Под термином «Дигесты Юстиниана» принято понимать сборник юридических нормативов, представлявший собой компиляцию трудов римских правоведов. Этот документ, созданный в 530-533 гг., по приказу византийского императора Юстиниана I (фото мозаики с его портретом открывает статью) был включен в свод законов, объединенных затем под общим названием «Римское гражданское право» и оказавших впоследствии большое влияние на формирование всей мировой юриспруденции.
Законы, освященные именами императоров
Вам будет интересно:Урок по теме "Умножение многочлена на одночлен"
Особенность древнеримской юриспруденции состояла в том, что в ней предусматривалось совершение всех процессуальных актов исключительно профессиональными юристами, в сферу деятельности которых входило: составление исков и оформление сделок, выступление в суде от имени ответчиков, а также ведение гражданских и уголовных дел.
Авторитет наиболее видных юристов был необычайно высок, и их мнение порой имело больший вес, чем закон, под действие которого подпадал рассматриваемый в суде вопрос. Такому положению вещей во многом способствовали верховные правители. Например, известен эдикт, изданный Октавианом Августом (63 г. до н. э. – 14 г.), в котором он предписывал мнение, высказываемое наиболее видными правоведами, приравнивать к изъявлению императорской воли. Фото его скульптуры приведено ниже.
Вам будет интересно:Институт культуры в Минске: история, факультеты и особенности поступления
Более того, им было установлено так называемое право ответов, наделявшее юристов полномочиями диктовать свое решение высокопоставленным должностным лицам. Подобную же позицию впоследствии занимал и его преемник Тиберий, правивший с 14 по 37 год. Таким образом, Дигесты – это свод законов, освященный именами римских венценосцев.
Империя, охваченная кризисом
Предпосылкой для создания законов Дигеста послужила обстановка, сложившаяся в Римской империи к середине III века и отмеченная кризисом во всех областях жизни, вызванным непомерно разросшейся императорской властью. Характерной особенностью этого периода стал упадок юриспруденции.
Вам будет интересно:Российский капитан Иван Дмитриевич Якушкин: биография, достижения и интересные факты
Правители, возглавлявшие через два столетия после Октавиана Августа и Тиберия величайшую, по тем временам, империю, во многом ограничили полномочия юристов, упразднив к тому же институт «права ответов» и возложив на себя роль высшего арбитра по всем спорным вопросам. Такое положение вещей способствовало вынесению предвзятых решений, часто продиктованных не сутью разбираемого дела, а лишь настроением, в котором пребывал на тот момент венценосец. Принято считать, что это стало одной из причин последовавшего вскоре краха Римской империи.
Наследники римского законодательства
Дигесты – это свод законов, хоть и почерпнутых из римской юриспруденции, но составленных и увидевших свет уже в Византии – восточной части распавшейся к тому времени великой империи. В 527 году на ее трон взошел крайне честолюбивый император – Юстиниан I, мечтавший не только войти в историю благодаря военным победам, но и стяжать лавры законодателя. Византийское право в тот период опиралось на законы, унаследованные от Рима, но находившиеся в крайне хаотичном состоянии. Многие из них противоречили друг другу, а часть юридической литературы была недоступна для использования.
Получившая широкую известность уже в период Новейшей истории книга «Дигесты Юстиниана» стала результатом трудов по систематизации и упорядочиванию той правовой базы, которая досталась Византии от Рима. Следует заметить, что работой над ныне известной редакцией свода законов занимался не сам Юстиниан, хотя во всех изданиях этого труда на титульном листе ставится его имя. Подлинным автором Дигест является крупный византийский сановник VI века Трибониан, которому было поручено это хлопотное дело. В истории не редкость, когда лавры достаются не исполнителю, а тому, кто отдавал распоряжение.
Титанический труд
Через три года после своего восшествия на престол честолюбец Юстиниан издал особый указ, на основании которого была создана комиссия, состоявшая из четырех профессоров юриспруденции и одиннадцати наиболее видных адвокатов и возглавляемая упомянутым выше Трибонианом. Перед ней стояла поистине грандиозная задача – разобрать и систематизировать все правовое наследие римских юристов, исключив из него явно устаревшие нормативные акты.
Чтобы представить себе объем предстоявшей работы, достаточно сказать, что правоведы должны были подробно изучить и привести в надлежащий порядок 2 тыс. (!) книг, содержавших в себе около 3 млн строк рукописного текста. По современным меркам это соответствует 3 тысячам печатных листов или 100 полновесным томам.
Организация работы над сводом законов
В Византии автор Дигест (настоящий автор – Трибониан) не зря пользовался репутацией высокомудрого государственного мужа, обладавшего способностью благополучно выходить из самых сложных ситуаций. Не подвел он своего венценосного шефа и в этот раз, разделив членов вверенной ему группы на три подкомиссии, перед каждой из которых поставил конкретную и четко сформулированную задачу.
Так, члены первой группы занимались исключительно вопросами, относящимися к «цивильному», то есть общегосударственному праву, получившему в Риме широкое развитие и не имевшему затем аналогов в мировой практике. Их коллегам из второй подкомиссии было поручено изучить и отредактировать, с учетом требований текущего момента, труды таких корифеев римского права, как Публий Цельс, Ульпиан, Гай и Модестин. Что же касается членов третьей группы, то они, занимаясь вопросами гражданского права, должны были углубиться в сочинения Сцеволы, Павла и Ульпиана. Таким образом, составленные в Византии и дошедшие до нашего времени Дигесты – это результат труда целого коллектива юристов, возглавляемых Трибонианом.
Завершение трехлетнего труда
На основании записей, оставленных непосредственными исполнителями этого проекта, а также углубленного анализа составленных ими текстов исследователи отмечают необычайную тщательность, с которой была проделана порученная работа. Установлено, в частности, что членами комиссии использовались преимущественно оригинальные рукописи, и лишь в крайних случаях они заменялись позднейшими копиями. Кроме того, подлежали скрупулезной проверке все цитаты из юридических трактатов, включенных в римские Дигесты и служивших для членов комиссии исходным – базовым материалом.
Столь масштабный проект удалось осуществить в течение трех лет, и в середине декабря 533 года он был принят императором Юстинианом, утвердившим его в качестве свода действующих законов Византийской империи и поставившим на титульном листе собственное имя. Тогда же вышел и высочайший указ, согласно которому под страхом самого сурового наказания запрещалось давать Дигестам комментарии. Официально было объявлено, что это может исказить мнение древних авторов, на деле же Юстиниан стремился единолично владеть правом толкования законов.
Постулаты, ставшие основой византийских законов
Поскольку византийские Дигесты – это компиляция трудов римских авторов, в их основу были положены выдвигавшиеся ими постулаты, многие из которых остаются актуальными и по сей день. Так, в случае неясности прав тяжущихся сторон суд обязан отдавать предпочтение ответчику, а не истцу, и если к данному случаю не подходит ни один нормативный акт, то следует руководствоваться элементарной справедливостью. Кроме того, важнейшими положениями Дигест являются запреты считать человека виновным прежде, чем это было доказано в суде, и дважды наказывать за одно и то же преступное деяние.
Христианские принципы законодательства
Следует отметь также акцент, сделанный составителями документа на необходимости подходить к вынесению приговора с учетом не только закона, под действия которого подпадает совершенное преступление или гражданская тяжба, но гуманизма и справедливости, положенных в основу христианского вероучения, являвшегося государственной религией Византии. В одной из статей документа даже указывается на то, что естественная справедливость должна доминировать над буквой закона. Как известно, законодательные нормативы ранее существовавших государств Древнего мира ничего подобного не знали.