушкин Песнь о вещем Олеге

Олег не смог противостоять судьбе: отказавшись от своего коня, он подчинился ее воле. Но даже в этом случае рок его настиг, отчего князя, выигравшего немало боевых сражений, нельзя считать победителем в этой нелегкой и несколько мистической схватке с собственной судьбой.

Другое дело - кудесник. Во время разговора он не склоняется перед великим Олегом, олицетворявшим собой власть и силу, а подчеркивает, что волхвы всегда и везде говорят лишь правду, поскольку покорны лишь богам. Именно горделивый ответ кудесника привлекает Пушкина в «Песне о вещем Олеге» - жанр ее определен как баллада, а основная мысль заключается в истинном предназначении поэзии. Правоту этого подчеркивает тот факт, что предсказатель в конечном итоге оказался прав: как ни пытался Олег избежать судьбы, она все равно его настигла, причем мистически и в самый неожиданный момент. И это дает окончательный ответ на вопрос, какой жанр «Песни о вещем Олеге» Пушкина.



Источник