- Первостепенные задачи
- На каких принципах основываются
- Классификация мер по охране и укреплению здоровья дошкольников
- Технологии для поддержания общего здоровья и развития
- Корригирующие занятия
- Умственное и психическое развитие дошкольников
- Внедрение технологий по поддержанию здоровья детей
- Двигательная активность
- Обучение самомассажу
- Профилактика нарушений зрения
- Психоэмоциональные занятия
Все самые важные процессы формирования и развития нашего организма происходят в детстве. В дошкольном возрасте у ребенка появляются различные способности, вырабатываются черты характера, складывается модель нравственности. В раннем возрасте закладываются основы физиологического и психологического здоровья человека. Отдельное значение в данном процессе имеют здоровьесберегающие технологии в ДОУ, цель которых заключается в развитии физических качеств, психических и интеллектуальных функций ребенка.
Первостепенные задачи
Вам будет интересно:Чурбан — это не только дерево, но и человек
В детском саду среднестатистический ребенок проводит большую часть своего времени. Главное предназначение дошкольных образовательных учреждений заключается не только в присмотре за малышами в отсутствие их родителей, но и в подготовке детей к самостоятельной жизни, обучении их элементарным знаниям, умениям и навыкам. В данном контексте немаловажную роль играет отношение воспитателей к состоянию здоровья своих воспитанников и правильное применение здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ.
Под этим термином принято понимать систему мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Он не так давно появился в профессиональном словарном запасе педагогов. Цели здоровьесберегающих технологий в ДОУ за годы их применения не претерпели даже малейших изменений. Это целая система мер по охране и укреплению здоровья детей, перед которой стоят следующие задачи:
- обеспечить ребенку все условия для возможности сохранения здоровья;
- дать базовые знания о пользе здорового образа жизни;
- обучить элементарным навыкам и научить применять их в повседневной жизни.
На каких принципах основываются
Вам будет интересно:Происхождение слова "сорок". Причем здесь птица?
Говоря о здоровье ребенка, как о предмете здоровьесберегающих технологий, имеют в виду не только жизнедеятельность организма и его физиологические характеристики, но и психическое, социальное, нравственное состояние. Исходя из целей здоровьесберегающих технологий в ДОУ, несложно выделить их основные принципы:
- системность и последовательность;
- всестороннее и гармоничное развитие личности;
- сознательное и активное участие ребенка;
- активность и непрерывность процесса обучения;
- учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
Классификация мер по охране и укреплению здоровья дошкольников
На сегодняшний день применяется несколько видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ. К ним относятся:
- медико-профилактические и физкультурные мероприятия;
- основы социально-психологического благополучия дошкольника;
- валеологическое просвещение родителей;
- коррекционные занятия.
Вам будет интересно:Интересные факты об интернете: история создания, особенности использования
Каждый из вышеперечисленных типов имеет свои особенности. Так, например, фундаментальными элементами медико-профилактических технологий считают мониторинг здоровья дошкольников, организацию контроля в соблюдении санитарных правил и норм. Цели здоровьесберегающих технологий в ДОУ включают в себя разработку рекомендаций по оптимизации питания детей младшего и дошкольного возраста, физической культуры, закаливания, дыхательной гимнастики, массажа и других профилактических мер (по предотвращению плоскостопия, формированию правильной осанки).
Обеспечение социально-психологического благополучия дошкольника напрямую зависит от педагогического сопровождения. Воспитатель в дошкольном образовательном учреждении должен прививать ребенку и родителям культуру здоровья, обладать валеологическими знаниями, уметь давать объективную оценку своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью. К технологиям валеологического просвещения родителей относят оформление тематических папок-передвижек, проведение родительских собраний, индивидуальных бесед, практических показов и обеспечение нетрадиционных форм взаимодействия с законными представителями детей.
