Наверное, любой человек согласится с тем, что хорошая память является крайне важной частью успешности во всех отношениях. С одной стороны, она превращает любого в интересного собеседника. С другой – в некоторых ситуациях повышает шансы на выживании. Однако не все знают, что существуют специальные упражнения на развитие памяти у младших школьников. Да, лучше всего начинать именно с раннего возраста – в этом случае при минимальной затрате времени и сил можно добиться максимального результата. Поэтому рассказать об этом более подробно будет совсем не лишним. Данная тема может быть интересна как родителям, так и учителям.
Зачем развивать память?
Вам будет интересно:Что такое фитопланктон: понятие, виды, распространение и среда обитания
Пожалуй, у некоторых читателей может возникнуть и такой вопрос. Действительно, зачем развивать память, если она и так есть у каждого человека?
С одной стороны, это так. Но с другой – память памяти рознь. Одни люди с трудом запоминают собственный номер телефона и не в силах пересказать сюжет короткого фильма. А другие с первого взгляда и навсегда запоминают десятки номеров, могут практически дословно пересказать толстую книгу или сериал, едва ли не цитируя длинные диалоги.
Вам будет интересно:Условия возникновения горения и пожара
Конечно, оба варианта являются крайностями. Сравнительно редко встречается как очень плохая, так и очень хорошая, близкая к эйдетической, память. Но все-таки у людей разные способности к запоминанию. И корень этой разницы зачастую кроется именно в воспитании. Все-таки память, как и многие другие умения и навыки человека, в первую очередь закладывается в детстве. Конечно, улучшить память можно в любом возрасте. Но именно в детстве сделать это легче всего. И закрепленные в первые годы жизни навыки обычно остаются с человеком на всю жизнь. Поэтому использование упражнений на развитие памяти у младших школьников является вполне оправданным.
Более того, давно доказано, что люди, привыкшие с детства получать большие нагрузки на мозг, дольше остаются в здравом рассудке. Да, у них реже возникают возрастные проблемы с памятью и логикой, а также чрезмерным внушением. Поэтому можно с уверенностью сказать: развивая память у ребенка или учеников, родитель или учитель обеспечивает им огромное преимущество в жизни.
Вам будет интересно:Мультиагентные системы: структура, принципы построения, применение. Искусственный интеллект
Теперь немного разберемся с теорией.
Виды памяти
Даже люди, решившие всерьез заняться развитием памяти у школьников, редко задумываются над этим вопросом. Действительно – ведь память это и есть память. Но на самом деле существует несколько видов памяти. Они оказывают разное воздействие на жизнь человека, затрагивают разные сферы, а, соответственно, и тренироваться должны разными способами. Здесь все точно так же, как в бодибилдинге и любом спорте – развиваются именно те мышцы, на которые дается повышенная нагрузка. Ведь никому не придет в голову качать ноги жимом штанги от груди. Поэтому и выбирать подходящие упражнения на развитие памяти у младших школьников нужно соответствующим образом.
Итак, специалисты выделяют несколько видов памяти: слуховую, зрительную, ассоциативную, двигательную и логическую. Сложно сказать, какая из них является более важной – каждая способна оказать определенное воздействие на человека и его будущее. Поэтому развивать желательно их все – равномерно и постоянно.
Как правильно подходить к вопросу?
Многие родители и учителя искренне желают добра своим детям и ученикам. Поэтому готовы сделать все, чтобы обеспечить им разностороннее развитие. Не забывают они и про память. Какими же принципами нужно руководствоваться, чтобы добиться здесь максимального эффекта?
В первую очередь все должно подаваться в игровой форме. Все-таки дети, особенно в возрасте 6-7 лет, не отличаются особой усидчивостью. Они с удовольствием занимаются интересным делом на протяжении многих часов. Но как только оно им наскучивает, дети готовы немедленно забросить его. Бессмысленно пытаться взывать к их здравому смыслу, рассказывать, почему это важно и как поможет в жизни. Помните, что дети и взрослые – совершенно разные люди. Первые не имеют жизненного опыта и не способны действительно серьезно задумываться о своем будущем. Большинство не готово прикладывать к чему-либо серьезные усилия, чтобы получить какой-то плюс в далекой перспективе.
