15-01-2019 09:55

Система управления знаниями: понятие, основы, классификация, методы и современные этапы развития

Система управления знаниями - это набор способов получения необходимой информации, ее сохранения и распространения между сотрудниками организации. Она помогает использовать интеллектуальный капитал для приобретения материальной выгоды, развития производства, модернизации и так далее. Этот термин впервые применил ученый Карл Вииг в конце восьмидесятых годов двадцатого века.

система управления знаниями

Предшественники

Хуан Борджиа - сын папы римскогоВам будет интересно:Хуан Борджиа - сын папы римского

Однако и до появления нового термина научное сообщество интересовалось данной проблемой. Американский футуролог Элвин Тоффлер в первой половине прошлого столетия предсказал, что на смену индустриальному обществу придет информационное. В такой системе взаимоотношений между людьми главной ценностью считаются не материальные блага, а знания.

ценность информации

Наиболее успешным является не тот человек, который занимает более высокое социальное положение и имеет необходимые связи, а специалист, способный изобретать принципиально новые подходы, мыслить и действовать нестандартно.

Новая система образования

Говоря об интеллектуальном капитале и системе управления знаниями, нужно отметить, что в постиндустриальном или информационном обществе умение добывать нужные сведения ценится почти наравне с созданием нового интеллектуального продукта. Поэтому в современном российском образовании главной целью обучения молодого поколения называется привитие ему информационной компетенции.

Реальные размеры стран мира: шутка проекцииВам будет интересно:Реальные размеры стран мира: шутка проекции

Этим термином обозначают способность ориентироваться в огромном море сведений, доступ к которому человек получает благодаря техническим средствам. Отбирать нужную информацию, а также отбраковывать непригодную сегодняшние дети начинают учиться еще в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, исследовательские методы в нынешнем образовании выходят на первый план, приходя на смену традиционным. Данный подход способствует тому, чтобы представители следующих поколений уже с ранних лет своей жизни понимали важность информации в современном мире и были готовы к созданию системы управления знаниями.

Применение на практике

В начале девяностых социолог Питер Снеге описал свой взгляд на то, как организация в процессе деятельности может постоянно самообучаться. К этому же времени складывается несколько национальных школ, имеющих свой оригинальный подход к осуществлению руководства системой знаний. Наиболее известны следующие из них: американская, японская и европейская (она же скандинавская). Последняя из них прославилась тем, что именно ее теоретические изыскания привели к тому, что в 1991 году в одной из страховых компаний Швеции появился сотрудник, отвечающий за управление системой знаний в организации.

Космологические модели Вселенной: этапы становления современной системы, особенностиВам будет интересно:Космологические модели Вселенной: этапы становления современной системы, особенности

система управления базами знаний

В 1995 году в Японии была выпущена книга под названием "Компания - производитель знаний". Эта работа способствовала реализации на практике идей по развитию систем управления знаниями в различных организациях в Стране восходящего солнца. В дальнейшем эти принципы развивались учеными из разных уголков мира, приобретая все большую популярность. Разработками концепций управления системой знаний в организациях стали заниматься передовые научно-исследовательские институты мира. В крупнейших университетах появились программы подготовки специалистов в этой области.

Новая профессия, представители которой призваны руководить круговоротом интеллектуальных ценностей в различных обществах, стали называться менеджерами знаний. Необходимость подобной деятельности была осознана не только представителями бизнеса и руководителями производственных предприятий. Новые идеи стали реализовываться и в научной среде, а также в торговле, образовании и других областях человеческой жизни и деятельности.

Опыт компании

Что касается применения вышеизложенных принципов в нашей стране, то здесь показательным является пример компании сотовой связи МТС. Известно, что сотрудники магазинов-салонов, занимающихся распространением услуг данной организации, периодически проходят курсы повышения квалификации. Кроме того, в каждую из торговых точек каждый месяц высылаются учебные пособия, которые обязан прочитать каждый сотрудник, чтобы затем пройти тест на знание новой информации.

Наука и политика

Необходимость систем управления знаниями была признана в некоторых странах на государственном уровне. На пороге двадцать первого века парламентом Швейцарии было принято решение о создании государственной организации, занимающейся внедрением идей менеджмента информации в деятельность различных правительственных учреждений.

Вскоре после этого был учрежден международный институт, занимающийся научными разработками в данной области.

Тогда же все чаще в специализированных периодических изданиях стали появляться публикации об опыте западных специалистов по созданию системы управления знаниями.

