Осваивая азы русского языка, школьники впервые учатся проверять написание с помощью однокоренных слов. Одним из первых препятствий на пути к правильной речи станут «пловцы». Или «плавцы»? Даже люди старшего возраста периодически забывают некоторые аспекты родной речи и делают ошибку. Ужасно пугаются и негодуют, заприметив «неверную» надпись на стене бассейна, а потом долго ругаются с администраторами.
Что может плыть?
Разберитесь в этимологии и лучше запомните особенности изучаемого слова. У названного понятия существует целых три определения, одно из которых сегодня практически не используется за ненадобностью и выпадением из повседневного общения:
- плывущий в данный момент или умеющий это делать;
- спортсмен, покоривший вершины плавания;
- человек, который ходит по воде на судне, моряк.
Вам будет интересно:Чай происхождение слова и не только...
Именно третий, «потерянный» вариант и станет спасительной ниточкой! Вполне возможно, всего несколько веков назад не задумывались: «пловец» или «плавец». Поскольку ударение у проверочного слова падало непосредственно на корень и не оставляло места сомнениям. Но каков первоисточник?
Родоначальником средств для покорения водной стихии можно назвать челнок или лодку. Она помогала рыбачить, возить грузы или доставлять товары на огромное расстояние. Только на Руси именовалось судно «плов», частичные отголоски этого можно найти в «плоте». Соответственно, управлял таким транспортом «пловьць». Запись слова изменилась, однако общая структура осталась неизменной, включая сохранившуюся гласную «о».
Как правило работает?
Ссылаться на древние времена во время диктанта нелепо, пусть и удобно. Поэтому основной выбор между «пловцы» или «плавцы» регулирует правило на чередующиеся гласные в -плав- и -плов-. Если ударение падает на корень, то смело пишете то же, что и слышите, букву «а». В противном случае также записываете «а»! Это чрезвычайно удобно, но следует запомнить исключение в виде всего двух слов:
- пловчиха;
- пловец.
Правило распространяется и на производные по числу, роду или падежу.
Как реагировать на ошибку?
Даже взрослые бывают неправы. А ребятишкам приходится усваивать массу информации разного плана: познавать окружающий мир на естествознании, зубрить математические формулы, знакомиться с аспектами родной речи. Длинный список исключений невозможно запомнить с ходу, за один момент. Нужны практика и терпение.
Постепенно между «плавцы» или «пловцы» юный ученик будет делать правильный выбор подсознательно, не размышляя ни мгновения. А если познакомите его с историей слова, то за счет ярких образов правило отложится в памяти намного лучше!