Что такое парадигма? Определение данного термина рассмотрим чуть позже, а для начала остановимся на истории. Существует множество определений, касающихся данного понятия. Постараемся их разобрать подробнее.
Страницы истории
Встречается такое понятие в диалоге Платона «Тимей». В нем идет речь о том, что бог, опираясь на парадигму, создал весь мир. Это слово придумали греки (παράδειγμα, что означает «шаблон, пример, набор концепций, образец»). Таким способом они констатировали, что первичной была мысль (идея, некий образ), благодаря которой была создана вся существующая материя.
Вам будет интересно:Начальное общее образование: государственные стандарты
В ином диалоге - «Политик» - этот известный мудрец утверждал, что политик должен, как ткач, создавать узоры своей власти и моральных принципов. Чем больше нитей он вплетает в свое "изделие", тем у него появляется больше сторонников среди граждан. При этом повышается его авторитет среди обычных людей, увеличиваются шансы на приобретение уважения в глазах почитателей. Древнегреческий философ, рассуждая над тем, что такое парадигма, определение связывал именно с политикой.
Вам будет интересно:Кислородная катастрофа в истории Земли
В морфологии у термина «парадигма» выделяют два основных значения:
-
словоизменение, схема, образец;
-
система словоформ, которые образуют одну лексему.
Выделяют следующие виды парадигм:
-
именную (склонение)/глагольную (спряжение);
-
полную (общую)/частную.
Определение понятия парадигма в полном случае — это вид, который предполагает наличие полного набора форм словоизменения определенной категории. К примеру, для имени существительного она предполагает 12 словоформ.
Неполная парадигма — это форма, которая характеризуется неполным набором словоизменений в какой-либо категории.
Научное определение
Продолжим рассказывать о том, что такое парадигма. Определение данному термину можно найти в словаре. Под ним подразумевают сумму фундаментальных научных установок, терминов, законов и представлений, которые принимаются и разделяются научным миром, объединяют большую часть его членов.
В настоящее время в научном мире выделяют несколько видов парадигм. Общепринятой считают ту, которая принимается большей частью сообщества, рассматривается в качестве способа решения конкретной проблемы.
Индивидуальная (субъективная, социальная парадигма) - определение, которое касается подхода к решению конкретной проблемы личности, ее связывают с моделью поведения человека в различных ситуациях и просто в жизни.
Выделяют гуманитарный, естественнонаучный, практический, социологический варианты данного понятия.
Продолжим рассказывать о том, что такое парадигма. Определение зависит от того, о какой области идет речь. К примеру, среди характерных черт естественно-научной парадигмы выделим объективное информирование о мире. Необходимо постоянно повышать количество знаний, дополнять их новыми важными фактами и открытиями.
В психологии популярная гуманитарная парадигма, сущность которой состоит не в обычной оценке фактов, а их понимании и восприятии. Особое внимание уделяется духовному началу человека. Психологи пытаются не только исследовать личность, но и внести изменения в условия ее существования.
Педагогика
Что такое образовательная парадигма? Определение данного термина можно также найти в словаре. Это совокупность научных знаний, способов их преподавания, а также осуществление образовательной деятельности, направленной на то, чтобы стать образцом для учеников.
В педагогической теории данный термин используется для характеристики концептуальных моделей образования.
В рамках исторического развития последнего и общества, как важного института, была сформирована не одна парадигма. Определение в образовании раскрывается их многообразием:
-
парадигма знаниевая (традиционалистская, консервативная);
-
поведенческая (рационалистическая);
-
гуманистическая (феноменологическая);
-
гуманитарная;
-
неоинституциональная;
-
технократическая;
-
обучение «посредством совершения открытий»;
-
эзотерическая.
Специфичность образовательных парадигм
Они отличаются своими подходами к основной цели образования, к осознанию роли и значимости его для общественных институтов, а также для формирования индивидуальности подрастающих поколений.
Традиционалистская знаниевая парадигма направлена на передачу подрастающему поколению самых значимых элементов исторического и культурного наследия всей цивилизации и опыта. Подобный процесс базируется на совокупности навыков, знаний, умений, нравственных качеств и жизненных ценностей, которые способствуют индивидуализации. В основе подобной парадигмы находится социальный порядок, что способствует социализации школьников.
Рационалистическая (бихевиористская) парадигма
Связана она с обеспечением умений, знаний и практических навыков у молодежи в жизни в социуме. В подобных ситуациях образовательную программу переводят на конкретный язык «измеряемых единиц поведения».
Основным термином данной парадигмы можно считать принцип: «Школа является фабрикой, сырьем для которой выступают ученики». Целью учреждения при таком подходе является формирование у обучающихся адаптивного «поведенческого репертуара», который соответствует социальным требованиям, нормам, запросам.
В качестве основных методов выступают: тренинг, индивидуальное обучение, тесты, корректировка.
Основным недостатком подобного подхода можно считать слабую гуманистическую направленность. Ребенок является лишь объектом педагогического воздействия, не учитывается его свобода личности, нет условий для самосовершенствования и саморазвития. Такая модель лишена самостоятельности, индивидуальности, ответственности, творческого начала.
Гуманистическая парадигма
Педагог и обучающийся являются равноправными субъектами образовательной деятельности. Особенностью парадигмы является основная цель обучения: развитие и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий для каждого ребенка. Ученик получает свободу выбора и слова, создаются оптимальные условия для максимального развития его природных задатков.
Подобная парадигма ориентирована на духовное, творческое развитие личности, на поддержку самообразования подрастающего поколения.
Рассмотрение перечисленных парадигм позволяет сделать вывод, что в настоящее время передача информации осуществляется с учетом индивидуальности каждого ребенка.