Статья
Формирование экологической культуры младших школьников: основы методики, функции и задачи
0

Формирование экологической культуры младших школьников: основы методики, функции и задачи

by admin23.12.2018

О проблемах экологии и окружающей среды сейчас говорится много и часто. Изменения климата, загрязнение воды и воздуха – эти вопросы регулярно поднимаются в средствах массовой информации. Однако подавляющая часть населения предпочитает дистанцироваться от проблем такого рода. И причина тому – отсутствие не столько знаний в области экологии, сколько осознания причастности к окружающему миру, основы которого закладываются в раннем возрасте. Поэтому такое внимание сегодня уделяется формированию экологической культуры младших школьников. Эта задача выходит за рамки классической педагогики и становится общественной.

Экологическая культура – это…

Само понятие довольно многогранное, поэтому можно встретить большое количество определений. Речь здесь идет о гармоничном слиянии потребностей человека и принципов существования окружающей среды. Обладать экологической культурой – значит уметь действовать, соотносясь с требованиями рационального природопользования, не допускать загрязнения и разрушения окружающей среды. Для этого необходимы не только знания в сфере биологии, географии, химии, экологии, но и ценностные ориентиры, осознание важности подобной линии поведения. И закладываются такие ориентиры в раннем детстве. Говоря о формировании основ экологической культуры младших школьников, педагоги-исследователи отмечают, что в это понятие входит:

  • интерес к проблемам охраны природы;
  • знания об окружающей среде, принципах ее развития;
  • эмоциональное восприятие природы;
  • экологическая грамотность;
  • личные мотивы, определяющие отношение к окружающей среде.

Это становится комплексной задачей для всего школьного коллектива.

экологическое воспитание детей

Особенности формирования экологической культуры младших школьников

Начальные классы – знаковый период в развитии мировоззрения ребенка, время интенсивного накопления представлений об окружающем мире. На этом отрезке экологическое воспитание становится приоритетной педагогической задачей. И ее решение невозможно без перестройки образовательного процесса. В рамках ФГОС формированию экологической культуры младших школьников уделяется большое внимание. Предусматривается включение экологического компонента не только во все предметы школьной программы, но и в практику внеурочной деятельности.

Определены цели формирования экологической культуры младших школьников:

  • развитие познавательного интереса, готовности изучать и понимать окружающий мир, практических навыков осознанного взаимодействия с ним;
  • создание целостных представлений о природном и социальном окружении;
  • воспитание готовности следовать нравственным нормам в отношении окружающей среды.

Таким образом, в основу экологического образования заложено несколько основных компонентов: ценностный, познавательный, деятельностный.

внеурочная деятельность по экологии

Методы формирования экологической культуры младших школьников

Экологическое образование – процесс непрерывного развития и воспитания, направленный на формирований знаний, представлений и навыков, позволяющих ответственно относиться к окружающей среде. Эти составляющие экологической культуры учитываются при выборе приемов и методик, используемых в экологическом обучении младших школьников. Образовательный процесс строится на следующих принципах:

  • комплексный подход (экологические представления закладываются на разных уроках, а также во внешкольной практике);
  • в экологическом воспитании детей принимают участие педагоги, родители, представители общественности;
  • разнообразие используемых технологий;
  • эмоциональная вовлеченность детей.

В числе действенных приемов экологического просвещения можно назвать: проблемные беседы и вопросы, выполнение творческих заданий межпредметного характера, организацию экскурсий, проектов и прочее. Важно, чтобы теоретические знания ребят можно было применить на практике. Особое направление – формирование экологической культуры младших школьников через игру. Этот вид работы как нельзя лучше соответствует возрасту учащихся, дает возможность приобрести знания в доступной форме с положительной эмоциональной окраской.

экологическая культура

«Окружающий мир» и экологическое воспитание

Безусловным лидером школьной программы, позволяющим знакомить ребят с основами экологических знаний, остается предмет «Окружающий мир». Большинство педагогов отдают предпочтение тематическим программам:

  • «Зеленый дом» (А. А. Плешаков);
  • «Природа и люди» (З. А. Клепинина);
  • «Мир и человек» (А. А. Вахрушева).

В перечисленных разработках большое место отводится проблемам охраны и бережного отношения к природе. При отборе материала и разработке заданий соблюдаются краеведческий, деятельностный, экологические подходы. В формировании основ экологической культуры младших школьников важную роль играет ценностный компонент. Поэтому на занятиях по «Окружающему миру» часто используется прием отождествления, позволяющий ребенку расширить собственные представления о природном окружении, эмпатически включиться в процесс. Для этого ребятам при выполнении заданий предлагается представить себя на месте природного объекта в конкретных условиях. На занятиях также приветствуется смена видов деятельности, включающая: элементы игры, логические упражнения, продуктивные задания, творческие работы.

на уроке

Межпредметные связи в экологическом образовании

Формирование экологической культуры младших школьников – комплексная проблема. Поэтому в воспитании бережного отношения к природе задействованы возможности и содержание всех предметов курса начальных классов. Начинаясь на уроках окружающего мира, процесс формирования основ экологической культуры младших школьников продолжается на занятиях по математике, русскому языку, литературному чтению и находит отражение во внеурочной деятельности.

Предметы эстетического цикла (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) способствуют развитию нравственных представлений и ориентаций, убеждений, связанных с отношением к природе.

На уроках математики ребята учатся количественно оценивать состояния природных объектов, чему немало способствуют задачи экологической направленности.

Технология в начальной школе дает возможность на практике познакомиться со свойствами природных материалов и возможностями их экономичного использования.

