06-01-2019 11:55

Развитие речи младшего школьника: уровни, особенности, приемы и методики развития

Общение непременно включается в список важнейших факторов, воздействующих на психического развития человека. Благодаря контактам со взрослыми людьми дети начинают усваивать опыт, полученный предшествующими поколениями. Но при этом полноценное владение родным языком является еще и средством познания. Его можно считать одним из наиболее важных приобретений детей, достигших школьного возраста.

Обогащение словарного запаса и развитие речи ребенка – важнейший компонент становления личности. С его помощью младшие школьники осваивают ценности национальной культуры, а также знакомятся с эстетическими и нравственными нормами социума. Именно поэтому педагоги начальных классов уделяют большое внимание развитию речи своих учеников.

Актуальность проблемы

Нихонго Нореку Сикэн: уровниВам будет интересно:Нихонго Нореку Сикэн: уровни

Каждый учитель понимает, что развитие речи младшего школьника является ключом к успешному освоению им всех предметов не только в начальных классах, но и в дальнейшем, при переходе от одного этапа обучения к другому. Помимо этого, по данному показателю, как правило, определяется уровень культуры, интеллекта и мышления человека. Однако в современном мире недостаточно знать правила грамматики, которые имеются в родном языке.

две девочки разговаривают и идут по дороге

Человеку важна способность в свободном выражении своих мыслей и владении культурой речи. Этим и вызвана необходимость работы по развитию речи младших школьников. Ее основной задачей является усиление позиций творческого направления и развитие способностей детей к коммуникации.

Основные периоды развития

Речь представляет собой специфический вид деятельности людей. Она является реализацией мышления, в основе которой лежит использование средств языка. Среди основных функций речи выделяют сообщение и общение, эмоциональное самовыражение, а также воздействие на других людей. Богатый словарный запас и умение говорить являются одними из способов познания действительности.

Что такое фонтан? Виды и значенияВам будет интересно:Что такое фонтан? Виды и значения

мама с малышом

Именно поэтому достаточный уровень развития речи младшего школьника выступает для ребенка средством для успешного обучения.

Способность к общению у человека проходит несколько стадий совершенствования:

  • Младенческий возраст. Это период, длящийся до года жизни, на протяжении которого у ребенка развиваются лепет и «гуление».
  • Ранний возраст. Длится он с 1 годика до 3 лет. На протяжении этого периода маленький человек овладевает звуковым и слоговым составом слов, а также их простейшими связями в предложении. Речь детей в этом возрасте - ситуативная и диалогическая.
  • Дошкольный период (до 6 лет). В этот временной промежуток происходит становление контекстуальной и монологической речи, а также появляется одна из ее форм – внутренняя.
  • Возраст младшего школьника. В этот период, длящийся до 10 лет, ребенок осознает формы речи и овладевает ее письменным выражением. У него возникает понятие о норме и литературном языке. Интенсивно развивается в таком возрасте и монологическая речь.
  • Средний школьный период. В возрасте от 10 до 15 лет дети овладевают литературными нормами, а также функциональными стилями. Происходит у них и начало оформления собственного стиля произношения.
  • Старший школьный период. В возрасте до 17 лет дети совершенствуют свою культуру речи. Они овладевают научным языком. Происходит в старшем школьном периоде и окончательное становление собственного индивидуального стиля.
  • Классификация речи

    Атомно-эмиссионная спектроскопия (атомно-эмиссионный спектральный анализ): основные звенья, схема, назначениеВам будет интересно:Атомно-эмиссионная спектроскопия (атомно-эмиссионный спектральный анализ): основные звенья, схема, назначение

    Общение бывает разным. В целом речь подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Первая из них представляет собой передачу мыслей в форме звуков или графических знаков другим людям. Внутренняя речь имеет обращение к самому себе. Это не произнесенные и не написанные мысленные фразы. Стоит отметить, что именно внутренняя речь необходима детям для усвоения ими новых знаний.

    В свою очередь, внешняя форма общения делится на две группы – диалогическую и монологическую. Что представляет собой каждое из этих двух понятий?

    Диалог является разговором, который ведут между собой двое и более людей. При этом каждое из их высказываний зависит от ситуации и от реплик собеседника. Во время диалога развернутые высказывания, как правило, не применяются.

    Монолог является речью, обращенной к самому себе или к слушателям. Исходя из стоящих перед человеком задач и сложившейся ситуации, он может использовать такие виды передачи информации, как чтение и письмо, слушание и говорение. Последние два понятия относят к устной речи. Письмо и чтение - к письменной. Все эти элементы достаточно важны. Так, письмо и говорение необходимы для создания речевого высказывания. Слушание и чтение важны для восприятия того, о чем говорит человек.

