24-12-2018 22:55

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: цели, виды, задачи, применение

Все самые важные процессы формирования и развития нашего организма происходят в детстве. В дошкольном возрасте у ребенка появляются различные способности, вырабатываются черты характера, складывается модель нравственности. В раннем возрасте закладываются основы физиологического и психологического здоровья человека. Отдельное значение в данном процессе имеют здоровьесберегающие технологии в ДОУ, цель которых заключается в развитии физических качеств, психических и интеллектуальных функций ребенка.

Первостепенные задачи

Чурбан — это не только дерево, но и человекВам будет интересно:Чурбан — это не только дерево, но и человек

В детском саду среднестатистический ребенок проводит большую часть своего времени. Главное предназначение дошкольных образовательных учреждений заключается не только в присмотре за малышами в отсутствие их родителей, но и в подготовке детей к самостоятельной жизни, обучении их элементарным знаниям, умениям и навыкам. В данном контексте немаловажную роль играет отношение воспитателей к состоянию здоровья своих воспитанников и правильное применение здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ.

Под этим термином принято понимать систему мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Он не так давно появился в профессиональном словарном запасе педагогов. Цели здоровьесберегающих технологий в ДОУ за годы их применения не претерпели даже малейших изменений. Это целая система мер по охране и укреплению здоровья детей, перед которой стоят следующие задачи:

  • обеспечить ребенку все условия для возможности сохранения здоровья;
  • дать базовые знания о пользе здорового образа жизни;
  • обучить элементарным навыкам и научить применять их в повседневной жизни.

На каких принципах основываются

Происхождение слова "сорок". Причем здесь птица?Вам будет интересно:Происхождение слова "сорок". Причем здесь птица?

Говоря о здоровье ребенка, как о предмете здоровьесберегающих технологий, имеют в виду не только жизнедеятельность организма и его физиологические характеристики, но и психическое, социальное, нравственное состояние. Исходя из целей здоровьесберегающих технологий в ДОУ, несложно выделить их основные принципы:

  • системность и последовательность;
  • всестороннее и гармоничное развитие личности;
  • сознательное и активное участие ребенка;
  • активность и непрерывность процесса обучения;
  • учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

цели здоровьесберегающих технологий в доу

Классификация мер по охране и укреплению здоровья дошкольников

На сегодняшний день применяется несколько видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ. К ним относятся:

  • медико-профилактические и физкультурные мероприятия;
  • основы социально-психологического благополучия дошкольника;
  • валеологическое просвещение родителей;
  • коррекционные занятия.

Интересные факты об интернете: история создания, особенности использованияВам будет интересно:Интересные факты об интернете: история создания, особенности использования

Каждый из вышеперечисленных типов имеет свои особенности. Так, например, фундаментальными элементами медико-профилактических технологий считают мониторинг здоровья дошкольников, организацию контроля в соблюдении санитарных правил и норм. Цели здоровьесберегающих технологий в ДОУ включают в себя разработку рекомендаций по оптимизации питания детей младшего и дошкольного возраста, физической культуры, закаливания, дыхательной гимнастики, массажа и других профилактических мер (по предотвращению плоскостопия, формированию правильной осанки).

Обеспечение социально-психологического благополучия дошкольника напрямую зависит от педагогического сопровождения. Воспитатель в дошкольном образовательном учреждении должен прививать ребенку и родителям культуру здоровья, обладать валеологическими знаниями, уметь давать объективную оценку своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью. К технологиям валеологического просвещения родителей относят оформление тематических папок-передвижек, проведение родительских собраний, индивидуальных бесед, практических показов и обеспечение нетрадиционных форм взаимодействия с законными представителями детей.

От того, уделяют ли родители внимание здоровью своего чада, правильно ли организовывают режим дня, зависит общее самочувствие и настроение ребенка. Но тогда какова цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ? В образовательном учреждении происходит закрепление навыков и умений, полученных ребенком дома, а новая информация, полученная в детском саду, никогда не станет лишней или тягостной для дошкольника.

