Кирилло-Мефодиевское общество - тайная политическая организация в Российской империи, которая выступала против крепостного права. Она существовала в 1846-1847 гг., организована была по инициативе Николая Ивановича Костомарова, автора многотомного издания по русской истории. Конечной целью участников этой организации было образование союза демократических славянских республик, центром которого должен был стать Киев. Важная роль в союзе отводилась украинцам. Члены братства считали их особенно свободолюбивым народом, склонными к демократизму. Названа организация была в честь просветителей и святых Кирилла и Мефодия. В этой статье пойдет речь об истории создания организации, ее задачах и членах.
История появления
Вам будет интересно:Щепетильно — это многозначное наречие
Кирилло-Мефодиевское общество стало первой в Российской империи украинской организацией политической направленности. Об этом можно найти свидетельства сразу в двух документах. Это "Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия" и "Закон Божий (Книга бытия украинского народа)", которые были написаны Костомаровым.
Программные положения этих документов фактически были осуществлены в призывах Кирилло-Мефодиевского общества, которые звучали, как:
- "Братья великороссияне и поляки!".
- "Братья украинцы!".
В этих документах содержался призыв к народам объединяться в Союз славянских республик. Предполагалось, что это будет федерация, основанная на демократических институтах.
Вам будет интересно:Приглашаем на капустник: что такое капустник
Участники Кирилло-Мефодиевского общества выступали за равенство, свободу и братство, которые должны были стать основами нового государственного образования. Конкретными мерами для достижения этих целей были ликвидация юридических различий между сословиями, отмена крепостного права, доступность образования для рабочих.
Течения внутри братства
Внутри самого Кирилло-Мефодиевского общества существовало два течения. Эволюционное, или либерально-буржуазное, и революционное, или народно-демократическое.
Они придерживались единых принципов, но при этом расходились в том, какие из них считать самыми главными и первостепенными.
При этом во многом в своих взглядах и те, и другие были близки к московским славянофилам. В 1980-х годах это даже стало предметом специальных исследований. Различие и тождественность в их мировоззрениях наглядно можно проследить на примере славянофила Федора Чижова, который был арестован по делу о Кирилло-Мефодиевском братстве. Весной 1847 года его сослали на Украину после временного заключения.
Лидеры
Помимо Костомарова, было много других ярких и известных участников Кирилло-Мефодиевского братства. Среди них, в основном молодые интеллигенты, студенты и преподаватели Харьковского и Киевского университетов.
К либерально-буржуазному течению принадлежал сам Костомаров, а также композитор Афанасий Маркович, фольклорист Пантелеймон Кулиш, педагог Александр Тулуб. Они были убеждены в братстве и единстве славян, важности развития украинской культуры.
Революционно-демократические взгляды разделяли публицист Николай Гулак, поэт Георгий Андрузский, общественный деятель Иван Посяда. Большое влияние на формирование идей и взглядов оказал Тарас Шевченко, который присоединился к братству в апреле 1846 года. Он был приверженцем революционного течения.
Задачи
Рассказывая кратко о Кирилло-Мефодиевском братстве, важно остановиться на задачах, которые они преследовали. Организация была основана на панславистских и христианских идеях. Ее основными задачами была либерализация культурной и политической жизни Российской империи. Состояться это обязательно должно было в рамках панславянского союза народов.
В деятельности Кирилло-Мефодиевского братства важной задачей стало социальное и национальное освобождение Украины, в первую очередь, в антифеодальном смысле. Данные события должны были сопровождаться отменой сословных привилегий, крепостного права, провозглашения свободы совести и других важных демократических институтов.
В состав планируемой всеславянской федерации должны были войти не только Россия и Украина, но и Чехия, Польша, Болгария и Сербия. Законодательную власть предполагалось отдать сейму, состоящему из двух палат. Функции исполнительной должен был реализовывать непосредственный глава государства в статусе президента.
Общество предполагало воплотить в жизнь свои идеалы путем проведения мирных реформ в полном соответствии с христианскими правилами кротости, любви и терпения.
Историческое значение
Характеризуя кратко Кирилло-Мефодиевское общество, стоит подчеркнуть, что его историческое значение заключалось в том, что это была первая попытка украинской интеллигенции выступить в поддержку прав и свобод своего народа.
К тому же была разработана богатая программа, ставшая указателем и ориентиром для многочисленных последователей.
Принципиальным стало то, что братство получилось самобытным и самостоятельным политическим формированием. Оно было уникальным, так как не повторяло никакие иные существовавшие в то время в Российской империи политические организации.
Разгром
Просуществовало братство совсем недолго. В марте 1847 года студент Киевского университета Алексей Петров донес властям о существовании тайного общества. Обнаружить его ему удалось в ходе одной из дискуссий, в которой принимали участие его члены. Он их просто подслушал.
В последующие полтора месяца братство было фактически разгромлено жандармами. Большинство его сторонников сослали или арестовали. Например, Тараса Шевченко, которому тогда было 33 года, отправили в солдаты.
Вернуться к научной, литературной и преподавательской деятельности большинство из них смогли только в 1850-е годы.
Николай Костомаров
Костомаров был главным идеологом братства. Он родился в Воронежской губернии в 1817 году. Во время основания тайного общества ему было около 30.
Он учился на историко-филологическом факультете Харьковского университета. Именно тогда всерьез увлекся историей. Выучив украинский, начал писать на этом языке под псевдонимом Иеремия Галка, выпустив несколько сборников стихов и драм.
Интересно, что первая его диссертация вызвала скандал. Работа о значении унии в западной России была признана возмутительной, ее было велено сжечь. При этом Костомарову разрешили написать еще одну магистерскую диссертацию. В 1843 году он успешно защитил труд об историческом значении народной поэзии в России.
После этого его внимание было сконцентрировано на фигуре Богдана Хмельницкого. С 1846 года он начал преподавать русскую историю в Киевском университете, тогда-то вокруг него и сложился тайный кружок.
Обвиненный в организации тайного общества, Костомаров год провел в Петропавловской крепости, а затем был сослан в Саратов. В этом провинциальном городе он находился под постоянным полицейским надзором. При этом ему было запрещено преподавать и печатать свои произведения.
Оказавшись в ссылке, он поразился, какой огромной оказалась пропасть между его идеалами и существовавшей действительностью. Важно, что при этом в нем осталась энергия и способность продолжать усердную работу.
К 1856 году был отменен запрет на публикацию его трудов. Затем был снят и надзор.
Судьба Шевченко
Тарас Шевченко в истории современной Украины остается одним из главных поэтов и писателей, представителем национального движения, ставшего основателем современной украинской литературы и украинского литературного языка.
Шевченко родился в Киевской губернии в 1814 году. После разгрома тайного общества его обвинили в сочинении стихов возмутительного содержания на малороссийском языке. В них он писал о бедствиях и порабощении Украины, выступал за вольное казачество.
Его было решено отправить рядовым на воинскую службу в Оренбургский край. Только в 1857 году состоялось его освобождение, благодаря многочисленным ходатайствам. Тарас вернулся в Петербург, побывал на Украине, но жить ему оставалось совсем недолго. Через четыре года он скончался от водянки в возрасте 47 лет.