    Характеристика речи детей начальной школы

    Каким образом общается человек, во многом зависит от ситуации, в которой он находится, от его опыта, темперамента, характера, физического состояния, интересов и способностей. Используя речь, дети изучают учебные предметы, общаются друг с другом, а также воздействуют на своих сверстников и на себя. При этом чем активнее будет происходить развитие речи младшего школьника, тем большим уровень его возможностей к познанию, а также освоению культурных ценностей.

    дети сидят на полу с рюкзаками

    Каковы характерные черты общения детей в начальных классах? С поступлением в школу одним из ведущих направлений деятельности ребенка становится учебная. В связи с этим среди особенностей развития речи младших школьников отмечается расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, в том числе и с учителями, которые служат для детей основным источником получения знаний и образцом для подражания.

    Высказывания ребенка этого возраста отличает непосредственность. Чаще всего она выражается в повторах с преобладанием сжатого, непроизвольного и реактивного (диалогического) общения.

    Развитие связной речи у младших школьников происходит при прохождении курса обучения. Во время занятий педагог ставит перед учениками задачу научиться говорить правильно. Детям при этом необходимо давать развернутые и полные ответы на его вопросы, не использовать повторов и связно пересказывать заданный материал. Обучающиеся овладевают программированной, активной, монологической и коммуникативной речью.

    Исходя из данных исследований, проведенных психологами, письменная речь младших школьников беднее устной. Однако устранить эту разницу можно довольно быстро. Достаточно лишь проводить необходимые занятия по развитию речи младших школьников. И тогда уже к 3 классу в письменной речи детей можно наблюдать более высокий процент прилагательных и существительных и меньший объем союзов и местоимений, которые характерны для устного разговора.

    Атомно-эмиссионная спектроскопия (атомно-эмиссионный спектральный анализ): основные звенья, схема, назначениеВам будет интересно:Атомно-эмиссионная спектроскопия (атомно-эмиссионный спектральный анализ): основные звенья, схема, назначение

    Развитию письменной речи младших школьников способствует их знакомство с орфографией и грамматикой. По мнению психологов, получение таких знаний приводит к повышению требования детей к анализу слов по их звукам. При этом у ребенка данного возраста происходит превращение слухового образа в зрительно-двигательный.

    Среди особенностей развития речи младших школьников можно выделить и постепенное обучение навыкам, позволяющим отличить написание и произношение. Оканчивая начальную школу, дети уже свободно меняют время рассказа, подлежащего изложению. Они придумывают истории на заданные темы, исходя из предложенного плана и имеющихся грамматических конструкций.

    Развитие речи младшего школьника происходит и в то время, когда он обучается проводить анализ слова. Ведь при использовании приставок или суффиксов ребенок осваивает лексическое направление своего родного языка. Он начинает быстрее подбирать нужные слова, чтобы выразить свои мысли и точно определить качества предметов. Изучению правил орфографии, а также овладению синтаксисом способствуют сочинения и пересказы, выполняемые учеником.

    Развитие устной речи младших школьников выражается и в вырабатывании у них навыков чтения. Другими словами, дети начинают достаточно быстро и правильно распознавать буквы и их сочетания, превращая увиденные символы в слова. На то, что чтение становится осмысленным, указывают правильные интонации. Дети в начальных классах уже способны обращать внимание на восклицательный и вопросительный знаки, которые находятся в конце предложения. Со временем осмысленность чтения можно увидеть и в более тонкой его интонационной выразительности.

    В развитии речи и мышления младших школьников психологи отмечают важность такого процесса, как интериоризация. Он представляет собой переход от чтения вслух к произношению текста про себя. Интериоризация помогает развитию речи детей, что во многом влияет на изменение их мышления и понимания. Так, при поступлении в школу ребенок обладает лишь наглядно-действенным и элементарно-образным восприятием мира. В дальнейшем его мышление вырастает до словесно-логического и конкретно-понятийного. Этому способствует активное усвоение и использование речи. Она представляет собой одно из средств мышления и способствует решению самых разнообразных задач. При этом развитие речи будет идти намного успешнее, если ребенок научится рассуждать вслух, произносить словами ход мысли и озвучивать полученный результат.

    Таким образом, развитие речи у младших школьников происходит благодаря воздействию учебного процесса. При этом дети начинают осознавать все те функции, которые возложены на произносимые ими слова. Это позволяет ребенку начинать планировать, предвидеть те реакции, которые могут возникнуть у собеседника, а также говорить о своих замыслах.

    Для наиболее эффективной работы с детьми педагогу необходимо выявлять уровни развития речи младших школьников. Сделать это можно с помощью различных методик. Рассмотрим их подробнее.

    Определение понятий

    При использовании данной методики школьнику предлагаются различные наборы слов.