А любые попытки надавить авторитетом приводят обычно к тому, что ребенок занимается через силу. С одной стороны, это просто снижает эффективность занятий. С другой – может вызвать ненависть к упражнениям, смысл и польза которых непонятны детям.
Вам будет интересно:Выдающийся кораблестроитель и академик Крылов Алексей Николаевич
Поэтому подавать обучение нужно в игровой форме. Тогда большинство детей с удовольствием будут выполнять самые разные упражнения на развитие памяти у школьников, подолгу не отрываясь от них. Разумеется, при таком подходе эффективность будет самой высокой.
Старайтесь чередовать их, чтобы не возникало ощущения монотонности, скуки. Благо, специалисты сегодня создали множество самых разных упражнений, которые позволяют задействовать и, соответственно, развивать различные виды памяти. О них теперь и расскажем.
Развиваем слуховую память
Многие утверждают, что именно слуховая память является самой важной для современного человека, ведь для успешного карьерного роста нужно много общаться с самыми разными людьми. И тот, кто запоминает каждую сказанную собеседником мелочь, автоматически получает определенные преимущества. С таким человеком всегда интересно поговорить, он приятен в общении. Это приводит к увеличению количества друзей, а также к стремительному подъему по карьерной лестнице. Очень полезной слуховая память является и в процессе получения образования. Человек может легко запоминать как интересные рассказы учителя, так и многочасовые лекции в университете или на бизнес-тренингах.
Поэтому именно с упражнений для развития слуховой памяти у младших школьников и начнем.
Одним из простых, но в то же время интересных упражнений является "Сбор чемодана". Подходит для небольших групп (4-6 человек), а также для пар (родитель и ребенок). Первый игрок произносит условную фразу наподобие следующей: "Собираясь в путешествие, я возьму с собой…", и добавляет к этому предмет, который хочет взять, например, книгу. Второму предстоит продолжить цепочку: "Я возьму с собой книгу и зонтик". Третий (или же опять первый) должен добавить еще один предмет: "Я возьму с собой книгу, зонтик и телефон". Цепочка продолжается до тех пор, пока кто-то из участников не ошибется или не забудет об одном из упомянутых предметов – он считается проигравшим. Если участников больше двух, желательно иметь ведущего (взрослого – он же организатор), который бы записывал все упомянутые предметы, чтобы избежать конфликтов и споров между детьми.
Еще одно эффективное упражнение для развития слуховой памяти у младших школьников – "Слушай сказку". Это подходит уже в основном для больших групп – например, целого класса. Учитель или другой организатор начинает читать интересную книжку, заранее озвучив какое-то слово, упомянутое в ней (желательно в первых предложениях). Дети должны не только слушать и воспринимать сказку (это еще и развитие логической памяти), но и постоянно следить – не произнесет ли учитель ключевое слово. Как только он сделает это, все присутствующие должны хлопнуть в ладоши. Дети, пропустившие его, выбывают из игры, после чего учитель выбирает новое слово и продолжает чтение. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник – победитель.
Упражнения на развитие зрительной памяти
Очень важной является зрительная память – она может пригодиться в самых разных сферах жизни, начиная от легкого запоминания большого количества новых знакомых в лицо, заканчивая выслеживанием добычи на охоте. Поэтому рассказать об упражнениях для развития зрительной памяти у младших школьников обязательно следует.
Для начала можно использовать разноцветные карточки, например, три штуки. Покажите их в определенной последовательности и попросите воспроизвести. После нескольких повторов, когда успех будет стопроцентным, количество карточек нужно увеличить до четырех, а потом до пяти, шести и так далее. Упражнение повторяется до тех пор, пока ребенок не допустит ошибку. После этого можно вернуться на один шаг назад или же сделать перерыв. Данное упражнение подходит для парных занятий. Конечно, очень важно, чтобы наставник сам обладал хорошей памятью и не запутался.
Еще одно интересное и эффективное упражнение на развитие памяти у школьников – рисование. Подходит как для одного ребенка, так и для группы. Дети получают картинку или же им демонстрируется одно изображение, содержащее большое количество деталей. Например, человек в одежде определенных цветов с разными предметами в руках. Чем больше деталей – тем лучше. Ребенок должен запоминать картинку 10-20 секунд, после чего она убирается, а он должен воспроизвести изображение максимально точно. Качество рисовки здесь отходит на второй план – нужно быстро набросать картинку, пусть и символично, воспроизведя как можно большее количество деталей. Такое интересное упражнение положительно влияет на развитие внимания и памяти школьников и детей дошкольного возраста.