Технологии для поддержания общего здоровья и развития

В основе здоровьесберегающих технологий в ДОУ, задача и цель которых – укрепление здоровья дошкольников, лежит комплекс оздоровительных и реабилитационных занятий для дошкольников всех категорий. Отдельно разрабатываются комплексы для детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, заболеваниями центральной нервной системы.

цель использования здоровьесберегающих технологий в доу

Большинство современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ базируются на физической культуре, как средстве профилактики искривления позвоночника. В ходе занятий лечебной гимнастикой преследуется цель предотвратить развитие патологий опорно-двигательного аппарата у дошкольников. Для выполнения упражнений целесообразным считается использование реабилитационного оборудования:

  • ортопедических мячей;
  • «сухих» бассейнов;
  • мягких модулей;
  • детских тренажеров;
  • скакалок;
  • гимнастических палок.

Внедрение в ДОУ здоровьесберегающих технологий, к целям и задачам которых относится поддержание здоровья дошкольников, проходило поэтапно. Немаловажное значение имеет программа закаливания и плавание. Эти виды лечебно-профилактических мероприятий направлены на физическое и умственное развитие детей, они способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, мышечного и дыхательного аппарата, но являются доступными далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Тараканы в голове: что с ними делать?Вам будет интересно:Тараканы в голове: что с ними делать?

В тех учреждениях, где отсутствуют плавательные бассейны, сегодня чаще делают выбор в пользу тренажерных залов для детей. Каждый урок педагоги проводят в строгом соответствии с медицинскими показаниями. Занятия на тренажерах повышают выносливость и улучшают общее самочувствие детей.

Корригирующие занятия

Помимо основной физкультуры, в некоторых дошкольных учреждениях с детьми занимаются йогой, обучают самомассажу, акробатике, спортивным танцам, художественной гимнастике.

какова цель здоровьесберегающих технологий в доу

Интересно, какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в ДОУ, в ходе применения которых используется музыка? На самом деле специалисты отводят особую роль музыке в оздоровлении и лечебно-профилактических программах для детей. Музыка лежит помогает разрабатывать межфункциональные тренинги. Занятия с музыкой значительно обогащают и усиливают оздоровительную направленность всех форм двигательной активности, помогают подготовить детей к школьному обучению.

Целью использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ многие специалисты считают осуществление разносторонней предшкольной подготовки, которая направлена на развитие двигательных навыков, оттачивание механизмов памяти, речи, чтения, мышления, художественно-изобразительной деятельности, музыкальности.

Немало внимания и времени уделяется обучению основам здорового образа жизни, как одного из важных условий сохранения здоровья дошкольников. Объемную работу педагогический состав вынужден проводить и по валеологическому воспитанию детей, беседовать с родителями. Для малышей подбирают специальные приемы и методики, которые позволяют в доступной форме преподнести малышам информацию о строении тела, объяснить, насколько важно правильно питаться, спать днем, ходить на прогулку и др. Таким образом, детей приучают к здоровому образу жизни с ранних лет.

Умственное и психическое развитие дошкольников

Еще одной целью здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС можно назвать формирование у дошкольников доступных знаний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия. Много внимания педагоги уделяют системе обучения малышей младше семилетнего возраста гигиеническим навыкам. На практике наилучшие результаты в усвоении правил здорового образа жизни демонстрируют дети 3-5 лет за счет максимально продуктивной организации сенсомоторной активности. Наилучших результатов удается достичь, если заниматься с детьми в игровой форме, используя тематические, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые и прочие виды игр.

использование здоровьесберегающих технологий в доу

Нельзя забывать и о современных методах укрепления психического здоровья, создании условий для комфортного самочувствия дошкольника. На сегодняшний день совершенствуются разнообразные игровые технологии, использующиеся для поддержания здоровья детсадовцев.