От того, уделяют ли родители внимание здоровью своего чада, правильно ли организовывают режим дня, зависит общее самочувствие и настроение ребенка. Но тогда какова цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ? В образовательном учреждении происходит закрепление навыков и умений, полученных ребенком дома, а новая информация, полученная в детском саду, никогда не станет лишней или тягостной для дошкольника.
Технологии для поддержания общего здоровья и развития
В основе здоровьесберегающих технологий в ДОУ, задача и цель которых – укрепление здоровья дошкольников, лежит комплекс оздоровительных и реабилитационных занятий для дошкольников всех категорий. Отдельно разрабатываются комплексы для детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, заболеваниями центральной нервной системы.
Большинство современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ базируются на физической культуре, как средстве профилактики искривления позвоночника. В ходе занятий лечебной гимнастикой преследуется цель предотвратить развитие патологий опорно-двигательного аппарата у дошкольников. Для выполнения упражнений целесообразным считается использование реабилитационного оборудования:
- ортопедических мячей;
- «сухих» бассейнов;
- мягких модулей;
- детских тренажеров;
- скакалок;
- гимнастических палок.
Внедрение в ДОУ здоровьесберегающих технологий, к целям и задачам которых относится поддержание здоровья дошкольников, проходило поэтапно. Немаловажное значение имеет программа закаливания и плавание. Эти виды лечебно-профилактических мероприятий направлены на физическое и умственное развитие детей, они способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, мышечного и дыхательного аппарата, но являются доступными далеко не в каждом дошкольном учреждении.
Вам будет интересно:Тараканы в голове: что с ними делать?
В тех учреждениях, где отсутствуют плавательные бассейны, сегодня чаще делают выбор в пользу тренажерных залов для детей. Каждый урок педагоги проводят в строгом соответствии с медицинскими показаниями. Занятия на тренажерах повышают выносливость и улучшают общее самочувствие детей.
Корригирующие занятия
Помимо основной физкультуры, в некоторых дошкольных учреждениях с детьми занимаются йогой, обучают самомассажу, акробатике, спортивным танцам, художественной гимнастике.
Интересно, какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в ДОУ, в ходе применения которых используется музыка? На самом деле специалисты отводят особую роль музыке в оздоровлении и лечебно-профилактических программах для детей. Музыка лежит помогает разрабатывать межфункциональные тренинги. Занятия с музыкой значительно обогащают и усиливают оздоровительную направленность всех форм двигательной активности, помогают подготовить детей к школьному обучению.
Целью использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ многие специалисты считают осуществление разносторонней предшкольной подготовки, которая направлена на развитие двигательных навыков, оттачивание механизмов памяти, речи, чтения, мышления, художественно-изобразительной деятельности, музыкальности.
Немало внимания и времени уделяется обучению основам здорового образа жизни, как одного из важных условий сохранения здоровья дошкольников. Объемную работу педагогический состав вынужден проводить и по валеологическому воспитанию детей, беседовать с родителями. Для малышей подбирают специальные приемы и методики, которые позволяют в доступной форме преподнести малышам информацию о строении тела, объяснить, насколько важно правильно питаться, спать днем, ходить на прогулку и др. Таким образом, детей приучают к здоровому образу жизни с ранних лет.
Умственное и психическое развитие дошкольников
Еще одной целью здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС можно назвать формирование у дошкольников доступных знаний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия. Много внимания педагоги уделяют системе обучения малышей младше семилетнего возраста гигиеническим навыкам. На практике наилучшие результаты в усвоении правил здорового образа жизни демонстрируют дети 3-5 лет за счет максимально продуктивной организации сенсомоторной активности. Наилучших результатов удается достичь, если заниматься с детьми в игровой форме, используя тематические, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые и прочие виды игр.
Нельзя забывать и о современных методах укрепления психического здоровья, создании условий для комфортного самочувствия дошкольника. На сегодняшний день совершенствуются разнообразные игровые технологии, использующиеся для поддержания здоровья детсадовцев.