Работаем над ассоциативной памятью
Ассоциативная память позволяет улучшить память в целом. Благодаря ей человек, увидев какой-то предмет, подсознательно выстраивает длинную цепочку ассоциаций и приходит к желаемому результату. Существует специальная мнемотехника с упражнениями для развития памяти школьников.
Вам будет интересно:Что такое сечение конуса? Как найти площадь осевого сечения конуса
Это требует большего участия учителя или воспитателя. И лучше всего действует в небольших группах – до 5 человек – или при индивидуальном обучении.
Например, можно использовать ассоциативные цепочки. То есть нужно назвать два совершенно разных предмета или понятия и постараться соединить их цепочкой. К примеру, арбуз и война. Цепочка будет следующей: арбуз – овощ – фрукт – гранат – граната – оружие – война. Это развивает не только ассоциативную память, но и логическую.
Также можно составить список из ряда предметов, например: борщ, молоко, картофель, торт, сосиска. А ребенок должен определить, какое слово объединяет их все между собой. Прекрасное занятие для долгой поездки, когда ребенка надо развлечь, а взрослым нельзя отвлекаться от дороги.
Как развить двигательную память?
Двигательная память является одной из самых важных. Именно от нее часто зависит жизнь человека. Падая при гололеде, человек интуитивно совершает резкие движения, пытаясь восстановить равновесие. При заносе во время езды на автомобиле он не задумываясь выполняет определенные действия – здесь работает двигательная память. Как сделать ее более эффективной и надежной? На такой случай существуют специальные игровые упражнения по развитию памяти для школьников.
Посадите ребенка за стол, завяжите ему глаза, дайте карандаш и чистый лист бумаги. Предложите написать большую букву или цифру. А затем – повторить, стараясь не отклоняться от изначального контура.
Также можно просто поставить точку на бумаге маркером. После этого отодвинуть руку – например, опустить под стол или поднять над головой. Затем – снова поставить точку, стараясь попасть в первую. После нескольких упражнений несложно заметить, что расстояние между точками становится все меньше. Это значит, что координация движений и двигательная память ребенка постепенно улучшаются.
Коротко о логической памяти
Наконец, логическая память. Она является, пожалуй, самой сложной, ведь в других случаях человек просто неосознанно или на рефлексах выполняет какое-то действие. Здесь же ему приходится переработать полученные данные, усвоить их, пропустить через себя, и только после этого воспроизвести.
К счастью, тренируется она довольно легко. Вообще существует множество упражнений для развития логической памяти младших школьников. Но самым простым и при этом действенным является чтение с последующим пересказом. В некоторых случаях чтение можно заменить прослушиванием рассказа.
Ребенок не просто механически запоминает информацию – он усваивает ее и потом воспроизводит. Для проверки эффективности следует задать вопросы по тексту. Причем делать это можно сразу после прочтения или через несколько дней. Это также производит прекрасный эффект на развитие логической памяти. В школах, когда учитель просто не может уделить хотя бы несколько минут каждому ученику, удачной заменой станет хорошо знакомое всем изложение, когда ребенок не пересказывает прочитанный или услышанный текст, а записывает его.
Работа с умственно отсталыми детьми
Больше всего проблем возникает при работе с детьми, отстающими в развитии. Отставание может иметь место из-за болезни или же отсутствия работы с ребенком – чаще всего из неблагополучных семей.
Конечно, существуют и специальные упражнения для развития памяти умственно отсталых школьников. Но также можно использовать те, которые описаны выше. Просто при этом нужно ставить планку значительно ниже и поднимать ее значительно медленнее. Например, при развитии зрительной памяти показывать не три карточки, а две, и делать большее количество повторов. Для развития логической памяти использовать очень короткие тексты – всего из нескольких предложений.
Благодаря такому подходу ребенок быстрее наверстывает упущенное, и разрыв между ним и другими детьми (если причина именно в запущенности, а не в физической неполноценности) сокращается значительно быстрее.
Заключение
На этом заканчиваем нашу статью. Теперь вы знаете про наиболее интересные и действенные упражнения на развитие памяти у младших школьников. А заодно изучили теоретическую сторону вопроса. Наверняка благодаря этому работа с детьми станет более приятной и продуктивной.