Когда государственная система развивается, растет и крепнет – реформы и нововведения неизбежны. Меняются уклады, принципы управления, территориальное деление, появляются новые задачи. И действующая схема работы государственной машины перестает соответствовать требованиям времени. Появляется потребность в масштабных переменах. Такая ситуация сложилась к началу XVI века в Московском царстве. Процесс централизации привел к возникновению новой системы управления. Появились приказы. Они стали основой структуры власти почти на два столетия.
Создание приказной системы
Вам будет интересно:Производственные риски - это что? Определение, классификация и анализ производственных рисков
История появления этого термина вполне закономерна. Государь может «приказать ведать» тем или иным делом, и конкретный подданный должен выполнить наказ. С развитием государства управление только через должностных лиц теряет эффективность. Им на смену приходят целые учреждения и ведомства. Исследователи полагают, что приказная система стала складываться в правление Ивана III, в конце XV – начале XVI вв. Приказы (также именовавшиеся «дворами», «палатами», «четвертями», «избами») были ключевыми органами центрального управления, в ведении которых находились отдельные государственные территории или сферы деятельности. В царствование Ивана Великого было создано около 10 подобных ведомств, в том числе Казенный, Житный, Конюшенный, Большого двора, заведовавшего землями Московского князя. При Василии III (годы правления – 1505-1533) их количество растет, появляются Ямской приказ и Смоленский разрядный.
Вам будет интересно:Паясничать – это просто кривляние или отчаянье за маской смеха?
Устройство и состав
Нормативно создание приказной системы было закреплено в период правления Ивана IV Грозного. В положениях Судебника 1550 года были определены количество приказов (80 на тот момент) и их основные полномочия.
В ведении каждого выделялось два основных направления деятельности: судопроизводство и делопроизводство. Первым заведовали судьи, вторым – дьяки и подьячии. Все они назначались и смещались решением верховной власти. Для выполнения отдельных поручений в приказах существовали, к примеру, толмачи (Посольский приказ), трубники, пушкари, недельщики. Задачей последних было извещение свидетелей и ответчиков о необходимости явиться на суд.
Вам будет интересно:Использование ИКТ в образовательном процессе: виды, характеристика, применение
Основные «сотрудники» должны были присутствовать на службе ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней. Решения принимались судьями совместно, но чаще единогласно, с подачи главного из них. Действовали приказы именем государя, и в случае несогласия с вынесенным решением жалобы рассматривались Боярской думой.
Расцвет приказной системы
Как и любое начинание, реформа управления прошла несколько этапов. Формирование приказной системы было ответом на расширение круга государственных задач. Сюда же относилась и необходимость контролировать вновь присоединенные территории. Численность и состав приказов менялись неоднократно. К примеру, с появлением патриаршества и началом освоения Сибири возникали соответствующие ведомства. В годы Смуты, напротив, количество приказов уменьшилось.
Исследователи сходятся во мнении, что периодом наивысшего развития приказной системы стала первая половина XVII века – время правления первых представителей династии Романовых. Значительное число приказов, как временных, так и постоянных, появилось при Алексее Михайловиче (малороссийский, монастырский, хлебный, рейтарский, тайных дел и др.). Большинство из них было расположено в приказных палатах Московского Кремля.
Разделение полномочий: сложности
Со временем стало очевидно, что созданный управленческий аппарат далеко не всегда эффективно выполняет свои функции и соответствует государственным задачам. И проблема заключалась не только в росте числа ведомств. Сутью приказной системы стала нечеткость иерархии и распределения полномочий. Обязанности многих из них переплетались, часто противореча друг другу. Порой в приказе могло выполняться такое количество разноплановых дел, что он переставал соответствовать своему первоначальному функционалу.
Постепенно система приказов стала довольно громоздкой и неповоротливой. Судьи и дьяки часто «не соответствовали занимаемой должности», не выполняя прямых обязанностей, злоупотребляя своим положением. Несмотря на явные недостатки, система сохранялась вплоть до реформ Петра I, а отдельные приказы просуществовали едва ли не до середины XVIII века.
Территориальные приказы
Вам будет интересно:Украшение рекреации в школе к Новому году
Существовало три относительных принципа, по которым распределялись полномочия приказов. Это категории населения, территории или направления работы. Исходя из этого, можно выделить несколько групп приказов. В ведении территориальных находилось управление отдельными округами, княжествами. Некоторые из них носили название «четверти» (по существовавшему в XV веке принципу деления земель Московского княжества):
- Нижегородская.
- Владимирская.
- Новгородская.
- Устюжская.
- Галицкая.
- Костромская.
По мере присоединения или потери новых территорий создавались и объединялись новые приказы: Великороссийский, Сибирский, Казанского Дворца, Малороссийский, Лифляндских дел и др.
Дворцовые
Если в ведении первой группы приказов находились целые регионы, то к этой категории относились ведомства, в обязанность которым вменялось управление государевым двором и землями. Начало было положено созданием приказа Большого дворца. Руководство им поручалось «дворецкому», руководившему придворными. Одной из важнейших его задач был сбор оброка и других податей с населения городов, сел, волостей, принадлежавших царской фамилии. В эту приказную систему впоследствии также вошли:
- Казенный.
- Хлебный.