Поскольку эффективность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ зависит от контакта, сотрудничества педагогов и родителей, наибольшее значение приобретают формы взаимодействия между ними. Все более популярными становятся такие форматы встреч, как:
- родительские собрания, для которых приглашается специалист (психолог) для проведения тестов, консультаций;
- игровые практикумы;
- дни открытых дверей;
- школа успешных родителей;
- обмен опытом.
Такие занятия будут способствовать повышению педагогической культуры родителей, поможет понять истинное предназначение физического воспитания в укреплении здоровья дошкольника.
Внедрение технологий по поддержанию здоровья детей
Детский сад относится к государственной системе обязательного всеобщего образования. Обучение дошкольников азам жизни, здоровья и правил гигиены – это приоритетное направление деятельности ДОУ. Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии? Главная задача, которая стоит перед педагогами в ходе воспитательно-образовательного процесса, заключается в том, чтобы настроить ребенка на ведение здорового образа жизни.
По сути, понятие здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ и понятие формирования здорового образа жизни являются тождественными. Они являются первостепенными в работе участников образовательного процесса каждого дошкольного учреждения.
Основные правила здоровьесбережения состоят в следующем:
- соблюдать режим дня;
- проявлять двигательную активность;
- обращать внимание на сбалансированность питания;
- поддерживать нормальную психологическую атмосферу и позитивное настроение.
Работая над созданием здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ, необходимо учитывать адаптированные формы работы и особенности возрастной группы. Педагоги в детском саду применяют различные методики для поддержания здоровья малышей и их всестороннего развития.
Двигательная активность
Один из самых популярных и удобных методов в работе с детьми – это степ-аэробика. Этот вид физкультурно-оздоровительной деятельности относится к группе здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Каждое занятие должно длиться не более 10-30 минут. Также степ-аэробика может внедряться в процесс обучения в виде отдельных блоков как элементов каждого физкультурного занятия.
В дошкольном учреждении данный вид занятия, направленный на поддержание двигательной активности, с максимальной продолжительностью (25-30 минут) используется только для детей старших дошкольных групп. Степ-аэробика носит оздоровительно-тренирующий характер и для малышей в форме утренней гимнастики, которая дает не столько оздоровительный, сколько эмоциональный эффект. Длительность занятия с детьми младших групп составляет не более 10-15 минут. Кроме того, элементы степ-аэробики могут быть использованы в виде показательных выступлений на детских праздниках и в качестве развлечения.
Данный вид физкультуры способствует развитию ловкости, быстроты, учит детей ориентироваться в пространстве, укрепляет вестибулярный аппарат. Занятия степ-аэробикой вызывают у детей радость и восторг, дарят им свободу движения, улучшают самочувствие, даря чувство радости и сохраняя позитивное настроение.
Вам будет интересно:Комплексный подход - это... Определение, система, анализ
Еще одной специальной методикой, используемой в работе с детьми, является так называемый «алфавит телодвижений». По ФГОС, целью здоровьесберегающей технологии в ДОУ является повышение двигательной активности детей во время их пребывания в учреждении. Суть данного метода заключается в следующем: необходимо выполнять определенные двигательные действия на любую из букв алфавита. Для детей старших групп это очень увлекательная и забавная игра. «Алфавит телодвижений» состоит из трех десятков поз, каждая из которых соответствует конкретной букве алфавита. Задача детей – зрительно или на слух воспринять название литеры и, сделав правильное движение, изобразить эту букву.
Обучение самомассажу
В дошкольных учреждениях воспитанники получают первые знания и навыки самомассажа, акупунктуры, оказания первой помощи. Если обеспечить систематическое проведение массажа, гарантировано улучшение функций рецепторов проводящих путей, усиление рефлекторных связей коры головного мозга с кровеносными сосудами и мышцами. Например, самомассаж ушных раковин рекомендован для детей с самого раннего возраста. Он способствует улучшению в работе систем организма, развитию усидчивости, концентрации внимания, положительно отражается на интеллектуальных способностях. Самомассаж в игровой форме лежит в основе закаливания и оздоровления детей. Занимаясь самомассажем, играючи, дошкольники получают позитивные эмоции и радость. Упражнения такого плана формируют у ребенка сознательное стремление к здоровому образу жизни, способствуют развитию навыков собственного оздоровления.