  • Острый и кусать, соединять и качаться, герой и мех, зонтик и газета, гвоздь и велосипед.
  • Тупой и бить, объединяться и двигаться, друг и перья, плащ и книжка, кнопка и самолет.
  • Колючий и щипать, связывать и бежать, трус и чешуя, сапоги и журнал, шуруп и автомобиль.
  • Режущий и толкать, складывать и вертеться, ябеда и пух, шляпа и письмо, скрепка и автобус.
  • Шершавый и ударять, собирать и спотыкаться, враг и шкура, ботики и афиша, прищепка и мотоцикл.
  • Перед началом проведения диагностики развития речи младших школьников ребенку дается определенная инструкция. Он должен рассмотреть описанные выше наборы слов и представить себе, что встретил человека, который ничего не знает об их значении. Объяснить их смысл и предстоит школьнику. После этого ребенок должен дать определение слов, которые были выбраны наугад из пяти наборов. Если школьник правильно разъяснил слово, то он получит 1 балл. При не вполне точном описании – 0,5 балла. Неправильное разъяснение оценивается в 0 баллов. На выполнение каждого задания школьнику отводится 30 секунд.

    Выяснение пассивного запаса слов

    Согласно данной методике по определению уровня развития речи, ребенку предлагаются те же пять наборов из десяти слов, описанных выше. Для получения необходимых результатов исследователь зачитывает школьнику любое слово из первого ряда и предлагает выбрать ему из других групп то, что более всего подходит по смыслу. При этом каждый из этих наборов прочитывается педагогом или психологом вслух. Так, к слову «велосипед» должно быть подобрано слово «самолет». Ведь и то, и другое понятие относят к транспортным средствам.

    Выяснение активного запаса слов

    При использовании данной методики школьнику предлагаются рисунки с изображениями различных предметов и людей. Смотреть на них ребенок должен в течение 3-4 минут. После этого ему необходимо составить подробный рассказ о действиях, которые изображены на картинке, и о представленных там предметах. Речь ребенка при этом должна быть зафиксирована в специальном протоколе. В дальнейшем полученные данные подвергаются анализу, что позволяет выявить тот или иной уровень развития речи ученика, который зависит от полученных ребенком баллов.

    При необходимости педагогу понадобится применить на своих уроках специально разработанные методики. Рассмотрим их подробнее.

    Имитативные

    Эти методы развития речи младших школьников предусматривают обучение детей по образцам. При этом используется широкий спектр приемов. Среди них:

    • различные виды пересказа предложенных текстов (сжатый, выборочный, с творческими изменениями и т.д.);
    • письменное изложение материала, с изменением рассказа для его сценического воплощения и т.д.

    При использовании методики развития речи младших школьников по образцу нередко задействуют и более мелкие упражнения. Так, ученикам может быть предложено составление текста по аналогии с каким-либо уже озвученным, отработка интонаций произношения и пауз по примеру их исполнения педагогом.

    По образцам дети могут работать над разнообразными жанрами, которые приняты в общественной жизни и в литературе, над описанием произведения, над стилистическими, а также композиционными особенностями очерка, рассказа или же деловых бумаг, то есть заявлений, объявлений, телеграмм и т.д.

    девочка пишет

    При применении имитационных методов на уроках развитие речи младших школьников проявляется в повышении самостоятельности, а также в познавательной активности детей. Выражается это в выборе произведений литературы и авторов, в осуществлении предварительного языкового анализа, а также в проводимой логической работе (сжатии текста, его выборочной передаче, в составлении плана и в делении рассказа на части).

    Коммуникативные

    Используемые в данных методах приемы развития речи младших школьников предполагают:

    • Создание определенных речевых ситуаций или же их выбор из жизни.
    • Подключение ролевых игр и труда, походов и экскурсий, специально организованных наблюдений, а также других способов, позволяющих накопить материал и впечатления.
    • Применение любых видов деятельности, в процессе которых появляется потребность в высказывании.
    • Создание воображаемых сюжетов.
    • Подбор разнообразных жанров (выступлений по радио, докладов, рекламы, телепередач).
    • Пробу написания собственного текста в прозе или в стихах.

    Точка - это... Значение и толкование слова "точка"Вам будет интересно:Точка - это... Значение и толкование слова "точка"

    При применении коммуникативной методики развития речи младших школьников от детей понадобится овладение системой умений, состоящей из семи групп. В их число входят:

    • связанные с темой предлагаемого сочинения и ее раскрытием;
    • позволяющие подчинить составленный учеником рассказ определенному смыслу с выражением собственной мысли, эмоций и отношений к поступкам героев;
    • позволяющие собрать и накопить материал, выделив из него главное и второстепенное;
    • способствующие систематизации текста, составлению его плана и работе над композицией;
    • позволяющие подготовить соответствующий теме словарь, а также подбирать фразеологию, образы и т.д.;
    • позволяющие составить текст, записав его без ошибок или изложив устно, применяя элементы импровизации;
    • помогающие совершенствовать уже написанное, проверяя пунктуацию, орфографию, а также производя редактирование.