На стыке наук

Молодая была не молода: антонимы к слову "юный"Вам будет интересно:Молодая была не молода: антонимы к слову "юный"

Исследования в области системы управления знаниями проходят при обязательном привлечении в эту деятельность специалистов из разных областей науки. Например, наиболее эффективные формы передачи новой информации не могут быть выбраны без рассмотрения психологического аспект данного процесса. Поэтому разработка систем управления знаниями должна опираться на сведения об особенностях человеческого сознания, мыслительной деятельности, памяти и так далее. Кроме того, к изучению данного вопроса привлекаются также культурологи и социологи, которые указывают на специфику передачи знаний в условиях той или иной страны, общественного строя, возрастной категории и так далее. Все эти сведения помогают оптимальной организации этой стороны деятельности современного коммерческого или иного учреждения.

Поэтому можно утверждать, что в сфере разработки систем управления, как и во многих других областях, исследования идут междисциплинарным путем. Такой подход характерен для современной научной деятельности.

Неслучайно во второй половине двадцатого века появилось множество дисциплин, использующих достижения разных сфер знания, например, социолингвистика, социальная антропология и многие другие. Эксперты не исключают возможности выделения менеджмента знаний в отдельную науку или направление какой-либо дисциплины. Пока остается неясным, в рамках какой области знаний это могло бы происходить. Возможно, это будет осуществляться в недрах социологии и менеджмента.

Одна из моделей управления знаниями

Японские специалисты разделяют все знания на два вида: явные и скрытые. К первым можно отнести информацию, которая передается с помощью устной речи или печатного текста. Ко второму виду относятся традиции, обычаи, система ценностей и так далее. В отличие от европейских специалистов, склонных недооценивать второй вид знаний, восточные эксперты говорят о большой важности данного компонента.

Традиции, обычаи и определенная система ценностей, которая принята в той или иной организации, по их мнению, играют большую роль в привитии ее сотрудникам лояльности, чувства коллективизма. А это, в свою очередь, способствует росту производительности, улучшению качества работы и так далее.

Модель системы управления знаниями для каждой отдельной организации индивидуальная.

внедрение системы управления знаниями

Ее выбор зависит от нескольких факторов. В первую очередь, создавая свой метод управления информационными потоками, менеджер должен учитывать специфику организации: особенности профессиональной деятельности сотрудников и культуру взаимоотношений, сложившуюся в данной компании.

Тем не менее в работе всех специалистов данного профиля должны присутствовать следующие моменты:

1. Менеджеры руководят процессом создания новой информации. Эти специалисты следят за тем, чтобы при осуществлении профессиональной деятельности, особенно в моменты, когда требуется принять важное решение, сотрудники использовали накопившиеся в недрах компании знания. Информация, которая является достоянием фирмы, обязательно должна воплощаться в тех услугах или продуктах, на производстве которых организация специализируется.

2. Важная часть деятельности менеджеров знаний состоит в контроле над осуществлением передачи полезной информации от одних сотрудников к другим. Кроме того, такой обмен должен непрерывно осуществляться между структурными частями, из которых состоит предприятие (цеха, отделы и так далее).

Другие обязанности

Кроме вышеперечисленного, менеджеры знаний следят за обеспечением информационной безопасности. То есть они принимают надлежащие меры по предотвращению разглашения секретов фирмы.

В их профессиональные обязанности входит и систематизация тех сведений, которые были получены работниками коллектива.

Японская модель

Нонаки и Такеучи - японские авторы книг по управлению знаниями в организациях. Они предложили свою модель осуществления данного процесса контроля над информацией. По их мнению, менеджеры высшего звена не способны выполнять функцию контроля над знаниями, являющимися достоянием фирмы.

Эти специалисты, как правило, определяют лишь общий ход развития компании. Они далеки от жизни рядовых сотрудников. А значит, люди, занимающие высокие посты, не могут учитывать такой фактор, как культура взаимоотношений в компании. Поэтому японские исследователи рекомендуют поручать контроль над информационными потоками менеджерам среднего звена.

Они, в силу своей вовлеченности в решение повседневных насущных проблем, встающих перед компанией, способны выполнять данную функцию.

Система, по которой в данном случае осуществляется руководство, называется "Центр - верх - низ".

То есть менеджеры среднего звена сообщают сведения о сложившейся информационной обстановке в коллективе высшему руководству, а оно, в свою очередь, принимает решение, которое реализуется при участии все тех же менеджеров среднего звена.

Еще одна концепция

Можно сделать вывод, что японские ученые, занимающиеся проблемой, которой посвящена настоящая статья, говорят о ведущей роли управления в создании информационной системы в организации.

