В Кировской области сохранился своеобразный говор вятичей. Некоторые слова трудно понять без перевода. Устав, кировчанин может пошутить: «Я сейчас только для домовины гожусь». Непосвященный человек, узнав корень «дом», может подумать об уютном жилище. Но шутник пояснит, что домовина – это гроб. Сделанный из дерева, как изба.
Кроме этого значения есть еще одно, устаревшее. Так называли обрядовые сооружения, установленные на высоких подпорках. Их находят по местам селений финно-угорских племен.
Голбец – что это такое?
Вам будет интересно:Кислород и его свойства. Удельная теплоемкость кислорода.
«Голбец» – еще одно слово кировчан. Так называют подпол, где хранятся припасы на зиму. Вход в голбец обычно делают, вырезая лаз в кухонном полу. Иногда делают еще одно отверстие в комнате. Оно уже поменьше и человек в него не пролезет. В него засыпают овощи (картофель, морковь, свеклу). Под отверстием расположены деревянные короба, и урожай сразу складируется на место. Перед засыпкой яблок голбец белят известью, чтобы не распространялась гниль плодов. Поэтому потолок в нем белый. Это еще и сохраняет доски пола от гниения.
Но это слово имеет еще одно значение. Так в Коми называют дохристианские похоронные столбы, установленные на могилах. В селе Усть-Цильма на Печоре с шестнадцатого века живут староверы. Они тщательно охраняют свои традиции и особенно о них не распространяются. Но туристам не возбраняется посещение кладбища, хоть местные жители и предупредят о том, что туда ходить нельзя.
На кладбище стоят современные кресты с двускатными крышами и старинные голбцы также с крышами. В столбе выдолблено окошечко, куда приносят и кладут еду, чтобы задобрить мертвых.
На этом кладбище стоит домовина – это склеп из бревен, где лежат самосожженцы. Был и такой факт в жизни села – несколько семей сгорели заживо, протестуя против новых порядков Синода. Их почитают как мучеников.
Древний обычай финно-угорских племен
В Музее Москвы есть необычный экспонат, очень похожий на домовину. Это «домик мертвых», как его назвали. Он был найден при раскопках под Москвой около Звенигорода. Могильник датируют 750 годом нашей эры. В то время здесь жили финно-угры, предки племен мери и веси. В подобных срубах находили обожженные останки людей разного возраста. Предполагают, что трупы сжигались в отдаленном от городища месте (кремация на стороне) и переносились в деревянный склеп, который стоял в глухом лесу.
Склеп представляет собой сруб высотой около двух метров, без окон, но с очагом у входа. Видимо, для ритуальных приготовлений пищи. Этот обычай – хоронить в деревянном склепе – был распространен по всей Европе и частично в Азии. Такие домовины ставили на столбы и обкуривали дымом, это предотвращало гниение и отпугивало насекомых.
Славянские захоронения
Было обнаружено несколько видов захоронений славян - в основном углубленные домовины. Это срубы с ямой, наполненной углем, черными от огня стенами и останками умерших, подвергшихся кремации. Детские захоронения никогда не подвергались кремации и покоились на приподнятом грунте. Относятся они к позднеславянскому периоду.
Внешний вид домовин различается. Есть дома мертвых на уровне земли, в которые ведет вогнутый вход. Есть курганы, стоящие на столбах и имеющие прямоугольное основание. В одном из захоронений обнаружили вещи, датированные 1150 годом. Это позволяет сделать вывод о том, что для славян домовина была привычным способом захоронения.
Избушка Бабы Яги
С детства все помнят описание жилища Бабы Яги: избушка без окон и дверей, на курных (окуренных дымом, а не куриных) ножках. Это домовина, деревянный гроб. Места в нем мало – нос в потолок врос. Когда славяне пришли на земли финно-угров, они увидели в лесах такие домики. Это стало пищей для сказок и легенд. На самом деле, бояться было нечего – в домике никто не жил. Финские домики мертвых ставили на столбы, а более южные племена не ставили. Суть от этого не меняется.
Наличие очага у входа наводило на мысль о том, что всех погребенных в домике проводили через огонь. Отсюда сказки о стремлении Бабы Яги зажарить пришедшего живого человека.
Сохранился письменный источник – повесть о начале заселения Москвы. Он содержит сообщение о князе, скрывавшемся от сыновей боярина Кучки. В чаще леса он нашел сруб с погребением какого-то человека и укрылся в нем.
Как менялось значение слова
В переводе с украинского «домовина» означает гроб в современном его понимании – деревянный ящик для покойного. В белорусском языке слово трактуется аналогично. В Сербии домовиной называют родину. В Боснии тоже.
Раньше домовину делали из колоды. Выдалбливали в ней место для покойника. Сейчас гроб сколачивают из досок. Способ захоронения тоже изменился. Если раньше устраивали сруб, то сейчас этого не делают. На могилах ставят памятники. Только в некоторых местах еще сохранился обычай ставить высокие деревянные кресты с окошечком для приношений. Но даже в селе староверов для этого используют тарелки, которые оставляют на могилах.
Идет время, меняются люди, их обычаи претерпевают трансформацию. Какие-то совсем исчезают, оставив только след в сказках. Какие-то сохраняются до наших дней. Все это – история.
Заключение
Существует много слов, обозначающих человека в гробу, большинство из них образные. Многочисленные исследования и раскопки позволяют нам лучше понимать историю родных мест.