Поскольку эффективность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ зависит от контакта, сотрудничества педагогов и родителей, наибольшее значение приобретают формы взаимодействия между ними. Все более популярными становятся такие форматы встреч, как:

  • родительские собрания, для которых приглашается специалист (психолог) для проведения тестов, консультаций;
  • игровые практикумы;
  • дни открытых дверей;
  • школа успешных родителей;
  • обмен опытом.

Такие занятия будут способствовать повышению педагогической культуры родителей, поможет понять истинное предназначение физического воспитания в укреплении здоровья дошкольника.

Внедрение технологий по поддержанию здоровья детей

Детский сад относится к государственной системе обязательного всеобщего образования. Обучение дошкольников азам жизни, здоровья и правил гигиены – это приоритетное направление деятельности ДОУ. Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии? Главная задача, которая стоит перед педагогами в ходе воспитательно-образовательного процесса, заключается в том, чтобы настроить ребенка на ведение здорового образа жизни.

По сути, понятие здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ и понятие формирования здорового образа жизни являются тождественными. Они являются первостепенными в работе участников образовательного процесса каждого дошкольного учреждения.

Основные правила здоровьесбережения состоят в следующем:

  • соблюдать режим дня;
  • проявлять двигательную активность;
  • обращать внимание на сбалансированность питания;
  • поддерживать нормальную психологическую атмосферу и позитивное настроение.

какую цель преследует здоровьесберегающие технологии в доу

Работая над созданием здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ, необходимо учитывать адаптированные формы работы и особенности возрастной группы. Педагоги в детском саду применяют различные методики для поддержания здоровья малышей и их всестороннего развития.

Двигательная активность

Один из самых популярных и удобных методов в работе с детьми – это степ-аэробика. Этот вид физкультурно-оздоровительной деятельности относится к группе здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Каждое занятие должно длиться не более 10-30 минут. Также степ-аэробика может внедряться в процесс обучения в виде отдельных блоков как элементов каждого физкультурного занятия.

В дошкольном учреждении данный вид занятия, направленный на поддержание двигательной активности, с максимальной продолжительностью (25-30 минут) используется только для детей старших дошкольных групп. Степ-аэробика носит оздоровительно-тренирующий характер и для малышей в форме утренней гимнастики, которая дает не столько оздоровительный, сколько эмоциональный эффект. Длительность занятия с детьми младших групп составляет не более 10-15 минут. Кроме того, элементы степ-аэробики могут быть использованы в виде показательных выступлений на детских праздниках и в качестве развлечения.

Данный вид физкультуры способствует развитию ловкости, быстроты, учит детей ориентироваться в пространстве, укрепляет вестибулярный аппарат. Занятия степ-аэробикой вызывают у детей радость и восторг, дарят им свободу движения, улучшают самочувствие, даря чувство радости и сохраняя позитивное настроение.

Комплексный подход - это... Определение, система, анализВам будет интересно:Комплексный подход - это... Определение, система, анализ

Еще одной специальной методикой, используемой в работе с детьми, является так называемый «алфавит телодвижений». По ФГОС, целью здоровьесберегающей технологии в ДОУ является повышение двигательной активности детей во время их пребывания в учреждении. Суть данного метода заключается в следующем: необходимо выполнять определенные двигательные действия на любую из букв алфавита. Для детей старших групп это очень увлекательная и забавная игра. «Алфавит телодвижений» состоит из трех десятков поз, каждая из которых соответствует конкретной букве алфавита. Задача детей – зрительно или на слух воспринять название литеры и, сделав правильное движение, изобразить эту букву.

цель здоровьесберегающих технологий в доу по фгос

Обучение самомассажу

В дошкольных учреждениях воспитанники получают первые знания и навыки самомассажа, акупунктуры, оказания первой помощи. Если обеспечить систематическое проведение массажа, гарантировано улучшение функций рецепторов проводящих путей, усиление рефлекторных связей коры головного мозга с кровеносными сосудами и мышцами. Например, самомассаж ушных раковин рекомендован для детей с самого раннего возраста. Он способствует улучшению в работе систем организма, развитию усидчивости, концентрации внимания, положительно отражается на интеллектуальных способностях. Самомассаж в игровой форме лежит в основе закаливания и оздоровления детей. Занимаясь самомассажем, играючи, дошкольники получают позитивные эмоции и радость. Упражнения такого плана формируют у ребенка сознательное стремление к здоровому образу жизни, способствуют развитию навыков собственного оздоровления.

Профилактика нарушений зрения

Здоровье играет особенную роль в нашей жизни. Чтобы оставаться здоровым во всех смыслах человеком в нынешнем жизненном темпе, необходимо прилагать серьезные усилия и уделять вопросу оздоровления и профилактики немало внимания. Одной из составляющих физического здоровья, как его неотъемлемой характеристики, является зрение. Видеть мир, его разнообразие и яркие краски – это настоящее счастье. Человек имеет возможность получать это счастье благодаря глазам. Чтобы поддерживать нормальный уровень зрения в детских садах актуальным является применение здоровьесберегающих технологий. В ДОУ используются:

  • соблюдение светового режима;
  • правильное рассаживание детей на занятиях;
  • короткая, но частая гимнастика для глаз.

Во время занятий педагоги проводят физкультминутки или непродолжительные динамические паузы, которые включают в себя также упражнения для глаз с целью профилактики болезней органов зрения.

здоровьесберегающие технологии в работе доу

Психоэмоциональные занятия

Для развития мелкой моторики, ручной умелости и ловкости, координации движений рук в работе с детьми младших групп и дошкольников используется пальчиковая гимнастика. Сам процесс обучения больше похож на не на учебу, а на захватывающую игру, которая обогащает внутренний мир детей, положительно сказывается на концентрации внимания, улучшении памяти, мышления, развитии фантазии и воображения. На ладонях у человека расположено множество точек, воздействуя массажем на которые можно стимулировать различные системы организма.

Уделяется немало внимания и правильному дыханию ребенка. От того, как дышит человек, полностью зависит его здоровье, способность выполнять физические и умственные функции. Тренировка дыхательных мышц оказывает непосредственное влияние на физическую работоспособность и выносливость, укрепление иммунитета, сопротивляемость заболеваниям, в том числе инфекционным. У дошкольников дыхательная мускулатура слабо развита, поэтому в процессе обучения важно прибегать к использованию специальной дыхательной гимнастики для детей.

Немаловажная роль принадлежит упражнения психогимнастики. Во время занятий важно вызвать у группы детей различные ощущения. Например, игра «Тепло-холодно» помогает малышам овладеть навыками самопроизвольной терморегуляции тела. Сначала дети представляют себе, как будто подул холодный ветер, и тут же съежились в комочки. Затем выглядывает солнце – значит, можно согреться, загорать, расслабиться. В этот момент снимается напряжение и расслабляются мышцы туловища.

В учебно-игровом процессе такие игры, как «Веселая пчелка», «Шалтай-болтай», «Плакса и хохотушка» дают малышам волю проявить свои эмоции. Они могут покричать, корчить рожицы и гримасы, раскрепоститься и поднять себе настроение. Кроме того, простые шуточные игры способствуют развитию внутреннего чувства доброты, отзывчивости на чужую боль. Для дошкольников это увлекательная игра, но, помимо радостного настроения и мышечной нагрузки, они получают умиротворенность, ощущение внутренней свободы. Возвращаясь домой, они, словно маленькие волшебники, заряжают своим настроем всех членов семьи и делают взрослых добрее.

По своей природе дети непоседливы и эмоциональны, поэтому особенно важно воспитать у них умение контролировать свои порывы и сдерживать желания. Игра «Минутка тишины» - это один из способов физического отдыха для нервной системы ребенка и отличная тренировка волевых центров. Суть заключается в следующем: воспитатель тихим голосом, почти шепотом концентрирует внимание малышей на правильной позе, на дыхании с закрытым ртом и молчании. Дети должны просидеть спокойно в полной тишине одну минуту.



Источник