экологическое просвещение

Эффективны также интегрированные уроки, Например, литературное чтение + окружающий мир. Они формируют у детей целостное представление об окружающей действительности, учат видеть взаимосвязь явлений.

Экологические образование во внеурочное время

Внеклассные занятия – обязательный элемент системы экологического образования. Эффективность формирования экологической культуры младших школьников во внеурочное время обусловлена возможностью сочетания различных видов работы и творческого применения полученных знаний об окружающем мире. Во внеурочной практике сочетаются познавательная, игровая, трудовая, исследовательская, проектная деятельность. Используются индивидуальные, групповые, массовые формы работы.

Индивидуальные занятия часто включают наблюдения детей за природными явлениями, видами растений и животных, проведение различных опытов.

Групповая работа может быть организована в рамках кружков экологической направленности, позволяющих собрать заинтересованных ребят, стремящихся глубже погрузиться в вопросы охраны окружающей среды.

Массовые внеурочные занятия (тематические акции, праздники, деловые игры) способствуют не только развитию экологической культуры, но и успешной социализации школьников.

Внеклассная работа позволяет использовать такие формы работы, положительное значение которых сложно переоценить, но применять их в рамках урока сложно. Это игры-путешествия, экскурсии, длительные эксперименты, экологические театральные постановки.

экологический проект

Экологические кружки

Дополнить содержание курса окружающего мира, расширить знания и навыки в сфере экологии позволяет кружковая работа. Программы составляются учителями, в расчете 1-2 занятий в неделю на протяжении учебного года. Основные направления методики формирования экологической культуры у младших школьников на кружковых занятиях:

  • познавательное;
  • исследовательское;
  • практическое;
  • познавательно-развлекательное.

Задача познавательного и развлекательного направлений работы – знакомство детей с окружающими объектами живой и неживой природы, влиянием человека на природу в занимательной, игровой форме. Это могут быть экологические игры, праздники, смотры, презентации.

Проектное и практическое направления способствуют развитию бережного отношения к природе. Элементы трудовой деятельности дают ребенку возможность почувствовать себя причастным к поддержанию экологического равновесия: посадка цветов, кустарников, озеленение школы, подкормка птиц зимой.

Исследовательское направление способствует развитию логического мышления, способности видеть проблемы, изучать материалы, делать выводы (наблюдения, экскурсии, опыты).

Экопроекты для младших школьников

Проектная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса. Реализация проектов в немалой степени способствует формированию экологической культуры личности младшего школьника. В процессе подготовки школьники:

  • получают эмоциональный опыт непосредственного взаимодействия с природой;
  • прочно усваивают правила экологичного поведения;
  • участвуют в природоохранной деятельности.

Работа над проектами экологической направленности проходит индивидуально или в малых группах. Продолжительность работы: от одного занятия до всего учебного года.

Педагог при этом занимает позицию модератора, тактично направляя, подсказывая, консультируя. Темы экопроектов могут быть предложены детям на выбор в зависимости от их интересов и предпочтений. В целях мотивации желательно, чтобы они были связаны с зоной ближайшего развития учеников. Учитывая возраст участников, важна поддержка со стороны родителей.

Примерные проектные направления:

  • «Экология в доме» (изучение параметров оптимальной температуры, влажности, состава воздуха, экономии энергии);
  • «Книга жалоб» (знакомство с представителями окружающего растительного и животного мира, выявление угрожающих им опасностей);
  • «Мусорное царство» (поиск наиболее экологичных способов сбора, утилизации и переработки бытовых отходов).

Акция «Помощь пернатым»

Такой способ формирования экологической культуры младших школьников уже стал традиционным. Акции помощи зимующим птицам обычно проводятся по следующей схеме.

Задачи: знакомство детей с видами птиц, зимующих в данном регионе; привлечение внимания к проблемам пернатых; развитие творческих способностей и практических навыков; развитие экологической культуры, умения оценивать поведение человека по отношению к природе.

Участники: младшие школьники совместно с родителями и педагогами. Местом проведения обычно становится пришкольная территория. В ходе подготовительного этапа ребята знакомятся с презентациями и литературой о зимующих птицах, готовятся информационные листовки и памятки для родителей, разрабатывается символика акции (эмблема, девиз).

Основная работа – непосредственное изготовление кормушек для птиц из различных материалов, заготовка корма для пернатых, который используется вплоть до весны.

Помимо этого, в рамках акции могут проводиться: конкурс рисунков и тематических поделок, викторины, выступления (чтение стихов, загадки, сценки).

Затем изготовленные кормушки распределяются в школьном саду, составляется график дежурств для подкорма птиц, организуется творческая выставка.

экологическая акция

Проект «Зеленая аптека»

Наряду с акциями проектная деятельность обладает огромным потенциалом в плане формирования экологической культуры младших школьников. В качестве примера познавательно-исследовательского проекта можно привести разработку «Травяная аптека». По составу участников это коллективный проект (ученики 1 класса и их родители), по продолжительности – среднесрочный.

Цели:

  • изучение лекарственных свойств растений;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • развитие творческой и познавательной активности;
  • формирование исследовательских навыков.

В ходе работы учитель ставит перед ребятами вопрос: могут ли растения заменить лекарства?

Для ответа на него используются следующие виды работы:

  • организация книжной выставки, создание экологических костюмов лекарственных трав, просмотр учебных фильмов;
  • беседы, консультации, викторины;
  • постановка проблемных вопросов, наблюдения, опыты, поиск дополнительной информации;
  • посещение аптеки, ролевая игра, организация экологического праздника, создание буклета о лекарственных травах.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *