- Индивидуализация это&hellip
- Технологии дифференциации и индивидуализации обучения
- Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения
- Интернет-технологии в индивидуальном обучении
- Индивидуальная форма организации работы на уроках
- Формирование индивидуального образовательного маршрута
- Система индивидуальных занятий
- Индивидуальный подход в дошкольном образовании
- Дифференциация обучения и развития в детском саду
Обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в обычной школе или детском саду – задача не из простых. Однако именно такие требования диктуются образовательными стандартами и реалиями современной жизни. Педагог помогает учащемуся не только пройти учебную программу, но и раскрыть свои способности, понять, какая сфера деятельности ему ближе. Осуществить такую задачу можно при помощи различных технологий индивидуализации обучения.
Индивидуализация это…
Индивидуальный подход в педагогической практике предполагает ориентацию на особенности учащегося и их учет при построении учебного процесса. Работая с группой в целом, педагог использует разные схемы сотрудничества с каждым ее членом.
Вам будет интересно:Сфера влияния - это... Определение и классификация, особенности
Индивидуализация обучения основывается на выборе таких форм, темпа и направлений работы, которые соответствуют особенностям учеников. Для этого требуется профессиональная педагогическая диагностика личностных характеристик ребенка при проектировании программ его обучения.
Такая постановка проблемы позволяет ответить на вопрос, почему индивидуализацию обучения называют проникающей технологией. Принцип индивидуального подхода может быть использован в любой методике. Например, это может проектная форма, игровая или проблемная.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения
Вам будет интересно:Что такое САР: краткая история аббревиатуры
Современная школа ориентирована на то, чтобы сделать принцип индивидуализации основой образовательного процесса. Технология индивидуализации обучения предполагает, что личностно-ориентированный подход к ребенку становится приоритетным. Классическими примерами методик индивидуализированного обучения можно считать:
- адаптивную систему А.С. Границкой;
- технологии продуктивного сотрудничества;
- проектный метод;
- обучение на базе индивидуального учебного плана В.Д. Шадрикова.
Часто они применяются совместно с дифференцированным подходом. Под дифференциацией понимается способ учета индивидуальных личностных особенностей при построении учебного процесса. Это может быть разделение учащихся на группы, содержание, цели и методы обучения которых будут различны. Каждый член команды при таком варианте достигает максимального для себя уровня в развитии и познании.
Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения
Вам будет интересно:Проведенные переписи населения СССР
Данная технология предполагает, что ученик усваивает не весь объем программного материала, а столько, сколько позволяют его возможности, но не меньше минимально допустимого уровня. Такая ступенчатая дифференциация предполагает наличие нескольких вариантов программ по предмету, которые будут отличаться объемом и уровнем сложности. Подобная технология индивидуализации обучения и развития позволяет:
- повысить мотивацию внутри групп;
- исключить принцип «усреднения» учащихся;
- создать комфортные условия для учебной работы;
- обеспечить личностно-ориентированный подход.
Дифференциация может строиться по принципу разделения учебных заведений (общеобразовательная школа, коррекционная, гимназия), создания разных уровней внутри учреждений (уклон, профиль, класс компенсирующего обучения) и классов (разновозрастные группы, факультативы).
Интернет-технологии в индивидуальном обучении
Информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни, заняв особую нишу в образовательном процессе: доступ к информации, возможность заниматься дистанционно, осуществлять сетевые проекты. Информатизация является одной из самых эффективных технологий индивидуализации обучения на сегодняшний день, позволяя сформировать образовательную траекторию и для одаренных, и для отстающих учеников. В сфере интернет-обучения выделяют ряд основных моделей дистанционного взаимодействия:
- «интернет – школа» (использование информационных ресурсов на очных занятиях);
- «ученик – интернет – педагог» (сочетание очных занятий в школе и дистанционной работы с преподавателями);
- «школа – учащийся – интернет» (школьные уроки дополняются сетевым самообразованием).
При работе с сетевыми ресурсами учащемуся задаются общие векторы поиска информации, а уровень ее сложности и творческого применения зависит от его способностей.
Индивидуальная форма организации работы на уроках
К уроку в современной школе предъявляют особые требования. Использование технологий индивидуализации обучения – одно из них. В этом случае каждый ученик или группа учащихся одного уровня получают индивидуальные задания, отличающиеся степенью сложности и креативности. Также может варьироваться время выполнения единого для всего класса задания.
Такие формы работы предполагают изменение позиции педагога, которому необходимо дифференцировать уровень помощи, оказываемой ученикам из разных групп.
В идеале ученик, получив кейс для выполнения, самостоятельно определяет последовательность действий, темп работы, оценивает полученный результат. Но для слабо успевающих учеников важна поддержка педагога и наличие алгоритмов действий.
Формирование индивидуального образовательного маршрута
Технологии индивидуализации обучения находят отражение в основной образовательной программе школы и учебном плане, который предусматривает так называемый «ученический компонент». Речь идет о подборе содержания обучения, темпа, способов оценки результатов, которые складываются в особую индивидуальную образовательную траекторию учащегося. Выстраивание такой траектории происходит по следующему алгоритму:
Система индивидуальных занятий
Технология индивидуализации обучения предусматривает создание определенных алгоритмов по составлению программ, которые предоставляются учащемуся как некий образец, который он может дополнить и переработать. В результате образовательный процесс строится на основе индивидуальных учебных планов. Чаще всего такой подход применяется в старших классах, чтобы избежать перегрузок учащихся.
Индивидуальные планы способствуют профессиональной ориентации учеников и позволяют учесть интересы всех участников образовательного процесса.
Образовательное учреждение определяет набор курсов и учебных предметов, доступных для освоения, затем формируется учебный план и расписание. В результате ученики одного класса изучают дисциплины на разном уровне и в разных формах.
Внедрению индивидуальных планов должен предшествовать подробный анализ кадровых, материальных, содержательных условий образовательной среды организации, а также способностей и психологических особенностей выпускников основной школы.
Индивидуальный подход в дошкольном образовании
Технология индивидуализации обучения в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) является одним из ключевых компонентов федерального стандарта. Это отражается в вариативности образовательных программ, видов детской деятельности. При выборе методов и форм взаимодействия педагога и воспитанника учитывается изначальный уровень интеллектуальных способностей, эмоциональных особенностей ребенка.
Индивидуализация происходит на нескольких уровнях.
В масштабе группы формируется своя микросистема (интересы, занятия, правила поведения), в рамках которой ребенок может выбирать партнера по игре, материал для творчества, темп работы.
На уровне подгруппы, если воспитатель определил склонность нескольких ребят к тому или иному виду деятельности. В этом случае могут быть подключены ресурсы дополнительного образования.
Индивидуальный подход бывает необходим при работе с конкретным ребенком в группе, в случае если уровень его способностей заметно отличается от принятой нормы.
Дифференциация обучения и развития в детском саду
Вариативность современной системы дошкольного образования гармонично сочетается с технологиями индивидуализации и дифференциации обучения в ДОУ. Это отражается на принципах формирования развивающей среды группы и способах взаимодействия взрослого и ребенка. Планировка, оборудование, наполнение групп игровыми материалами направлены на индивидуальное развитие детей.
Ребенок может выбрать одну из нескольких тематических зон (сюжетной игры, речевого развития, экспериментирования), предметы и материалы, определить, с кем он хочет выполнять те или иные действия. Задача воспитателя – предложить ребятам виды занятий, которые представляют собой определенный познавательный вызов. Педагог не указывает прямо, что нужно сделать, а подводит ребят к высказыванию собственных идей, учитывая при этом их индивидуальные особенности. Эффективным приемом в этом случае становится опора на потенциал ребят с более высоким уровнем познавательных и творческих способностей, которые могут помочь остальным.