Профилактика нарушений зрения
Здоровье играет особенную роль в нашей жизни. Чтобы оставаться здоровым во всех смыслах человеком в нынешнем жизненном темпе, необходимо прилагать серьезные усилия и уделять вопросу оздоровления и профилактики немало внимания. Одной из составляющих физического здоровья, как его неотъемлемой характеристики, является зрение. Видеть мир, его разнообразие и яркие краски – это настоящее счастье. Человек имеет возможность получать это счастье благодаря глазам. Чтобы поддерживать нормальный уровень зрения в детских садах актуальным является применение здоровьесберегающих технологий. В ДОУ используются:
- соблюдение светового режима;
- правильное рассаживание детей на занятиях;
- короткая, но частая гимнастика для глаз.
Во время занятий педагоги проводят физкультминутки или непродолжительные динамические паузы, которые включают в себя также упражнения для глаз с целью профилактики болезней органов зрения.
Психоэмоциональные занятия
Для развития мелкой моторики, ручной умелости и ловкости, координации движений рук в работе с детьми младших групп и дошкольников используется пальчиковая гимнастика. Сам процесс обучения больше похож на не на учебу, а на захватывающую игру, которая обогащает внутренний мир детей, положительно сказывается на концентрации внимания, улучшении памяти, мышления, развитии фантазии и воображения. На ладонях у человека расположено множество точек, воздействуя массажем на которые можно стимулировать различные системы организма.
Уделяется немало внимания и правильному дыханию ребенка. От того, как дышит человек, полностью зависит его здоровье, способность выполнять физические и умственные функции. Тренировка дыхательных мышц оказывает непосредственное влияние на физическую работоспособность и выносливость, укрепление иммунитета, сопротивляемость заболеваниям, в том числе инфекционным. У дошкольников дыхательная мускулатура слабо развита, поэтому в процессе обучения важно прибегать к использованию специальной дыхательной гимнастики для детей.
Немаловажная роль принадлежит упражнения психогимнастики. Во время занятий важно вызвать у группы детей различные ощущения. Например, игра «Тепло-холодно» помогает малышам овладеть навыками самопроизвольной терморегуляции тела. Сначала дети представляют себе, как будто подул холодный ветер, и тут же съежились в комочки. Затем выглядывает солнце – значит, можно согреться, загорать, расслабиться. В этот момент снимается напряжение и расслабляются мышцы туловища.
В учебно-игровом процессе такие игры, как «Веселая пчелка», «Шалтай-болтай», «Плакса и хохотушка» дают малышам волю проявить свои эмоции. Они могут покричать, корчить рожицы и гримасы, раскрепоститься и поднять себе настроение. Кроме того, простые шуточные игры способствуют развитию внутреннего чувства доброты, отзывчивости на чужую боль. Для дошкольников это увлекательная игра, но, помимо радостного настроения и мышечной нагрузки, они получают умиротворенность, ощущение внутренней свободы. Возвращаясь домой, они, словно маленькие волшебники, заряжают своим настроем всех членов семьи и делают взрослых добрее.
По своей природе дети непоседливы и эмоциональны, поэтому особенно важно воспитать у них умение контролировать свои порывы и сдерживать желания. Игра «Минутка тишины» - это один из способов физического отдыха для нервной системы ребенка и отличная тренировка волевых центров. Суть заключается в следующем: воспитатель тихим голосом, почти шепотом концентрирует внимание малышей на правильной позе, на дыхании с закрытым ртом и молчании. Дети должны просидеть спокойно в полной тишине одну минуту.