Другой специалист в этой области - Б. З. Мильнер - в одной из своих статей опубликовал список основных частей системы управления знаниями.

На первое место этот исследователь ставит человеческий фактор, то есть те взаимоотношения, которые складываются между членами коллектива. По его мнению, культура общения, принятая в той или иной организации, может способствовать созданию крепкой системы знаний или же, наоборот, привести к ее разрушению. Неслучайно служебные взаимоотношения часто называют "общественным капиталом". А он, в свою очередь, является частью общего достояния фирмы.

"Институции" Юстиниана: содержание и общая характеристикаВам будет интересно:"Институции" Юстиниана: содержание и общая характеристика

Кроме данного фактора важные роли в этом вопросе играют технологии передачи, накопления и получения информации, а также методов управления.

Мильнер пишет о том, что с данной точки зрения деятельность любой организации заключается в производстве, передаче и переработке информации, а также в ее использовании при производстве определенных товаров или в предоставлении каких-либо услуг.

Иными словами, информационная система управления знаниями - это технология привития сотрудникам определенных компетенций. Такая деятельность крайне актуальна сегодня.

Система управления базами знаний

Эта глава посвящена вопросу хранения информации. Обычно для ее архивирования используют базы данных. Так называются способы структурирования данных с целью их сохранения. Базы данных бывают как цифровыми, так и аналоговыми. С простейшей базой данных сталкивался каждый, кто хоть раз открывал библиотечный каталог.

Информация о книгах, где заглавия помещены в алфавитном порядке - это и есть база данных. Они бывают разных видов. Так, в зависимости от масштаба выделяют центральные, местные базы данных и так далее. Другая классификация основана на виде структурирования информации. Самые известные базы данных, которые можно выделить по данному показателю, это:

  • Иерархическая - база данных, в которой каждая ячейка (статья, книга и так далее) объединена с несколькими другими по какому-либо признаку.
  • Сетевая база данных - такая система, в которой каждый пункт может быть объединен с другими не по одному, а по ряду признаков.

В настоящее время большинство баз данных представлено в цифровом виде. Такие системы информации могут быть нескольких видов:

  • Локальные - все сведения находятся на одном компьютере.
  • Распределенные - база данных обслуживается несколькими компьютерами, работа которых синхронизирована.

Система управления базами знаний находится обычно в ведении менеджера.

компьютерная сеть

Взаимное обучение специалистов

Цель системы управления знаниями - не только хранение информации, которой обладает фирма, но и обучение сотрудников. Поэтому важным моментом является создание необходимых условий для профессионального общения. Еще недавно единственным - и довольно эффективным - методом передачи специальных знаний были беседы сотрудников во время перекусов и обеденных перерывов.

Сегодня же, когда работники крупных компаний могут находиться в разных городах и даже странах, появилась необходимость во внедрении системы управления знаниями. Поэтому в подавляющем числе организаций имеются собственные электронные ресурсы для профессионального общения.

создание систем управления знаниями

С этой целью, как правило, используются страницы в различных социальных сетях, мессенджеры, а также сайты компаний.

Сведения о сотрудниках

Сегодня в больших организациях для решения определенных проблем принято не привлекать сторонних сотрудников, а искать специалистов из штата компании. Для этих целей в базу данных заносятся сведения об образовании, увлечениях и всех предыдущих местах работы каждого работника.

При возникновении какой-либо проблемы менеджер с легкостью может найти человека, наиболее компетентного в возникшем вопросе. В базах часто фиксируется и степень занятости конкретного сотрудника в данный момент. Для выполнения определенного поручения руководитель выбирает человека с наименьшей загруженностью. Для получения информации о конкретном работнике могут также использоваться социальные сети.

Для подбора сведений обычно используются различные компьютерные приложения.

Видеоконференции

Немаловажным вопросом также является массовое обучение сотрудников и проверка их знаний. Часто для этой цели используется формат видеоконференций. Для их проведения можно использовать различные электронные платформы, например Teachbase.

Контроль знаний как часть управления

В системе научного знания эти вопросы менеджмента информации более всего соприкасаются с социологией. Теория управления рассматривается учеными в рамках именно этой науки.

Согласно многим исследованиям, основными направлениями деятельности менеджеров являются:

  • Постановка целей существования фирмы.
  • Определение путей реализации целей.
  • Контроль рабочего процесса, направленного на достижение целей.
  • Защита знаний от посторонних лиц.

Все это, в свою очередь, предполагает работу с большим объемом информации.

защита информации

О технологиях и системах управления знаниями было кратко рассказано в настоящей статье.



Источник