24-10-2018 12:45

Античный Рим: история, культура, религия

Античный Рим − государство, история которого охватывает период с VII века до н. э. и до 476 года н. э., − создал одну из наиболее развитых цивилизаций Древнего мира. В период наивысшего могущества его императоры контролировали территорию от современной Португалии на западе и до Ирака на востоке, от Судана на юге и до Англии на севере. Золотой орел, являвшийся до принятия христианства неофициальным гербом страны, был символ незыблемости и несокрушимости власти кесарей.

Город на холмах

Мичман - это кто? Корабельные званияВам будет интересно:Мичман - это кто? Корабельные звания

Столицей Древнего Рима стал одноименный город, основанный в VII веке до н. э. на территории, ограниченной тремя из семи находившихся поблизости холмов – Капитолием, Квириналом и Палатином. Название он получил в честь одного из своих основателей – Ромула, ставшего, если верить античному историку Титу Ливию, его первым царем.

В научном мире историю античного Рима принято рассматривать как десять отдельных периодов, каждый из которых имеет свои характерные особенности политического, экономического и культурного развития. Это обусловлено тем, что за тысячу лет государство прошло долгий путь от выборной монархии, во главе которой стояли цари, до тетрархии – политической системы, власть в которой император делил с тремя высшими государственными чиновниками.

Ямщик – это… определение и историяВам будет интересно:Ямщик – это… определение и история

Структура древнеримского общества

Начальный период истории античного Рима характерен тем, что его общество состояло из двух основных сословий – патрициев, к которым причислялись коренные жители страны, и плебеев – пришлого населения, на которое тем не менее распространялись все гражданские права. Существовавшие между ними на раннем этапе раздоры были устранены введением в 451 году до н. э. свода законов, регламентирующих все стороны общественной жизни.

Позднее структура древнеримского общества значительно усложнилась ввиду появления таких социальных групп, как «нобилитет» (правящее сословие), «всадники» (богатые граждане, в основном торговцы), рабы и вольноотпущенники, то есть бывшие невольники, получившие свободу.

Язычество в ранге государственной религии

Треонин: формула, полезные вещества, свойства, применение, польза и вредВам будет интересно:Треонин: формула, полезные вещества, свойства, применение, польза и вред

Вплоть до IV века, когда волею императора Константина Великого официальной религией античного Рима стало христианство, в нем господствовал политеизм, или, иначе говоря, язычество, в основе которого лежало поклонение большому числу богов, многие из которых были заимствованы из древнегреческой мифологии. Несмотря на то что религия занимала важное место в жизни общества, многие современники отмечали, что уже ко II веку до н. э. высшие слои общества относились к ней весьма индифферентно и посещали храмы лишь в силу сложившейся традиции. Тем не менее христианству, начавшем свое распространение в I веке, язычество оказало самое яростное сопротивление.

Роль изобразительного искусства в культуре античного Рима

Изобразительное искусство, являющееся важной составной частью культуры Древнеримского государства, вплоть до II века до н. э. находилось в упадке. Отношение к нему выразил в своих сочинениях видный политический деятель той эпохи Марк Порций Катон. Он писал, что только архитектура имеет право на существование, и то лишь как вспомогательное средство для управления общественными делами. Прочим жанрам он вовсе не отводил места в системе эстетических ценностей, считая их пустой забавой.

Такой или близкой к ней точки зрения придерживалась и большая часть римского общества. Однако после того, как во II веке до н. э. была покорена Греция и в страну хлынул поток вывезенных из нее произведений искусства, мнение римлян во многом изменилось. Этот процесс переосмысления ценностей, растянувшийся на целое столетие, привел к тому, что при императоре Октавиане Августе (63 до н. э. – 14 н. э.) изобразительное искусство получило в античном Риме официальный статус. Однако даже в своих лучших творениях римские мастера не смогли уйти от влияния греческой школы и создавали бесчисленные повторения ее шедевров.