    При применении подобной методики на уроках развитие речи младших школьников выражается в их умении критически анализировать сказанное не только собой, но и сверстником, рецензировать сочинения, написанные другими учащимися, а также объяснять допущенные ошибки и выявлять их причины.

    учительница учит с детьми букву

    Стоит отметить, что составленные детьми рассказы имеют огромную воспитательную силу, так как являются самовыражением личности ученика.

    Конструирование

    На первый взгляд кажется, что задачи развития речи младшего школьника вполне можно было бы решить при использовании метода «по образцам», а также коммуникативного. Однако для получения более полного эффекта необходима опора не только на литературные образы и потребность в общении, но и на сознательное составление детьми текста. Для этого и используется метод конструирования, который предполагает использование разнообразных приемов, среди которых:

    • толкование смысла слов и значений их эмоционально-экспрессивных оттенков;
    • работа с антонимами, синонимами и паронимами, а также фразеологическими единицами, которые включаются в составляемый школьником текст;
    • исправление ошибок, допущенных в процессе устной речи и письменного изложения;
    • работа с толковым, орфографическим, синонимическим и словообразовательным словарями.

    Существует и такая группа приемов методики конструирования, которая предполагает собой:

    • составление детьми словосочетаний с имеющимися словами;
    • проверку сочетаемости слов при использовании словарей или на основании языкового чутья;
    • составление предложений по заданным моделям и схемам;
    • выражение детьми определенной мысли в разнообразных синтаксических вариантах;
    • перестройку структуры распространенного предложения;
    • работу над логическими ударениями и паузами.

    Использование игр

    С помощью каких эффективных средств развитие речи младших школьников может быть ускорено, что позволило бы ребенку эффективнее научиться свободно выражать собственные мысли? Для этого необходимо создать для школьника благоприятные условия. В начальных классах сделать это поможет использование игры. Она является особой формой содружества, сотрудничества и общения, выводящей возможности и интересы ребенка на уровень творчески мыслящей личности. В образовательных учреждениях используются игры трех групп, а именно:

  • Короткие. Это игры сюжетно-ролевые, предметные и другие. Они позволяют развить интерес к учебе и решить конкретные задачи по усвоению правил, отработки навыков и т.д.
  • Игровые оболочки. Такие занятия являются более продолжительными по своему времени. Как правило, длятся они на протяжении урока. Однако порой подобные игры в начальной школе могут охватывать весь учебный день.
  • Развивающие длительные игры. Они больше похожи на выполняемое дело и способны продолжаться довольно долго, вплоть до нескольких лет.
  • Широкое распространение в обучающей деятельности получили дидактические игры. Помимо развития речи они берут на себя еще и функцию повышения интеллекта учеников. Использование дидактической игры при обучении учащихся младших классов позволяет устранить ряд трудностей в изучении и закреплении материала. Применяют педагоги это средство и на внеклассных занятиях.

    дети идут по коридору

    Существует специально разработанный комплекс игр, которые направлены на развитие речи младших школьников. Одни из них – графические. Используются эти игры в связи с тем, что дети, поступившие в первый класс, пока еще не умеют писать. Однако они вполне способны фиксировать собственные мысли, используя рисунок. Любое изображение школьник легко превращает в рассказ, который можно не один раз «перечитывать» и дополнять.

    Среди игр, разработанных для развития речи, существуют и «объяснялки». При их применении детям предстоит давать определение изучаемого в школе понятия так, как они сами его понимают.

    Разработана и применяется также целая группа картинных игр. Педагог предлагает детям различные иллюстрации, по которым им предстоит составить рассказ или сочинить историю.

    дети занимаются рисованием

    Для развития речи младших школьников используются игры на объединение, сравнение и классификацию. В этом случае детям предстоит сгруппировать предметы по тем или иным заданным признакам. Довольно популярными в современной системе образования являются ролевые игры. Детям при этом предлагается самим устанавливать правила, подбирать для себя персонажей и придумывать сюжет.

    Выбор той или иной игры обуславливается этапом урока, его содержанием и целями. Учителю при этом отводится ведущая роль. Ведь эффективность игры во многом будет зависеть от отношения к ней педагога, а также от его заинтересованности в результатах. Во время игры ребенок прекрасно осваивает язык, одновременно с этим накапливая знания и развивая свое воображение и мышление.



    Источник