- Конюшенный.
- Ловчий.
- Постельный.
- Сокольничий.
- Дворцовый судный.
- Каменный.
- Панихидный.
- приказ Золотого и серебряного дела.
- Царская и Царицына мастерские палаты.
Отраслевые
Приказная система управления стала складываться во многом именно из-за необходимости разделить разные сферы внутригосударственных дел. Именно по этому принципу изначально появлялись Аптекарский, Ямской, Житный, Холопий, Печатный приказы. Одним из первых среди них в источниках упоминается Ямской. В его задачи входил контроль над транзитными перегонами и доставкой почты, а также сбор податей с ямщиков. В периоды бедствий большое значение приобретал Житный приказ, заведовавший складами, в которых хранился хлеб для снабжения войска и на случай неурожаев.
Особую категорию составляли ведомства, отвечавшие за соблюдение закона, порядка и систему наказаний. К ним можно отнести Разбойный и Сыскной приказы. Первоначально они были созданы как временный орган для борьбы с разбоем, но в итоге просуществовали вплоть до XVIII века. Разбойный приказ ведал делами о грабежах и убийствах, управлял тюрьмами и палачами.
Военные и дипломатические дела
Внешняя политика всегда была важнейшей сферой государственных интересов, что отразилось и на численности соответствующих учреждений. В разные годы в приказную систему по военным и внешнеполитическим делам входили:
- Посольский приказ.
- Иноземный.
- Стрелецкий.
- Рейтарский.
- Казачий.
- Пушкарский.
- приказ Денежного и хлебного сбора.
- Оружейный.
- Разрядный.
- Бронный.
- Адмиралтейский.
Дипломатические отношения со странами Европы и Азии находились в ведении Посольского приказа. Толмачи и подьячие во главе с посольским думным дьяком занимались подготовкой российских посольств и встречей иностранных делегаций, сопровождением иноземцев в Москве, выкупом и обменом военнопленных.
Все служилое сословие находилось в ведении Разрядного приказа. В его задачи входило также комплектование войска, назначение военачальников и наместников, смотры и сборы, учет гражданских должностей, определение размера жалования.
Имущество, доходы и расходы
Не столь многочисленная, но не менее весомая группа учреждений, входящих в приказную систему, контролировала не только процесс пополнения государственной казны, но и вопросы землевладения. В нее входили:
- Поместный приказ;
- Новая четверть;
- приказ Большого прихода;
- приказ Большой казны.
Первый из них был одним из влиятельнейших органов государственного управления, ведавших вотчинным и поместным землевладением. Сюда относилась раздача и изъятие поместий для служилого сословия (дворян и детей боярских), составление писцовых книг, решение земельных споров.
В задачи приказа Большой казны входил контроль над государственными доходами, получаемыми с городов, деревень, сел, не входивших в ведение иных подразделений. Также ему подчинялись купцы, суконная и гостиная сотни, денежный двор, таможня, Тульский оружейный завод.
Круг обязанностей Новой четверти был довольно пестрым: сбор с кружечных дворов (до 100 тысяч рублей в год), судебные дела о незаконной продаже табака и вина, а с 1678 года – заведование делами калмыков.
Контрольные и ревизионные приказы
Рост численности ведомств и нечеткое разделение их обязанностей привели к тому, что приказная система в 17 веке столкнулась с необходимостью создания контролирующих органов.
Так был сформирован приказ Счетных дел. В нем не было судей, а в задачи дьяков входил контроль за доходами и расходами разных учреждений. Также приказ занимался сбором не поступивших в казну податей и остатков средств, не израсходованных ведомствами в течение года.
Неким особняком стоял созданный в правление Алексея Михайловича приказ Тайных дел. Подчиняясь непосредственно государю, он выполнял функции наблюдения за исполнением царских указов, одновременно являясь канцелярией. В задачи входило выявление государственных преступлений и организация следствия по ним. Подьячие также сопровождали послов во время визитов в другие страны и воевод в походах, следя за их действиями. Примечательно, что именно этому приказу было поручено участвовать в создании единой почтовой службы.
Государственное благоустройство
Компоненты приказной системы, отвечавшей за строительство, общественное призрение, просвещение, сохранялись в России довольно долгое время. К ним можно отнести:
- приказ Каменных дел;
- приказ Книгопечатного дела;
- приказ Строения богаделен.
Каменный приказ выполнял важнейшую функцию руководства строительством зданий и сооружений. В его ведении также находились все мастеровые, кирпичные заводы, сбор податей с городов, где происходила добыча извести и белого камня. Его правопреемник (созданный в 1775 году) следил за соответствием застройки Москвы разработанному плану. Новый государственный орган также отвечал за качество строительных материалов и пожарную безопасность зданий.
Общественное призрение и благотворительность находились в ведении приказа Строения богаделен, созданного во второй половине XVII века. Сюда относились: раздача милостыни, поиск возможностей заработка для трудоспособного населения, наказания за тунеядство. Значительная часть обязанностей при этом возлагалась на духовенство.
На Земском соборе в 1681 году было решено организовать перепись нищих, устроить престарелых и немощных горожан в больницы, а трудоспособных привлечь к общественным работам. В Москве предусматривалось строительство «шпитальных домов» – государственных богаделен.