Проекты настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сейчас уже сложно определить момент, когда они стали повсеместны. Паспорт, сроки выполнения, риски – кажется, сейчас эти термины знакомы каждому. Проектное мышление становится основой развития. Их реализуют люди всех возрастов, от младшей группы детского сада до руководителей крупных компаний.
Зачем нужны проекты?
Родителям учащихся, а подчас и самим педагогам может показаться, что данному виду деятельности сейчас уделяется слишком много внимания и времени. Мини-проекты на уроках и внеклассных занятиях, вне школы, когда для выполнения необходима помощь родителей, требуется немало сил и ресурсов.
Вам будет интересно:Первое метро в Москве: этапы, особенности, предпосылки
Однако они выходят на первый план учебной жизни не просто так. Реализация подобных задач формирует у обучающихся целый комплекс умений и навыков, востребованных в современном мире. Проект - это всегда столкновение с проблемой, поиск путей ее решения, стремление к результату. Дети учатся планировать, делать выбор, контролировать процесс, оценивать себя. И, конечно, представлять итоги. Защита проекта – образец, репетиция того, как нужно действовать, чтобы продемонстрировать все плюсы проделанной работы.
Выбор темы: как найти «свою»
Вам будет интересно:Осетия: история происхождения, традиции, культура
Когда возникает вопрос о тематике проекта, основная проблема состоит в необходимости выбрать из всего многообразия вариантов. Если речь идет о школе, то это, как минимум, все предметы. А у педагогов, как правило, есть свой заготовленный список: «примерные темы для защиты проекта». Несмотря на все это разнообразие, есть несколько моментов, которые стоит соблюдать при выборе:
Исследовательский или практический? Типы проектов
Существует несколько различных классификаций, в зависимости от продолжительности, состава участников, направленности. Вот лишь некоторые из них.
Проекты:
- бывают мини-формата, средними по продолжительности, долгосрочными (если речь идет об ученических, то время выполнения может колебаться от 45 минут до всего учебного года);
- могут выполняться индивидуально, малой группой или целой проектной командой (порой в нее входит весь класс или коллектив школы).
По своей специфике и основному направлению работы могут быть:
- информационными,
- исследовательскими,
- практическими,
- творческими,
- игровыми (ролевыми).
Коротко и по существу: требования к проекту
Несмотря на существование различных форматов, основные требования к реализации и оформлению результатов в целом схожи. При подготовке к защите проекта по технологии «Наряд к выпускному своими руками» или литературе «Гений и злодейство в творчестве А.С. Пушкина» последовательность действий будет совпадать.
При выполнении участники определяются с проблемой, формулируют тему, ставят цель, обозначают задачи, составляют план, выбирают методы и распределяют обязанности, выполняют проектные работы, оформляют результаты, презентуют продукт. Реальным итогом могут выступать: эссе, реферат, газетная статья, буклет, модель, конструкция, инсталляция, справочник, памятка, концерт, выставка и проч.
Выходим на защиту: подготовка к выступлению
Когда работы выполнены, встает задача представить результаты на суд общественности. Создание собственного образца защиты проекта – важнейший этап всего мероприятия. Презентуется не только продукт, но и вся цепочка действий: от формулировки темы до подведения итогов.
В независимости от того, готовится ли защита исследовательского проекта или практического, в описании должны быть отражены: тема и связанная с ней проблема, их актуальность, цель работы, гипотеза, задачи, основные методы, последовательность действий, получившиеся результаты и выводы.
Нужно учитывать, что при создании паспорта проекта также следует указать его тип, продолжительность, состав участников, целевую аудиторию, ресурсы. План выступления на защите лучше сформировать вместе с педагогом, чтобы выбрать соответствующий стиль и отразить нужные моменты. Стоит заранее прорепетировать и психологически настроиться. Перед выходом на «большую аудиторию» не лишним будет попробовать свои силы, выступая перед лояльно настроенными слушателями.
Образец защиты проекта
Возможно, идеального варианта не существует, и многое зависит от тематики, типа, формата презентации, самих участников. Однако выработать свой собственный уникальный образец защиты проекта можно, основываясь на существующих рекомендациях, пробуя их на практике. Итак, задача спикера – в течение 5-10 минут рассказать (не выходя за рамки регламента!), с чего начинался проект, к каким результатам привел, почему это важно и интересно. Примерный план выступления может выглядеть следующим образом:
Как правило, любая защита сейчас сопровождается мультимедийной презентацией, может включать фото- и видеоматериалы. В этом случае следует обратить особое внимание на дизайн, сочетание текстовой и графической информации.