Архитектура на службе кесарей

Иная картина сложилась в архитектуре. Несмотря на то что и здесь влияние эллинистического зодчества было весьма ощутимо, римские архитекторы сумели разработать и претворить в жизнь совершенно новую концепцию в решении пространственных композиций. Им же принадлежит и своеобразный стиль декоративного оформления общественных зданий, именуемый в наши дни «имперским».

Отмечается, что своим интенсивным развитием римская архитектура обязана прежде всего практическим интересам государства, для которого она являлась мощным идеологическим инструментом. Императоры не жалели средств на то, чтобы сам вид правительственных зданий порождал в гражданах страны уверенность в несокрушимости верховной власти.

Смерть на арене цирка

Рассказывая о культуре античного, Древнего Рима нельзя умолчать о любви его граждан к массовым зрелищам, среди которых наибольшей популярностью пользовались гладиаторские бои. Широко распространенные в Греции театральные представления показались основной массе римлян скучными. Гораздо больший интерес у них вызывали кровавые представления на арене цирков, в которых уделом побежденных была настоящая, а вовсе не бутафорская смерть.

Официальный статус эти варварские зрелища получили в 105 году до н. э., когда особым императорским указом они были введены в число публичных зрелищ. Непосредственными участниками боев были рабы, прошедшие предварительное обучение боевому искусству в специальных школах. Современники отмечали, что несмотря на смертельный риск, которому подвергались гладиаторы, было много желающих попасть в их число. Объясняется это тем, что наиболее успешные бойцы со временем обретали свободу, что было почти недостижимо для прочих рабов.

Наследие древних этрусков

Любопытно отметить, что идея гладиаторских игр была заимствована римлянами у древних этрусков – народности, населявшей в I тысячелетии Апеннинский полуостров. Там подобные бои, в которых участвовали не только рабы, но и свободные члены племени, являлись частью погребальных обрядов, и убийство противников рассматривалось как обязательное человеческое жертвоприношение местным богам. При этом происходила своего рода селекция: слабейшие погибали, а сильные оставались жить и становились продолжателями рода.

Античная философия Рима

Поскольку, стремясь максимально расширить территорию завоеваний и повсеместно распространить свое господство, римляне обогащали свою культуру лучшим, что создали покоренные ими народы, становится понятным, что их философия не могла не ощутить на себе мощного влияния различных эллинистических школ.

Поэтому начиная с середины II века до н. э. вся античная история Древнего Рима неразрывно связана с учениями древнегреческих философов. Это необычайно важно, поскольку на основе их трудов формировалось мировосприятие многих поколений римских граждан и возникали собственные философские течения. Так, принято считать, что именно под влиянием Греции римские философы разделились на последователей скептицизма, стоицизма и эпикуреизма.

Три основных направления древнеримской философии

К первой категории относились мыслители, положившие в основу своих рассуждений невозможность достоверного познания мира и даже отрицавшие возможность рационально обосновать нормы поведения в обществе. Их лидером считается известный философ Энесидем (I век до н. э.), создавший в городе Кноссе большой кружок своих последователей.

В противоположность им, представители стоицизма, среди которых наиболее известными являются Марк Аврелий, Эпиктет и Сенека Слуцкий, выдвигали на первый план этические нормы, следование которым, по их мнению, являлось фундаментом счастливой и правильной жизни. Наибольшим успехом их сочинения пользовались в кругах римской аристократии.

И наконец, последователи знаменитого Эпикура, создателя школы, названной его именем, придерживались концепции, согласно которой человеческое счастье зависит исключительно от полноты удовлетворения его потребностей и от того, насколько он сможет создать себе атмосферу покоя и наслаждений. Это учение нашло много сторонников во всех слоях общества, и на рубеже XVII и XVIII вв., когда уже античный Рим давно канул в Лету, получило развитие в трудах французских мыслителей.



Источник